В младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов для занятий следующие

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

2.1. Изучение нового учебного материала по плану:

ПЛАН

 1. Значение поэзии в развитии речи детей (СРС).

2. Подбор стихотворений для заучивания (СРС).

3. Методика заучивания стихотворений на занятии:

а) методические рекомендации по заучиванию стихов с детьми разного возраста;

б) структура занятия;

в) приемы, повышающие качество запоминания и способствующие выразительному чтению стихотворений.

 

 

выполнение СРС: Подготовка презентаций: «Использование мнемотехнических приёмов в процессе заучивания стихотворений с детьми»;

 

Текст лекции

Значение поэзии в развитии речи детей.

 

Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человека. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией.  

Наиболее благоприятным периодом для начала работы по обучению заучиванию стихотворений является возраст 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И, если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет необходимо уже целенаправленно учить малыша запоминать текст наизусть. И, чем больше ребенок будет учить наизусть — тем больший объем памяти сформируется у него для дальнейшего обучения.

Н.А. Стародубова в своем труде «Теория и методика развития речи дошкольников» пишет, что «поэтические произведения оказывают на ребят огромное воздействие: обостряют чувства, способствуют более эмоциональному восприятию содержания произведения; открывают богатство интонаций и звукового состава слова; развивают чувство ритма, рифмы, творческое воображение, юмор; помагают увидеть и выразить в словах впечатления от многоцветного окружающего мира; учат любить яркое меткое слово».

  2. Подбор стихотворений для заучивания.

          Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами.

Существуют определенные рекомендации, составленные на основе психо-возрастных особенностей детей, по подбору стихотворений для заучивания в детском саду. В «Программе воспитания в детском саду» предлагается список произведений, разработанный с учетом этих рекомендаций. Кроме того, воспитатель может сам подбирать стихи из вновь вышедших, учитывая интересы детей.

В младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов для занятий следующие:

1) простота и четкость ритма;

2) краткость самого стишка и отдельных строк;

3) простота и ясность знакомых детям образов;

4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Так как мышление ребенка в этом возрасте   отличается образностью, то ему  легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами. Слушая такие произведения, дети могут мысленно «нарисовать» себе его содержание.

Для заучивания можно использовать коротенькие потешки и стихи (например, А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик», стихи С.Маршака и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему - это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.

Также не стоит забывать и материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.

В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (например, в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Ребята очень любят их слушать и рассказывать, хотя конечно им еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, воспитатель должен провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни.  

Ø Кроме психовозрастного критерия подбора поэтических произведений, в методиках по развитию дошкольников   встречается метод подбора стихов по психо-эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, детям спокойным - размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергию). Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.  

 

3. Методика заучивания стихотворений и приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений.

 . Рассмотрим основные особенности заучивания стихотворений дошкольниками.

Для методики заучивания стихов очень существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми.

ü Дети очень любят игру с рифмами и со звуками, что несомненно помогает в запоминании. Но помимо этого, очень важна установка на запоминание, мотивация детей (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.

ü  Важно довести до сознания детей смысл произведения, заранее готовить их к восприятию.

Существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми.

Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Как уже говорилось выше, воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. Задача подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли, представляет для педагога известную сложность.

Вот некоторые методические требования к заучиванию стихов:

ü - Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. «Читая хором, – писала Е. И. Тихеева, – дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность». Такой же точки зрения придерживалась Е. А. Флерина, полагая, что разучивать стихи надо индивидуально, в противном случае пропадает эстетическая сторона деятельности.

ü  Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

ü  Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

ü Алексеева М.М. и Яшина Б.И. в своем пособие «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» предлагают для заучивания с малышами метод использования иллюстраций к фрагментам стиха. Их метод основан на том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-образного мышления. Этот способ заучивания можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это  не  так.  Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания детям достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.

Структура занятия:

1. подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивация, вступительная беседа).

Нужно обязательно объяснить детям незнакомые или непонятные слова и выражения.

2. Выразительное и чувственное прочтение стихотворения воспитателем. Прочитать нужно так, чтобы воздействовать на сознание и чувства детей. Причем таким должно быть именно первое прочтение, пока не потерян момент неожиданности.

3. Беседа с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы раскрывающие отношения ребенка к произведению, к герою, к поступкам, вопросы помогающие понять поэтическую форму и средства выражения.

4.   Рассмотреть с детьми иллюстрации к стихотворению, ответить на вопросы к стихотворению.

5. Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание.

Читать нужно не торопясь, акцентируя смысловые моменты.  

6.   Воспроизведение стихотворения детьми.

Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и улучшить его результаты, следует менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме). Стихотворение повторяется индивидуально, а не хором!

Необходимо акрепление произведения на следующих занятиях, в подходящих по тематике жизненных ситуациях; создание детских иллюстраций к произведению, прослушивание музыки.

 

Когда стихотворение будет выучено, дети могут нарисовать свои картины к нему. Можно сделать подшивку таких рисунков, и время от времени рассматривать их, воссоздавая в памяти выученные ранее тексты. Это интересное занятие (создание их собственного альбома иллюстраций) даст детям возможность видеть результаты своей деятельности, поддерживать литературный багаж, тренировать память.

 

Жуковская Р. И. В своей работе «Чтение стихотворений в детском саду. – М., 1951» описывает некоторые приемы для лучшего запоминания стихов:

- игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком);

- досказывание детьми рифмующегося слова; чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;

- частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказке К. Чуковского «Мойдодыр» один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают:

«Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист». Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте;

- драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;

- воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака)

На формирование выразительности направлены и такие приемы:

 

- образец выразительного чтения;

- пример выразительного чтения ребенка;

- оценка чтения;

- подсказка нужной интонации;

-  напоминание о похожем случае из жизни ребенка,  оживляющее пережитые чувства;

- объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения;  

- характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.

 

Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать. Где, когда, как и при каких условиях преподносить детям новое, им еще неизвестное стихотворение? Ответить на этот вопрос трудно. Решение его в каждом отдельном случае будет зависеть от взаимоотношения содержания стихотворения и требований жизни и педагогической работы.

  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: