Часть 1
Ответами к заданиям 1–19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).
Расположите в хронологической последовательности исторические события
Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной
последовательности в таблицу.
1) Ледовое побоище.
2) Крещение Руси.
3) Грюнвальдская битва
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) Крестьянская война Степана Разина | 1)1682-1689гг. |
Б) Правление Фёдора Алексеевича | 2) 1667-1671гг. |
В) Война с Речью Посполитой за Украину | 3)1654-1667гг. |
Г) регентство Софьи Алексеевны | 4)1645-1676гг. |
5)1648-1654гг. | |
6)1676-1682гг. |
Ответ:
|
|
А | Б | В | Г |
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, отражают процесс закрепощения крестьян в XV−XVII вв.
1) пожилое 4) заповедные лета
2) Соборное уложение 5) урочные лета
3) Табелью о рангах 6) Юрьев день
Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.
Напишите пропущенное слово.
Лично свободных крестьян, работающих на государственных землях, несших государственные повинности в XIV- XVII вв, называли ________.
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
НАЗВАНИЯ НАСЕЛЁННЫХ
ПУНКТОВ СОБЫТИЯ
А) Переяславль Б) Андрусово В) Кардисс Г) Нерчинск | 1) Мир со Швецией, отказ России от претензий на Прибалтику. 2) перемирие с Польшей, Смоленские земли и Левобережная Украина входят в состав России 3) договор с Японией о статусе Сахалина и Курильских островов 4) Признание Польшей Киева и Запорожья территорией России 5) Рада, принявшая решение о включении Украины в состав России 6) Разграничение границ с Китаем на Дальнем Востоке. | ||||||||
А | Б | В | Г
| ||||||
|
| ||||||||
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
А) | «Главным представителем этой партии была... ученица Симеона Полоцкого, личность, безусловно, умная и энергичная, которой душно было в тесной полумонашеской обстановке, окружавшей московских царевен; образование расширило её умственный кругозор, выработало в ней широкие запросы жизни, а отсутствие стесняющего внешнего авторитета родительской власти позволило... искать ответы на эти вопросы вне терема. Она тесной сердечной связью сблизилась с замечательнейшей личностью того времени, князем В. В. Голицыным, и вмешивалась в общественную жизнь. Кровными узами привязанная к дворцовой партии Милославских... прониклась её интересами. Как сильная и страстная натура, она лучше и сильнее всех чувствовала эти интересы и стала руководительницей этой партии». |
Б) | «Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои населения, и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору... но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казненные и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых». |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) «Ученица Симеона Полоцкого» заключила в 1686 г. «Вечный мир» с Речью Посполитой.
2) Представители семьи Романовых пришли к власти в результате стрелецкого бунта.
3) В тексте речь идёт о событиях, связанных с Земским Собором 1613 года.
4) «Ученица Симеона Полоцкого» пришла к власти в результате стрелецкого восстания.
5) В период правления упомянутого в тексте представителя семьи Романовых заключил Столбовский мир со Швецией.
6) Упомянутый(ая) в тексте представитель(ница) семейства Романовых пришёл(шла) к власти, свергнув своих младших братьев – Ивана и Петра.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
Выберите из списка трёх деятелей культуры XVIII в., которые были литераторами, и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.
1) В. К. Тредиаковский
2) Д. Г. Левицкий
3) Г. Р. Державин
4) Д. И. Фонвизин
5) И. П. Аргунов
6) И. Ф. Шубин
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного
Буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) В результате заключения Деулинского перемирия Россия потеряла ________________
Б) Гетман Украины, союзник шведского короля в период Северной войны_____________
В) Россия получила право строительства черноморского флота по итогам ____________
1) Дерпт. 4)Кючук-Кайнарджийский мир
2) Богдан Хмельницкий 5) Смоленск
3) Нерчинский мир 6) Мазепа
А | Б | В |
Установите соответствие между именами князей и воевод и событиями, связанными с их деятельностью.
|
|
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ
А. Обязанность крестьян отдавать помещику часть имущества в натуральной или денежной форме | 1.МАНУФАКТУРА | |
Б. Обязанность крестьян обрабатывать землю помещика | 2. БАРЩИНА | |
В. Система постоянно действующих торговых связей между различными частями страны | 3. ОБРОК | |
Г. Промышленное предприятие, основанное на принципе разделения труда, ручном наёмном труде. | 4. КРЕПОСТНОЕ ПРАВО | |
5. ВСЕРОССИЙСКИЙ РЫНОК | ||
6. ЯРМАРКА |
А | Б | В | Г |