Прокофьев Сергей Сергеевич (1891– 1953), композитор, пианист, дирижёр

Ход урока

І. Организационный момент.

Слайд 3.

Музыкальное приветствие.

Эмоциональный настрой на урок.

ІІ. Актуализация знаний.

Сегодня мы поговорим о музыке нашего родного края, будем слушать музыкальные произведения и исполнять их сами.

И сейчас прозвучит главная песня нашей Республики, которая уже известна во многих странах мира, потому что именно этой песней представлена наша Донецкая Народная Республика. Как она называется? (ответы уч-ся).

Слайд 4.

Конечно, это Гимн ДНР. Вы знаете авторов нашего Гимна? (автор музыки - Михаил Хохлов, текст написан группой авторов).

(Слушание Гимна ДНР, исполнение песни уч-ся).

https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=TQ7PhDLoelo&feature=emb_logo

https://www.youtube.com/watch?time_continue=25&v=UtmVJ5BVXmg&feature=emb_logo

Песня родного края, лучше которого нет и не будет. Для каждого человека музыка возникает из звуков ранних лет. Песня детства, голос матери, щебетанье птиц, шум дождя, школьные годы, друзья. Всё это образует свой звуковой мир, такой же милый и единственный, как уголок родного края. Давайте вместе свами вспомним песню о родном крае, которую учили в 4-м классе композитора Дмитрия Кабалевского.

(Звучит песня Д.Б. Кабалевского «Наш край». На экране презентация «Наш край», исполнение песни уч-ся).

https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=6umrYsDk6AM&feature=emb_logo

– Какая главная мысль этой песни? (Любовь к Родине свойственна каждому человеку, даже маленькому).

Верно. Такую любовь человек всегда испытывает к тем местам, где он родился, где прошло его детство, годы юношества.

ІІІ. Повторение материала.

Сегодняшний урок мы посвятим тому, что человек проносит в сердце всю жизнь – Родине, и тем, кто в своем творчестве отражает эту любовь, а именно музыкантам – нашим землякам и современникам. проанализируем, как в культурной жизни наших соотечественников отражаются современные события. Мы познакомимся с творчеством композиторов Донецкого края. А особенно с жизнью и творчеством Прокофьева, в честь которого был назван Донецкий аэропорт.

«Я пришел на эту землю, чтобы петь. И хочу, чтобы частица моего сердца передалась и вам». Это слова Анатолия Соловьяненко – великого певца и прекрасного человека.

Слайд 5-6.

Анатолий Борисович Соловьяненко – всемирно известный певец (тенор) и выдающийся общественный деятель. Оперный певец, народный артист CССР, лауреат Ленинской премии, герой страны, а самое главное удивительно талантливый и красивый человек, прославившийся своим лирико-драматический тенором.

– Давай те вспомним, что такое ТЕНОР? (ответы уч-ся).

Родился 25 сентября 1932 года в Донецке, в потомственной шахтёрской семье. В 1954 году Анатолий Соловьяненко окончил Донецкий политехнический институт, а в 1978 году, уже будучи народным артистом СССР, – Киевскую консерваторию. В репертуаре певца было много концертных программ, составленных из произведений русских, украинских и зарубежных авторов. Но любовью всей его жизни была – песня. Когда Соловьяненко пел «Нiч яка мiсячна», слушатели забывали все на свете, в зале не было равнодушных...

– Какое культурное заведение в Донецке названа в его честь? (ответы уч-ся).

– Где в Донецке стоит памятник Анатолию Соловьяненко? (ответы уч-ся).

– Почему скульптура А. Соловьяненко изображена в образе герцога из оперы «Риголетто» Дж. Верди? (ответы уч-ся).

(Звучит укр. нар. песня «Нiч яка мiсячна»)

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=BySyrwkL3Hg&feature=emb_logo

Слайд 7.

Иосиф Давыдович Кобзон – советский эстрадный певец (баритон), российский политик. Иосиф Кобзон родился в городе Часов Яр Донецкой области 11 сентября 1937 года. Иосиф Кобзон занесен в «Книгу рекордов России» – певец признан самым титулованным артистом страны. Иосиф Кобзон – рекордсмен эстрады. Он провел рекордное количество концертов в день – 12, выступил на самом длинном по времени концерте – 12 часов и 40 минут, записал около 3000 песен, посетил с гастролями более 100 стран мира, первым пошел на переговоры с террористами в «Норд-Ост», стал почетным гражданином 29 городов СНГ. В Донецке Иосифу Давыдовичу установлен прижизненный памятник на площади у Дворца молодежи «Юность».

– Давайте вспомним, что такое БАРИТОН? (ответы уч-ся).

(Звучит песня «Спят курганы тёмные»: муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина)

Слайд 8.

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891– 1953), композитор, пианист, дирижёр.

Родился 23 апреля 1891 г. в имении Солнцевка (ныне село Красное) Донецкой области, где отец служил управляющим. В 1904 г. Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию; занимался композицией у А.К. Лядова, а инструментовкой – у Н.А. Римского-Корсакова.

Окончил консерваторию в 1909 г. как композитор, после чего вновь поступил в неё уже по классу фортепиано. Если диплом композитора, по собственным словам Прокофьева, был «плохого качества» (отношения с педагогами у него не сложились), то окончание консерватории в 1914 г. как пианиста оказалось блестящим – ему была присуждена премия Антона Рубинштейна и выдан диплом с отличием.

Ещё учась в консерватории, Прокофьев написал свой Первый фортепианный концерт, который с триумфом исполнил на выпускном экзамене. Всего у него пять концертов для фортепиано, два для скрипки и один для виолончели. В 1917 г. Прокофьев написал симфонию № 1, назвав её «Классической». Вплоть до 1952 г., когда была создана последняя, симфония № 7, композитор постоянно обращался к этому жанру.

– Давай те вспомним, что такое СИМФОНИЯ? Строение симфонии. Композиторы, которые сочиняли симфонии (ответы уч-ся).

Слайд 9.

(Звучит Симфония № 1 «Классическая» С.С. Прокофьева: фрагмент І ч.).

https://www.youtube.com/watch?time_continue=31&v=xCQcf6J2vqg&feature=emb_logo

I часть – Allegro. Симфония начинается громким аккордом всего оркестра, после которого взбегают вверх пассажи флейт, кларнетов и струнных – как будто взвивается занавес и начинается представление...

II часть – Larghetto – выдержана в ритме полонеза, но его характер скорее напоминает изящный старинный менуэт, которому, собственно, и место во второй части гайденовской симфонии. Мелодия украшена трелями – так и видятся кавалеры в напудренных париках, дамы в фижмах с мушками, жеманно приседающие в такт музыке.

III часть – Gavotta. Это танец с размашистыми движениями, широкими мелодическими ходами, яркий и жизнерадостный. В среднем эпизоде – традиционном мюзетте (мюзетт (фр. musette) – старинный французский танец быстрого темпа), на фоне гудящего аккомпанемента, имитирующего звуки волынки, звучит незатейливый плясовой мотив, слышатся отзвуки русского наигрыша (много лет спустя композитор использовал эту музыку в балете «Ромео и Джульетта».)

IVчасть – Finale. Весёлый и подвижный финал завершает симфонию. В главной партии – снова простенькие арпеджированные и гаммообразные взлёты и падения, забавные повторяющиеся короткие фразы скрипок. Побочная партия и здесь звучит юмористически, с характерным стучащим, как дробь, мотивом у деревянных духовых инструментов. А в заключительной теме возникает светлая, характерно русская мелодия, очень близкая одной из тем оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.

С 1918 по 1933 г. Прокофьев жил в Америке. За границей он успешно концертировал и писал музыку.

Выдающийся талант Прокофьева был высоко оценён как на родине, так и за рубежом. В 1934 г. композитора избрали членом Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме, в 1946 г. – почётным членом пражской «Умелецкой беседы», в 1947 г. – членом Шведской королевской музыкальной академии.

Он неоднократно был лауреатом Государственной премии СССР, а посмертно (1957 г.) Прокофьеву была присуждена Ленинская премия. Умер 5 марта 1953 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: