Л. И. Сосковец «Положение русской православной церкви в период «хрущевской оттепели»»

Состояние духовной сферы в 1950-1960-е гг.

Литература:

1. История России под редакцией Милова;

А. Н. Сахаров «История России с древнейших времен до настоящего времени»

А. П. Куропаткин «Новые направления в идеологической пропаганде СССР после смерти И. В. Сталина» (статья)

Л. И. Сосковец «Положение русской православной церкви в период «хрущевской оттепели»»

Крупнейшими достижениями науки и техники того времени стали: создание турбореактивного пассажирского лайнера Ту-104 (1955), запуск самого мощного в мире синхрофазотрона (1957); испытание на космодроме Байконур 21 августа 1957 г. ракеты межконтинентальной дальности Р-7, позволившей осуществить запуск в космос искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.); спуск на воду атомного ледокола «Ленин» (конец 1957 г.); ходовые испытания атомной подводной лодки (июль 1958 г.); создание в 1959 г. первой отечественной крылатой ракеты, стартующей с подводной лодки (генеральный конструктор В. Н. Челомей); полет Ю. А. Гагарина в космос (12 апреля 1961 г.); осуществление 30 октября 1961 г. беспрецедентного по мощности (50 мегатонн) взрыва водородной бомбы над Новой Землей (испытанием доказана возможность конструировать на основе предложенного принципа заряда практически неограниченной мощности); создание системы залпового огня «Град» (1962); запуск в 1962 г. маневрирующего автоматического искусственного спутника Земли серии «Полет» — прототипа перехватчиков искусственных спутников; пуск Белоярской и Ново-Воронежскской АЭС (1963); вывод на орбиту первого многоместного космического корабля «Восход-1» с космонавтами В. М. Комаровым, К. П. Феоктистовым и Б. Б. Егоровым (1964).

В 50-е гг. возобновлены работы в области генетики, несмотря на то что Н. С. Хрущев продолжал поддерживать влиятельного противника этого направления в науке Т. Д. Лысенко, который вплоть до 1962 г. в качестве президента ВАСХНИЛ (1938–1956 и 1961–1962 гг.) осуществлял руководство сельскохозяйственной наукой страны, во многом в ущерб науке.

Во второй половине 50-х гг. большой проблемой для сельскохозяйственной науки стала ветровая эрозия и резкое снижение плодородия освоенных целинных земель, ставшая результатом шаблонного переноса на эти земли агротехнических приемов, применявшихся в центральных влагообеспеченных районах страны. На этом фоне развернулась острая критика травопольной системы земледелия и повсеместное насаждение в административном порядке пропашной системы. В засушливых районах по рекомендации ученых стали с успехом применять безотвальную вспашку, поверхностную обработку почвы и зернопаровые севообороты (Т. С. Мальцев и его ученики), почвозащитную систему земледелия (А. И. Бараев и его ученики).

Определенные достижения наблюдались и в гуманитарных науках. Постепенному преодолению сталинского догматизма, восстановлению, пусть и частично, правды в отношении исторических процессов, событий и отдельных личностей способствовало расширение со второй половины 50-х гг. публикаций воспоминаний, статистических и документальных материалов, доступа к архивам. Большое значение имело обнародование утаиваемых ранее статей В. И. Ленина, связанных с образованием СССР, характеристиками политических деятелей из ленинского окружения. Развитие общественных наук шло по линии «возврата к ленинизму», выискивания ошибок Сталина даже там, где их не было, романтизации «чистой» коммунистической идеи периода революции и 20-х гг. Развитию гуманитарных исследований способствовали новые журналы: «История СССР», «Вопросы истории КПСС», «Новая и новейшая история», «Мировая экономика и международные отношения», «Вопросы языкознания» и др.

В гуманитарной среде создавались новаторские для своего времени труды, подводились итоги исследований в конкретных областях знания, возникали и развивались новые научные школы. За период с начала 50-х до середины 60-х гг. заметный след в науке оставили философы Э. В. Ильенков, П. В. Копнин, В. С. Степин; специалисты в области отечественной истории М. Н. Тихомиров, Н. М. Дружинин, Б. А. Рыбаков; в области всеобщей истории — В. С. Сергеев, С. Д. Сказкин, А. И. Неусыхин; этнологи С. П. Толстов, С. А. Токарев; археолог А. В. Арциховский; юристы Н. Г. Александров, М. Н. Гернет; экономисты Л. В. Канторович, В. В. Новожилов, В. С. Немчинов; литературоведы М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев; языковеды В. В. Виноградов, Ф. П. Филин; психологи А. Н. Леонтьев, А. Л. Лурия; социолог Г. В. Осипов; педагог М. Н. Скаткин и др.

Вместе с тем попытки научной интеллигенции выйти за пределы сложившихся догм, расширение критики «культа личности» вне рамок известного партийного постановления не допускались, упоминания о Троцком, Бухарине, Рыкове и других оппозиционерах тщательно ограничивались цензурой. Дискуссии на темы репрессий пресекались, нередко с подключением органов КГБ.

Положение Русской православной церкви в СССР в конце 1950-х - начале 1960-х гг. вновь оказалось весьма сложным. Государство предприняло против нее ряд мер, существенно ограничив возможности ее жизнедеятельности. Произошло новое масштабное сокращение числа православных храмов, монастырей, учебных заведений. Далеко от канонической традиции оказалась система организации и управления церковью. Проводилась активная антирелигиозная и анти-церковная пропаганда. В таких условиях РПЦ не смогла оказывать новому натиску властей сколько-нибудь серьезного сопротивления. Ресурс ее противостояния советскому государству был уже давно исчерпан, а опыт приспособления к жизнедеятельности в советских условиях давно отлажен, тем более, что на сей раз не было физических репрессий против священства и верующих, не трогали ни руководство Патриархии, ни местный епископат. Правда, Патриарх Алексий попытался озвучить Совету по делам РПЦ свое недоумение по поводу столь масштабных и разнообразных ударов по вверенной ему церкви, но эти вопросы остались без ответа. Были проявления недовольства политикой, развернувшейся в 1950—1960-е гг., и в среде церковной общественности, но они не переросли в массовые.

Надо отметить, что в рассматриваемый период и рядовые верующие более активно реагировали на новую политику по отношению к церкви. На сей раз властям с большим трудом удавалось объяснять им, почему их храм закрывается, а община распускается. В большинстве случаев прихожане пытались хоть как-то противодействовать ликвидации действовавших церквей: устраивали дежурство у намечавшихся к закрытию молитвенных зданий, требовали объяснений и писали «бесконечные» жалобы в разные инстанции, требуя найти управу на местные власти, которые, по их мнению, и были главными зачинщиками наступления на церковь. Писем и заявлений было столько, что в августе 1964 г. Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР был вынужден отреагировать на данную ситуацию. Им было принято постановление «О работе по рассмотрению жалоб верующих». В нем отмечалось, что поток жалоб на незаконное закрытие церквей и административное вмешательство во внутренние дела приходов, дискриминацию верующих постоянно нарастал. При этом письма шли в высшие партийные и государственные органы, другие центральные учреждения, редакции газет и журналов. Совет по делам РПЦ был вынужден признать, что большинство жалоб вполне справедливы, а дальше всю ответственность переложил на уполномоченных Совета и местные администрации. Причем ответственность не за собственно незаконные закрытия храмов, а за то, что пренебрежительно относятся к жалобам верующих, потому те и вынуждены были обращаться выше. Было предложено внимательнее реагировать на обращения, находить подобающие объяснения, но не было ни одного намека на то, что надо бы вновь отрыть церкви. И действительно, несмотря на имевшееся недовольство и представителей духовенства, и мирян, ни один православный храм, закрытый в период с конца 1950-х гг., так и не возобновил своей работы.

Фильм «Мне 20 лет» мне понравился. Я понимаю, что жизнь людей, в основном, мало чем изменилась: семья, учеба в институте, работа. Одно кардинально пережило изменения: развлечения. В период «оттепели» люди ходили на танцы, проводили время в дружных компаниях, были настоящими друзьями. И телевизор им не был нужен. Что касается современного человека так это уединенное времяпрепровождение, просмотр телевизора или соц. сети. Массовый, самый любимый праздник «Мир. Труд. Май.» потерял своей актуальности, при Хрущеве все трудились, а сейчас люди «ищут себя» до самой пенсии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: