Послесловие для культурологов

 

Завершая написание двух книг — "Протестантам о Православии" и "Наследие Христа", — я решил подытожить их выводом, сказанном на языке не столько богословия, сколько культурологии.

Появление этих книг, полемически направленных против американских протестантских миссионеров, явление вполне заурядное. Это обычная реакция представителя "третьего мира" на американский империализм (в данном случае — культурно-религиозный). Во всем мире за пределами "семерки" происходит деколонизация сознания. Многие народы обретают свое самосознание и учатся думать на своем языке. Россия, может быть, немного раньше остальных колоний (колоний в смысле не столько политической, сколько культурной зависимости) встала на этот путь. Славянофилы XIX века, возвысившие свой голос против откровенно колонизаторской политики властителей России XVIII столетия, выдвинули аргументы, типологически вполне схожие с теми, что позднее выдвигались национальными деятелями Индии, Латинской Америки или Алжира.

Негативная реакция на американизм, как будто роднящая православных жителей России и ее коммунистических обитателей, лишь по внешности объединяет нас. На самом деле она питается совершенно разными ощущениями. Коммунистически ориентированные борцы с американизмом питаются ностальгией по былой власти, по былой "державности". Это озлобление ослабевшей империи против империи более сильной, это ненависть состарившегося хищника к хищнику более молодому и сильному.

Но православный человек никогда не отождествлял себя с интересами Советской империи. Ее послов он не считал послами той России, которую он любил, ее депутатов и министров не считал служителями своих интересов, в ее генсеках он чувствовал скорее оккупантов, чем соотечественников.

Лишь в сознании "научных коммунистов" были два равносильных и противоборствующих мира ("первый мир" промышленно развитого капитализма и "второй мир" социалистического лагеря), а за их пределами был "развивающийся третий мир". Для православных же легче понять, что мы и тогда были "третьим миром". И тогда мы не принадлежали к кругу "развитых демократических стран". И тогда мы были колонией. Просто, поскольку оккупация длилась уже долго, в последние десятилетия соввласти правящая каста состояла уже в основном из перевоспитанных туземцев.

Православные люди десятилетиями жили в России как в оккупированной стране, в которой все памятники и символы национальной истории искорежены и поруганы. Даже если некоторая страница национальной истории или ее материальный памятник оставались в официальной летописи, то у них отбирался их собственный смысл и им навязывалось толкование, поддерживающее идеологию оккупантов.

Мы уже давно — меньшинство на территории своей собственной страны. Православные давно уже ощущали, что Запад не столько борется с коммунистами, сколько поддерживает их в качестве инструмента разрушения исторической России (это было вполне очевидно в 20-е и 30-е годы, стало менее очевидно в период "холодной войны", но и в 70-х годах об этом много говорил Александр Солженицын).

Это означает, что нельзя отождествлять коммунистический протест против программы американизации России и протест православных против того аспекта этой программы, который связан с деятельностью американских миссионеров в нашей стране.

Нами движет не ностальгия по власти и не тоска по всемирной империи. С точки зрения культурологии наш протест (частью которого являются мои книги) — это обычный протест местной культуры против глобальной макдональдизации. Не замечать это обстоятельство позволяет лишь глубочайшая болезнь русской интеллигенции, у которой напрочь отбиты способности к нормальному национальному мышлению.

Современный русский интеллигент с восторгом будет читать сообщения о том, как конференция богословов, священников и мирян где-нибудь в Бразилии призвала к разработке нового богословского языка, нового строя богослужения, который не был бы стандартной копией западных миссий, но выражал бы дух и традиции местного населения страны. Но аналогичное сообщение из своей собственной страны он воспримет как выражение "дикости" и "жуткого национализма". Сообщение о том, что в какой-либо стране Индокитая началось возвращение к национально-традиционным формам быта, мысли и религии, что местные буддистские монастыри теперь более наполнены, нежели школы, созданные европейскими христианскими миссиями, современного русского интеллигента скорее всего порадует. Но едва заметив, что в его родном городе появился православный проповедник, точно так же призывающий к сохранению традиционной национальной культуры и к игнорированию американских миссий, — этот же интеллигент будет бурно возмущаться этим "посконным русским невежеством".

Негативная реакция на стандартно-американские миссионерские шоу — это не признак уникальной русской "ксенофобии", а естественная черта современного мира. Странно не наличие этой аллергической реакции. Странно ее осуждение. Нигилистическое отношение американских фундаменталистов ко всем иным культурам общеизвестно. Как замечает протестант (но не фундаменталист, а скорее экуменист) Дэвид Бош, "в целом протестанты даже более негативно относились к "нехристианским" культурам, чем католики, не в последнюю очередь вследствие того значения, которое они придавали своему убеждению в абсолютной греховности человечества… На практике молодые церкви никогда не взрослеют, по крайней мере, в глазах церквей старших. В большинстве случаев они могут выжить, лишь угодив своим основателям, решительно отгородившись от господствующей вокруг них культуры и существуя в ней как чужеродное тело"[211]. Поскольку православный мир — это в терминологии фундаменталистов "не возрожденные христиане", то по сути культура, созданная православными вне "возрождения", то есть вне благодати, оказывается обычной греховно-человеческой культурой, то есть попросту язычеством.

По совершенно верной мысли Д. Боша, "во многих случаях Запад приспособил Евангелие к своей собственной культуре, сделав его в то же время чуждым другим культурам. В самом точном и глубоком смысле, однако, Евангелие чуждо любой культуре. Оно всегда останется знамением прорекаемым. Но если оно находится в конфликте с какой-то конкретной культурой, например, третьего мира, важно установить, исходит ли напряжение из самого Евангелия или же оно является следствием того обстоятельства, что Евангелие оказалось слишком тесно связанным с той культурой, которой была опосредована миссионерская весть в соответствующий момент"[212].

Надеюсь, что эти завершаемые мною две книги смогли пояснить, что русская православная мысль, оспаривающая американский "евангелизм", противостоит не Евангелию и не Христу. Имеет место конфликт интерпретаций. Прочтение Евангелия культурой античного восточного Средиземноморья, унаследованное и развитое Византией и затем Россией, по меньшей мере не ущербно по сравнению с тем прочтением Евангелия, которое несут американские миссионеры.

В современном богословии есть термин "инкультурация", то есть творческое восприятие христианской проповедью традиций местной культуры. В моей библиотеке есть немецкий альбом "Искусство молодых церквей", в котором представлены поразительные образцы новой иконографии. Здесь есть иконы Рождества Христова, исполненные в традициях японской и индийской живописи, есть африканские статуэтки Божией Матери… Люди самых разных взглядов, которым я показываю этот альбом, очень светло реагируют на эти непривычные для нас формы восприятия христианства. Это нормальный плод "инкультурации".

Но почему же инкультурация, приветствуемая во вновь возникающих христианских общинах стран третьего мира, осуждается как нечто досадно-ошибочное, когда речь заходит о России? В России инкультурация христианства прошла уже многие столетия назад. Ее плодом и стала Русская Православная Церковь в том ее своеобразии, которое отличает ее от других христиан, в том числе от христиан Запада.

Именно как представитель старой миссионерской школы, уже добившейся поразительного успеха на территории этой страны, я говорю новым миссионерам, приезжающим из Америки: да остыньте же вы! Вы приехали в страну, в которой мы уже умеем проповедовать Евангелие на ее языке. Не спешите сразу нас учить, не навязывайте людям ваш шокирующий американский акцент (поразительно, но даже русские люди, поучившись в русских же протестантских семинариях, начинают говорить по-русски с американским акцентом). Знаете ли вы, что превращение блинной Масляницы в карнавальное преддверие Великого Поста — не менее гениальное миссионерское открытие, чем изобретение телепроповеди? Знаете ли вы, что в крестьянской стране освящение первых плодов (яблок) было миссионерским открытием не менее эффективным, чем изобретение христианских рокгрупп? Знаете ли вы, что скит, населенный молчальниками, может обратить ко Христу не меньшее число людей, чем вечно говорящий Билли Грэм? Знаете ли вы, что Достоевский приводит ко Христу тех, кого оставляют совершенно равнодушными ваши стадионные шоу? Так не торопитесь, не воюйте со старой миссионерской школой, не воюйте с христианством, которое уже нашло общий язык с русским народом. Избавьте христианство от американского акцента.

Православие хотя бы для того должно вступать в полемику с вами, чтобы у людей не возникало ощущения тождества между напористой бездарностью слишком многих ваших проповедников и Церковью. Я понимаю, что для кого-то мир православной символики слишком сложен, и ему будет легче ходить на ваши "собрания". Но есть и другие люди, которых пугает ваш воинствующий примитивизм. Слишком уж неразборчивы бывают ваши проповедники, подбирая из мира массовой "культуры" средств для "эффективной" проповеди. Это было заметно уже в советские времена, что позволило светскому религиоведу сделать горькое замечание о баптистах: У них не было ни собственного Баха, ни собственного Лютера. А поэтому они порой пели на мотивы популярных советских песен. "Мир моей душе я искал, но его найти нелегко. Долго я молился и страдал. В поисках ушел далеко". Это "Сулико" — если не ошибаюсь, любимая песня земного советского бога. "Мы рождены, чтоб гибнущему миру спасенье словом указать. Чтобы разбить греховные кумиры и к идеалу Божьему призвать". Это "Марш энтузиастов", мелодия которого заимствована из гимна нацистских Luftwaffe. Наконец, нечто фантасмагорическое, недоступное воображению ни Беккета, ни Ионеску: "Союз нерушимый великой свободы Сплотила навеки святая любовь. И верных нас только Единому Богу Омыла Христова пречистая кровь. Сквозь грозы и бури житейского моря Пойдем мы вперед не страшась вражьих сил. Христос нам поможет, ведь в нем наша сила, и Он для нас, первенец, путь проложил! "[213].

Это не пример "инкультурации", а пример неспособности к ней. Это была попытка использовать идеологические стереотипы господствующей митрополии для проповеди среди колониального населения. Это именно неумение растождествить себя с тем, что сегодня модно и естественно в господствующей ныне имперской культуре. Советская империя рухнула. А протестанты так и не перешли на язык классической русской культуры, предпочтя более легкий путь и переняв жаргон новой империи — американской.

Дело, впрочем, не только в том, что такой путь более легок. Дело в том, что подлинная инкультурация протестантизма на русской почве означает неизбежное сближение с православием. А человек, начавший читать Бердяева и Достоевского, уже не сможет подражать и сочувствовать Билли Грэму или Марку Финли. А вот патристика станет для него доступнее. Мир православия — роднее и понятнее. Так что думающие руководители протестантских миссий в России уже осознают, что оказались они аккурат между "Сциллой и Харибдой". Будешь продолжать использовать американские миссионерские технологии — не сможешь перешагнуть однопроцентный барьер (социологические опросы показывают, что менее одного процента населения России считают себя протестантами). А начнешь действительно врастать в русскую культурную почву — и твои же прихожане и даже пастыри утратят привитый им иммунитет против православия и начнут с интересом, а затем и с ностальгией поглядывать в сторону православных храмов и монастырей.

И все же, если русские протестанты действительно хотят прежде всего проповедовать Евангелие — то ради других людей, ради того, чтобы большее число людей смогло услышать Евангелие и прийти ко Христу, лучше им это делать не в противостоянии с православием, а в союзе с ним.

Да, православие устало, оно искалечено коммунистическим гнетом, оно не способно сегодня вполне развернуть свои возможности. Но действовать мимо него или даже в противостоянии с ним — это все равно, что принять решение о сносе давно не реставрировавшихся русских городов Золотого Кольца и начать строить на их месте новые мегаполисы. Не добивать надо русское православие, а восстанавливать.

И голос православия, возражающий против активизма американских миссионеров, не есть голос государственной Церкви, требующей принять строгие меры против каких-то мелких, но досадливонепослушных групп сектантов. Это именно голос меньшинства. Меньшинство, которое даже у себя дома не имеет ни поддержки властей, ни понимания большей части народа, и о существовании которого влиятельные средства массовой информации вспоминают по большей части лишь для того, чтобы высказать что-то негативное в его адрес. И противостоим мы людям, которые уполномочены на свою миссию мощнейшей и единственной империей современного мира. У нас нет власти, нет денег, нет даже поддержки большинства собственного народа. Но у нас есть ощущение того, что правда не тождественна американскому образу жизни.

На всех форумах сегодня твердят: следующий век будет веком многополюсным, в нем зазвучат голоса неевропейских народов. Россия — это, конечно, Европа. Россия — это западная страна (ибо что же такого индийского или буддистского есть в нашей культуре и в нашей религии?). Но сегодня мы находимся в таком положении, что вполне естественно нам хотя бы частично отождествлять свои интересы с интересами большинства человечества, то есть стран третьего мира. И вместе с ними мы говорим: мы хотим быть открытыми к миру, но у нас есть опыт нашей истории, есть опыт нашего видения человеческой судьбы, и в мире мы можем быть не только слушателями. О многом мы можем сказать сами. И мы хотим быть самими собой. Западная техника не дает нам ответа на те философские вопросы, которые ставит нам наша традиция мысли. И поэтому американские компьютеры мы будем учить понимать наш язык. Идеологи американизма хотят, чтобы их техника учила нас думать и чувствовать, как они. Мы хотим иного: мы хотим, чтобы американская техника помогала нам формулировать и распространять наши мысли.

В общем, впору бросать призыв: "Африканцы и индусы, вьетнамцы и ирландцы! Научите русскую интеллигенцию бороться за права национальной культуры!".

Задача деколонизации нашего сознания — это общенациональная задача. О богословской же ее составляющей я могу лишь сказать: позитивный опыт многовековой православной традиции не может и не должен быть растворен в опыте американских миссионеров. Надеюсь, что этот тезис достаточно обоснован предыдущими страницами.

Итак, мы подошли к вопросу о том, имеет ли право православный мир отстаивать свою самобытность, или же он должен с восторженным послушанием подлаживаться под любую "современную" идею, под любой проект "объединения религий", под американские стандарты религиозного потребления. Этому вопросу будет посвящена следующая книга — "Вызов экуменизма".

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

К главе "Христос церковного предания"

1. Паскаль Б. Мысли о религии. М., 1905. С. 265.

2. Цит. по: Черемухин П. А. Учение о Домостроительстве спасения в византийском богословии (епископ Николай Мефонский, митрополит Николай Кавасила и Никита Акоминат) // БТ. М., 1964. № 3. С. 168.

3. Цит. по: Успенский Н. Анафора. // БТ. М., 1975. № 13. С. 58.

4. Св. Ипполит Римский. Апостольское предание // БТ. М„1970. № 5. С. 284.

5. Гарнак А. Сущность христианства. М., 1907. С. 168.

 

К главе "Что значит Вознесение"

1. Розанов В.В. Около церковных стен. М„1995. С. 486.

2. Цит. по: Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997. С. 195.

3. Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1896. Т. 2. Кн. 1. С. 499.

4. Св. Киприан Карфагенский. Письмо к Фортунату об увещании к мученичеству // Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. М., 1996. С. 333.

5. Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. М„1996. С. 370.

6. Св. Григорий Нисский. Творения. М„1862. Ч. 3. С. 155.

7. Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ. М., 1970. С. 10.

8. Эдель Конрад. Как появилась Библия. Калининград, 1991. С. 44.

9. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. М„1993. Ч. 1. С. 5.

10. Ориген. Entretien avec HeracUde // Sources chretiennes. Vol. 67, Paris, 1960. P. 91.

11. Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988. С. 8.

12. Прот. Михаил Дронов. Писание и Предание // ЖМП. 1994. № 1. С. 21.

13. Архим. Иларион (Троицкий). Священное Предание и Церковь // Голос Церкви. 1914. № 3. отд. отт. С. 12–13.

14. Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. Vol. 1. Bucuresti, 1996. P. 46.

15. Staniloae D. lisus Hristos sau restaurarea omului. Craiova, 1993. P. 390.

 

К главе "Православие и протестантизм: спор о материи и энергии"

1. Цит. по: Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. Vol. 1. Bucuresti, 1996. P. 45.

2. Staniloae D. lisus Hristos sau restaurarea omului. Craiova, 1993. P. 378.

3. Там же.

4. Св. Киприан Карфагенский. Книга о суете идолов // Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. М„1996. С. 275.

5. Св. Григорий Нисский. Творения. М., 1868. Ч. 7. С. 217.

6. Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. Vol. 1. Bucuresti, 1996. P. 45, 49.

7. Congar Y. La Tradition et les traditions. Essai theologique. Paris, 1963. P. 75.

8. Цит. по: Кесарева Л. М. Социокультурный генезис науки Нового Времени. Философский аспект проблемы. М„1989. С. 75.

9. Там же. С. 80.

10. Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 5. М„1994. С. 224 и Вып. 6. М„1899. С. 31.

11. Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ. Москва, 1970. С. 262.

12. Лодберезский И. В. Быть протестантом в России. М„1996. С. 33.

13. Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. СПб., 1994. С. 351.

14. Там же. С. 189.

15. Успенский Н. Анафора // БТ. М„1975. № 13. С. 69.

16. Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. М„1996. С. 365.

17. Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. СПб., 1994. С. 359–362.

18. Цит. по: свящ. Георгий Флоровский. О воскресении мертвых // Переселение душ. Париж, 1936. С. 143.

19. Св. Мефодий Олимпийский. О воскресении, против Оригена // Св. Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви 111-го века. Полное собрание его сочинений. СПб., 1877. С. 185.

20. Архиеп. Василии (Кривошеий). Преподобный Симеон Новый Богослов. Брюссель, 1980. С. 267.

21. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989. С. 416.

 

К главе "Тайное предание таинств"

1. Архиеп. Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. Монреаль, 1986. С. 32.

2. Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. Vol. 1. Bucuresti, 1996. P. 45.

3. Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. М„1996. С. 315.

4. Там же. С. 368.

5. CM.: Congar Y. La Tradition et les traditions. Essai historique. Paris, 1960. P. 106.

6. CM.: Прот. Ливерий Воронов. К вопросу о так называемом "тайном" чтении священнослужителем евхаристичес- ких молитв во время Божественной Литургии // БТ. М„1968. № 4. С. 179 — 180.

7. Каноны, или книга правил. Монреаль, 1974. С. 272.

8. Св. Ипполит Римский. Апостольское Предание // БТ. М„1970. № 5. С. 286.

9. Св. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. С. 543.

10. См.: Поснов М. Э. Гностицизм II века и победа христианской Церкви над ним. Киев, 1917. С. 613–614.

11. Св. Ипполит Римский. Апостольское предание. С. 283.

12. Св. Киприан Карфагенский. Книга о единстве Церкви // Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. М., 1996. С. 299.

13. Св. Ириней Лионский. Цит. по: Успенский Н. Анафора // БТ. М„1975. № 13. С. 73.

14. См.: Кречмар Г. Предание древней Церкви в Церкви Евангелической // БТ. М„1968. № 4. С. 227.

15. Св. Киприан Карфагенский. Книга о единстве Церкви // Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. М„1996. С. 300–302.

16. Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. Vol. 1. 1996. P. 43.

17. Св. Григорий Нисский. Творения. Ч. 7. М„1868. С. 12.

18. Архим. Иларион (Троицкий). Священное Предание и Церковь // Голос Церкви. 1914. № 3. Отд. отт. С. 16.

19. Хомяков А. С. Сочинения. СПб., б.г. С. 49.

20. Розанов В. Уединенное. М„1990. С. 427.

21. Цит. по: Рудзянский А. Христианство и древние эзотерические школы // Вера и знание. 1914. № 7. С. 5.

22. Св. Афанасий Великий. Защитительное слово против ариан // Творения. Т. 1. Троице-Сергиева Лавра, 1902. С. 301.

23. Маркс К. "О Тайнах древнего христианства". Из речи, произнесенной в "Обществе рабочего просвещения" в Лондоне 30. II. 1847 // Даумер Г. Тайны древнего христианства. М., Атеист, 1927. C.I.

24. Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 45.

25. Там же. С. 342.

26. Каноны, или книга правил. Монреаль, 1974. С. 273.

27. Св. Ипполит Римский. Апостольское Предание // БТ. М., 1970. № 5. С. 290.

28. Цит. по: прот. Ливерий Воронов. К вопросу о так называемом "тайном" чтении священнослужителем евхаристических молитв во время Божественной Литургии. С. 172.

29. Цит. по: Рудзянский А. Христианство и древние эзотерические школы. С. 5.

30. Тертуллиан. Об отводе еретиков // Вера и жизнь христианская по учению святых Отцов и учителей Церкви. Сост. проф. Н. Сагарда. Вып. 2. М., 1996. С. 269.

31. Там же.

32. Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 5. М., 1994. С. 54–57.

33. Хомяков А. С. Сочинения… С. 42.

 

К главе "Человек родился в мир"

1. Цит. по: архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М„1997. С. 15 5.

2. Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. С. 302.

3. Цит. по: Лосский В. Вера и богословие // Вестник РСХД. 1979. С. 105.

4. Преп. Макарий Египетский. Новые духовные беседы. М„1990. С. 157.

5. Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. Брюссель, 1980. С. 88.

6. Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. С. 221.

7. Цит. по: Cougar Y. La Tradition et les traditions. Essai historique. Paris, 1960. P. 52.

8. Staniloae D. lisus Hristos sau restaurarea omului. Craiova, 1993. P. 43. 9. Там же.

10. Цит. по: архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. С. 355.

11. Цит. по: Чухина Л. А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Рига, 1980. С. 196.

12. Минуций Феликс. Октавий // БТ. М„1981. № 22. С. 160.

13. Цит. по: Бальтазар Г. У. Ты имеешь глаголы вечной жизни. Размышления над Священным Писанием. М„1992. С. 83.

14. Малявин В. В поисках традиции // Восток-Запад. М„1988. С. 34–36.

15. Преп. Феодор Студит. Добротолюбие. Джорданвилль, 1965. Т. 4. С. 64.

16. Св. Василий Великий. Творения. М„1846. Т. 4. С. 263.

17. Преп. Максим Исповедник. Творения. М„1993. Кн. 1. С. 258.

18. Зелинский В. Приходящие в Церковь//ЖМП. 1992, № 2. С. 10.

19. Цветаева М. Неизданные письма. Париж, 1972. С. 415.

20. Соловьев В. С. Сочинения в 2 томах. М„1989. Т. 2. С. 27.

21. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М„1984. С. 134.

22. Древний Патерик. М„1899. С. 287.

23. Августин. Исповедь. БТ. № 18. С. 72.

24. Цит. по: Карсавин Л. П. К-атоличество. Пг., 1918. С. 59.

25. Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеий). Преподобный Симеон Новый Богослов. С. 242.

26. Св. Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви 111-го века. Полное собрание его сочинений. СПб., 1877. С. 245.

27. Преп. Максим Исповедник. Творения. М., 1993. Кн. 1. С. 203.

28. Бунин И. А. Освобождение Толстого // Собрание сочинений. М„1967. Т. 9. С. 85.

29. Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. М„1890, Т. 2. С. 37.

30. Св. Феофан Затворник. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1892. С. 221.

31. Кьеркегор С. Страх и трепет. Ленинград, 1991. С. 28.

32. Семенцов В. С. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы "Бхагаватгиты" // Восток-Запад. М„1988. С. 8.

33. Августин. Исповедь. С. 184.

34. О религии Льва Толстого. М., 1912. С. 203.

35. Митр. Вениамин (Федченков). Божий люди. М., 1991. С. 31.

36. Розанов В.В. Около церковных стен. М„1995. С. 73.

37. Отец Алексей Мечев. Воспоминания. Проповеди. Письма. Париж, 1989. С. 57.

38. Митр. Сурожский Антоний. Беседы о вере и Церкви. М„1991. С. 296.

39. Leclercq Н. Les Martyrs. Paris, 1903. Т. 1. P. 79.

40. Цит. по: архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. М„1996. С. ГУ.

41. Цит. по: свящ. Сергий Мансуров. Очерки из истории Церкви // БТ. М„1971. № 7. С. 36.

42. Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 6. М„1899. С. 96–97.

 

К главе "Кто автор Нового завета"

1. Шлинк Э. Тезисы к диалогу между православными и евангелическими богословами о проблеме Предания // БТ. М., 1968. № 4. С. 244–245.

2. Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. Vol. I. Bucuresti, 1996. P. 49.

3. Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997. С. 120.

4. Св. Киприан Карфагенский. Письмо Юбаяну // Вера и жизнь христианская по учению святых Отцов и учителей Церкви. Сост. проф. Н. Сагарда. М., 1996. С. 246.

5. Цит. по: Евсевий Памфил. Церковная история. 3, 39 // БТ. №. 24. С. 117.

6. Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 114.

7. Тертуллиан. Об отводе еретиков // Вера и жизнь христианская по учению Святых Отцов и учителей Церкви. С. 277–278.

8. Тертуллиан. Избранные сочинения. С. 121.

9. Там же. С. 124.

10. Хомяков А. С. Сочинения. Богословские и церковно-публицистические статьи. Пг., б. г. С. 100.

11. Прот. Сергий Булгаков. Православие. М., 1991. С. 53.

12. Congar Y. La Tradition et les traditions. Essai theologique. Paris, 1963. P. 175.

13. Congar Y. La Tradition et les traditions. Essai theologique. P. 101.

14. Мицкевич В. А. Библиология. М., 1990. Заочные Библейские курсы ВСЕХБ. С. 21–22.

15. Mump. Сурожский Антоний. Проповеди на темы Нового Завета // Альфа и Омега. Ученые записки Общества по распространению Священного Писания в России. № 2. 1994. С. 6.

16. Св. Афанасий Великий. Творения Т. 3. М., 1994. С. 372.

 

К главе "Чему уподоблю царство Божие"

1. La Tradition. Probleme exeg6tique, historique et theologique. (Cahiers theologiques. 33) Paris. 1953. P. 44.

2. Там же. P. 45.

3. Леонтьев К. Н. Египетский голубь: Роман, повести, воспоминания. М., 1991. С. 502.

4. Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. Vol. 1. Bucuresti, 1996. P. 46.

5. CM.: Spicq C. Les Epitres pastorales. Paris, 1947. P.

158-159.

6. Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. Vol. 1. P. 44.

7. Лосский В. Н. Предание и предания // По образу и подобию. М„1995. С. 138.

8. Бибихин В. В. Язык философии. М„1993. С. 320.

9. Лосский В. Н. Предание и предания. С. 137.

10. Тертуллиан. Об отводе еретиков // Вера и жизнь христианская по учению святых Отцов и учителей Церкви. Сост. проф. Н. Сагарда. Вып. 2. М„1996. С. 276.

11. Staniloae D. lisus Hristos sau restaurarea omului. Craiova, 1993. P. 378.

12. Там же. P. 380.

13. Розанов В.В. Около церковных стен. М., 1995. С. 110–112.

 

К главе "Три ответа о предании"

1. Богословские труды. 1968. № 4. С. 206.

2. Лосский В. Н. Предание и предания // По образу и подобию. М„1995. С. 146.

3. Талызин В. И. Церковное предание // БТ. М„1968. № 4. С. 222.

4. Успенский Н. Д. Реплика на богословских собеседованиях между членами РПЦ и Евангелической Церкви Германии // БТ. М., 1968. № 4. С. 205.

5. Сарычев В. Д. К критике и продолжению важнейших позиций евангелически-православных переговоров // БТ. М., 1970. № 5. С. 266.

6. Там же. С. 267.

7. Св. Василий Великий. Творения. СПб. 1911. Т. 1. С. 595.

8. Св. Василий Великий. О Святом Духе // Творения. Т. 4. С. 596.

9. Цит. по: Фиолетов Н. Н. Очерки христианской апологетики. М„1992. С. 36.

10. Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеий). Преподобный Симеон Новый Богослов. Брюссель, 1980. С. 194.

11. Иеродиакон Валерий Эллитонов. Церковь Христова — где же она? // Протестантизм в России. Что такое экуменизм. Статьи. Пермь, 1997. С. 97.

12. Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 6. М„1899. С. 18.

13. Архиеп. Михаил. Единение в разобщенности // Юбилейная брошюра по случаю 250-летия Костромской епархии. Кострома-Мюнхен. 1994. С. 74–75.

14. Русская мысль. 2. 9. 1993.

15. Цит. по: Evdokimov P. L'Orthodoxie. - Desclee de Brouwer. 1979. P. 196.

16. Шлинк Э. Тезисы к диалогу между православными и евангелическими богословами о проблеме Предания // БТ. М„1968. № 4. С. 245.

17. Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 6. С. 10.

18. Св. Киприан Карфагенский. Письмо 63. К Цецилию о таинстве чаши Господней // Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. М„1996. С. 369.

19. Mump. Сурожский Антоний. Собеседование о Церкви и священниках в современном мире // Континент. № 72. 1992. С. 299.

20. Цит. по: свящ. А. Введенский. Немощи пастыря и благодать Божия. СПб., 1912. С. 13.

21. Цит. по: свящ. А. Введенский. Немощи пастыря и благодать Божия. С. 14.

22. Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. Vol. 1. Bucuresti, 1996. P. 45.

23. Преп. Викентий Лиринский. Напоминания // Вера и жизнь христианская по учению святых Отцов и учителей Церкви. Сост. проф. Н. Сагарда. М., 1996. С. 292.

 

К главе "Послесловие для культурологов"

1. Бош Д. Преобразования миссионерства. Сдвиги парадигмы в богословии миссионерской деятельности. СПб., 1997. С. 495.

2. Там же. С. 501.

3. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. СПб., 1997. С. 450–451.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1] В обеих книгах словом "протестантизм" объемлются прежде всего те протестантские религиозные группы, которые активнее всего действуют в современной России, — баптисты, адвентисты, пятидесятники и харизматические течения. Заранее готов признать, что не все сказанное в этих книгах о протестантизме может быть отнесено к таким традиционным протестантским общинам, как лютеране, англикане, кальвинисты

 

[2] Об этом — моя книга "Если Бог есть Любовь…"

 

[3] Махатма Ганди, например, возражал против открытия больниц на том основании, что благотворительность лишь оттягивает искупление грехов (см. Борхес X. Л. Коллекция: Рассказы, эссе, стихотворения. СПб., 1992. С. 522).

 

[4] Напомню, что по толкованию Климента Александрийского в этом слове Христа речь идет о том, чтобы быть готовым отказаться от следования общественным предрассудкам (естественно, даже в том случае, если эти предрассудки побуждают родителей воспитывать сына в духе противления Евангелию).

 

[5] Паскаль Б. Мысли о религии. М., 1905. С. 265

 

[6] Цит. по: Черемухин П.А. Учение о Домостроительстве спасения в византийском богословии (епископ Николай Мефонский, митрополит Николай Кавасила и Никита Акоминат) // БТ. М., 1964. № 3. С. 168.

 

[7] Цит. по: Успенский Н. Анафора. // БТ. М., 1975. № 13. С. 5

 

[8] Св. Ипполит Римский. Апостольское предание // БТ. М., 1970. № 5. С. 284.

 

[9] "Чудеса Христа могли быть апокрифичны или легендарны. Единственное и главное чудо, и притом уже совершенно бесспорное — есть Он Сам. Вымыслить такое Лицо так же трудно и невероятно, и было бы чудесно, как и быть такому Лицу" (Розанов В. Религия и культура. Т. I. М., 1990. С. 353).

 

[10] Гарнак А. Сущность христианства. М., 1907. С. 168.

 

[11] Более подробный анализ христоцентрических мест Евангелия см. в главе "О чем проповедовал Христос" во втором томе моей книги "Сатанизм для интеллигенции".

 

[12] Розанов В.В.Около церковных стен. М„1995. С. 486.

 

[13] Кстати, хотя бы потому, что Предание начинается как движение от Личности к Личности, если Предание при этом умножает Личности ("Единица, искони двинувшись в Двоицу, остановилась в Троице" — св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. С. 414), то совершенно некорректно утверждение критиков христианства, будто жизнь в Традиции нивелирует личность.

 

[14] Цит. по: Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997. С. 195.

 

[15] Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1896. Т. 2. Кн. 1. С. 499

 

[16] Св. Киприан Карфагенский. Письмо к Фортунату об увещании к мученичеству // Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. М., 1996. С. 333

 

[17] Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. М„1996. С. 370.

 

[18] Подробнее о том, как понимает Православие ситуацию человека в мире, где произошло и грехопадение, и Искупление, см. в главе "Можно ли спастись вне Церкви" в моей книге "Если Бог есть Любовь…"

 

[19] Св. Григорий Нисский. Творения. М„1862. Ч. 3. С. 155.

 

[20] Выражение М. Мамардашвили, кстати сказавшего о духовной традиции: "То, что было философским двигателем моей юности, можно свести к такой идее: Иисус Христос мог родиться сколь угодно много раз, но если в один прекрасный день Он не родится в тебе, ты погиб. Вот образ традиции" — М. Мамардашвили. Мысль под запретом. // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 73

 

[21] Проповеди посвящались, главным образом, таким несерьезным и ненужным делам, как перебиранию четок, почитанию святых, монашеской жизни, паломничествам, правилам о постах, церковным праздникам, братствам и т. д. — Аугсбургское исповедание, Артикул 20. Во обще-то это и не столь уж "несерьезные и ненужные" вещи, но действительно: говорить о них нужно, лишь когда Евангелие уже проповедано и усвоено.

 

[22] Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ. М., 1970. С. 10.

 

[23] Эдель Конрад. Как появилась Библия. Калининград, 1991. С. 44.

 

[24] Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. М„1993. Ч. 1. С. 5

 

[25] По меткому наблюдению новомученика архиеп. Илариона (Троицкого), "из Библии протестанты, взбунтовавшиеся против папы-человека, создали "бумажного папу", и была "последняя лесть горше первыя" (архим. Иларион (Троицкий). Священное Предание и Церковь // Голос Церкви. 1914. № 3. С. 14–15

 

[26] Ориген. Entretien avec HeracUde // Sources chretiennes. Vol. 67, Paris, 1960. P. 91.

 

[27] Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988. С. 8.

 

[28] Прот. Михаил Дронов. Писание и Предание // ЖМП. 1994. № 1. С. 21

 

[29] Правда, эти слова о. Михаила мне кажутся не вполне согласными с его же утверждением, что "предание есть способ прочтения, истолкования Писаний" (С. 18). Как нельзя сводить христианство к тексту Евангелия, так нельзя и Предание редуцировать к герменевтической школе. Выработка герменевтической традиции и даже благодатная помощь Духа в постижении Писания суть лишь проявления Предания, но они не тождественны "Преданию Таинств", о котором в согласии со св. Василием Великим так же свидетельствует о. Михаил. Отождествление же Апостольского Предания с герменевтикой, заявленное в цитированной фразе о. Михаила, может быть подкреплено авторитетом прот. Георгия Флоровского: "Апостольское Предание, как оно хранилось и понималось в древней Церкви, не было скреплено сводом сложных и обязывающих предложений (то есть не принимало вид логической структуры, текста), оно было, скорее, видением смысла и силы события Откровения, Откровения о Боге, Который действовал и действует" (прот. Георгий Флоровский. Писание и Предание с православной точки зрения. // Вестник Русского Западноевропейского патриаршего экзархата. 1964. № 45. С. 60). И все же мне представляется, что Предание — онтологическая, а не герменевтическая реальность. Точнее — это та онтологическая перемена, которая делает возможной герменевтику, адекватную Писанию

 

[30] Архим. Иларион (Троицкий). Священное Предание и Церковь // Голос Церкви. 1914. № 3. отд. отт. С. 12–13.

 

[31] Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. Vol. 1. Bucuresti, 1996. P. 46

 

[32] Staniloae D. lisus Hristos sau restaurarea omului. Craiova, 1993. P. 390.

 

[33] 0б этой т. н. "юридической теории спасения" у протестантов см. в главе "Христос-Спаситель: взгляд с Востока и с Запада" в моей книге "Протестантам о Православии".

 

[34] Цит. по: Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. Vol. 1. Bucuresti, 1996. P. 45

 

[35] Staniloae D. lisus Hristos sau restaurarea omului. Craiova, 1993. P. 378

 

[36] Там же.

 

[37] Св. Киприан Карфагенский. Книга о суете идолов // Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. М„1996. С. 275.

 

[38] Св. Григорий Нисский. Творения. М., 1868. Ч. 7. С. 217.

 

[39] Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. Vol. 1. Bucuresti, 1996. P. 45, 49.

 

[40] Congar Y. La Tradition et les traditions. Essai theologique. Paris, 1963. P. 75.

 

[41] Цит. по: Кесарева Л. М. Социокультурный генезис науки Нового Времени. Философский аспект проблемы. М„1989. С. 75.

 

[42] Там же. С. 80.

 

[43] Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 5. М„1994. С. 224 и Вып. 6. М„1899. С. 31

 

[44] Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ. Москва, 1970. С. 262

 

[45] Лодберезский И. В. Быть протестантом в России. М„1996. С. 33.

 

[46] Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. СПб., 1994. С. 351

 

[47] Вот переживание этой Реальности Литургии православным священником (уже в лагере вспоминавшем о минутах, проведенных перед Престолом): "Возврат к алтарю кажется теперь не только неосуществимым, но просто запредельным. "Несмь достоин", — вот главное сознание священника. И кажется, подобно Давиду, не посмел бы теперь даже прикоснуться к святыне, а только издали целовал бы землю, откуда открывается страна святыни… Господи! Так тоскует душа о Литургии" (свящ. Анатолий Жураковский. Материалы к житию. Париж, 1984. С. 127, 150).

 

[48] Там же. С. 189

 

[49] С радостью могу заметить, что в серьезной протестантской литературе уже начинают понимать эту особенность православия и вполне позитивно реагировать на нее. Вот, например, протестантский текст, носящий следы знакомства с православием вследствие экуменических собеседований: "В Восточных Церквах именно Воскресение Христа рассматривается как спасительное Божье дело раr ехсеllenсе. На Мельбурнской конференции (1980 г.) IV секция первоначально получила название "Распятый Христос бросает вызов человеческой власти и силе". Однако православные участники подвергли такую формулировку критике. В результате тема была переформулирована и стала звучать так: "Христос — Распятый и Воскресший — бросает вызов человеческой силе и власти". Вмешательство православных участников было вполне уместным. Смерть Иисуса Христа на Кресте не имеет смысла без Воскресения. Самым распространенным выражением миссионерского послания, которое несла ранняя Церковь, было свидетельствование о Воскресении Христа. Это было послание радости, надежды и победы, первый плод окончательной победы Божией над врагом. И в этой радости и победе верующие уже могли участвовать. Это, среди прочего, Восточная Церковь выражает в своем учении о теосисе, обожении, это — начало "жизни в нетлении" (св. Климент Римский). В Воскресении Христа силы будущего стремительно врываются в настоящее и преображают его, даже если все вокруг кажется неизменившимся. Церковь призвана жить жизнью Воскресения здесь и сейчас" (Бош Д. Преобразования миссионерства. СПб., 1997. С. 575)

 

[50] Запрестольный образ, то есть та икона, которая стоит за Престолом. и, глядя на которую, священник и совершает Литургию — это икона "Спас в силах", то есть икона Второго Пришествия Христа.

 

[51] Успенский Н. Анафора // БТ. М„1975. № 13. С. 69

 

[52] Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. М„1996. С. 365.

 

[53] Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. СПб., 1994. С. 359–362

 

[54] "Уже для языческого неоплатоника ко временам Ямвлиха доктрина схоларха была впрямь "догмой", а всякая иная доктрина — "ересью" в привычном для нас смысле" (Аверинцев С. С. Эволюция философской мысли // Культура Византии. IV — первая половина VII века. М., 1984. С.70)

 

[55] Цит. по: свящ. Георгий Флоровский. О воскресении мертвых // Переселение душ. Париж, 1936. С. 143.

 

[56] Св. Мефодий Олимпийский. О воскресении, против Оригена // Св. Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви III-го века. Полное собрание его сочинений. СПб., 1877. С. 185.

 

[57] Архиеп. Василии (Кривошеий). Преподобный Симеон Новый Богослов. Брюссель, 1980. С. 267.

 

[58] Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989. С. 416.

 

[59] Аналогичную триадологическую структуру Предания пытается увидеть ректор Московского католического колледжа св. Фомы Аквинского о. Бернарде Антонини в документах Второго Ватиканского Собора. В его изложении 7 статья конституции Собора "Dei Verbum" представляет следующую дугу Предания: "Движение начинается в плане и решении Бога, Бог Отец посылает Своего Сына для осуществления этого плана; Христос Своей властью посылает апостолов; апостолы проповедуют и пишут и назначают в качестве своих последователей епископов; Церковь продолжает свою миссию вплоть до окончательного возвращения к Отцу" (о. Бернарда Антонини. Божественное откровение. М., 1992. С. 55–56). В этой схеме, однако, есть, на мой взгляд, серьезный провал. Отец дает Сыну полноту Божественной жизни — и именно ее Сын желает сообщить людям. Значит, именно причастие Божественной полноте должно передаваться в Традиции. Схема о. Антонини онтологическую насыщенность подменяет некоторой чисто организационной деятельностью: апостолы "проповедуют, пишут, назначают". То есть налицо серьезнейшая разнородность между тем, что Отец передал Сыну, и тем, что апостолы передают своим преемникам: Бог дает нам в Сыне Жизнь Вечную, а апостолы передают дальше лишь власть и вероучение. Правды ради стоит, однако, отметить, что сам текст Dei Verbum содержит указание на онтологичность апостольского служения (апостолы "проповедовали всем, сообщая им божественные дары"). Но зато триадологический контекст Предания, очерченный о. Антонини, полностью отсутствует в самом тексте ватиканской конституции и, скорее всего, представляет собою сознательную или бессознательную попытку автора приблизить католическое понимание Предания к православному.

 

[60] Служение же пресвитеров устанавливается внутри народа священников (также как внутри Израиля — народа священников — были храмовые священники), и оно связано прежде всего с Таинством Евхаристии и теми церковными действиями и Таинствами, которые группируются вокруг Евхаристической тайны.

 

[61] Архиеп. Иларион(Троицкий). Христианства нет без Церкви. Монреаль, 1986. С. 32.

 

[62] Вниманию сторонников "свободного христианства", то есть христианства "без Церкви": слово церковь в Новом Завете употребляется весьма настойчиво, а вот слово христианство там попросту отсутствует.

 

[63] Приведя слова ап. Иакова "Будьте же исполнители слова, а не слышатели только" (Иак. 1,22), К.Андроников спрашивает: "Есть ли более точное определение Предания и его связи с Писанием?" (Andronikof C. Tradition et devenir de la vie chretienne. // La Tradition. La pensee orthodoxe № XVII/5. Paris, 1992. P. 14).

 

[64] Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. Vol. 1. Bucuresti, 1996. P. 45

 

[65] Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. М„1996. С. 315.

 

[66] Там же. С. 368.

 

[67] Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. М., 1996. С. 368–369. Суть письма в том, что на Литургии нужно употреблять вино, а не воду, как полагали некоторые крайние аскетические течения.

 

[68] CM.: Congar Y. La Tradition et les traditions. Essai historique. Paris, 1960. P. 106

 

[69] "Начну с Крещения. Готовясь приступить к воде, под рукою настоятеля мы свидетельствуем, что отрекаемся от диавола, и прелести, и ангелов его; затем трижды погружаемся, отвечая несколько пространнее, нежели Господь определил в Евангелии. Быв восприняты от нее, вкушаем смесь молока и меда и с того дня в течение целой недели воздерживаемся от ежедневного омовения. Таинство Евхаристии, учрежденное во время обеда и заповеданное Господом всем, мы принимаем и в дорассветных собраниях, и не иначе как из руки председательствующих; делаем в день годовщины приношения за умерших, за скончания мучеников; считаем непристойным в воскресенье (dio Dominico) поститься или молиться на коленях; тою же льготой пользуемся от дня Пасхи до Пятидесятницы. Заботливо бережемся, как бы из чаши или хлеба нашего не обронить чего-нибудь наземь. Пред началом каждого дела и при каждом движении вперед, при входе и выходе, обуваясь, умываясь, садясь за стол, зажигая свечу, ложась в постель, присаживаясь, чтобы побеседовать с кем-нибудь, чертим на лбу крестное знамение. Если ты потребуешь, где в Писании закон на все эти и другие такого же рода учреждения, нигде не найдешь: Предание — скажут тебе — так учит, обычай подтверждает, а вера хранит" (De corona militaris 3 и 4)

 

[70] CM.: Прот. Ливерий Воронов. К вопросу о так называемом "тайном" чтении священнослужителем евхаристичес- ких молитв во время Божественной Литургии // БТ. М„1968. № 4. С. 179 — 180.

 

[71] Каноны, или книга правил. Монреаль, 1974. С. 272

 

[72] Св. Ипполит Римский. Апостольское Предание // БТ. М„1970. № 5. С. 286.

 

[73] Св. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. С. 543.

 

[74] См.: Поснои М. Э. Гностицизм II века и победа христианской Церкви над ним. Киев, 1917. С. 613–614.

 

[75] Св. Ипполит Римский. Апостольское предание. С. 283

 

[76] Св. Киприан Карфагенский. Книга о единстве Церкви // Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. М., 1996. С. 299.

 

[77] Св. Ириней Лионский. Цит. по: Успенский Н. Анафора // БТ. М„1975. № 13. С. 73.

 

[78] Между прочим, из вышесказанного будет понятнее сдержанное отношение православия к католичеству: "В Православной Церкви веруется, что хлеб и вино в Таинстве Евхаристии пресуществляются призыванием и нашествием Святого Духа. А латины сочли ненужным призывание сие и исключили оное из своей литургии. И так разумеющий — сам да разумеет о Евхаристии Латинской" (Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1995. Ч. 1. С. 236).

 

[79] См.: Кречмар Г. Предание древней Церкви в Церкви Евангелической // БТ. М„1968. № 4. С. 227.

 

[80] Однажды я тихо еду в московском метро, читаю книгу и не особенно замечаю, что происходит вокруг меня. На станции "Фрунзенская" вагон наполняется молодежью. Над моей головой о чем-то щебечут девушки. И вдруг одна фраза заставляет меня вернуться из мира книг в мир вагона: одна девчушка радостно заявляет: "А я хочу поехать во Владивосток и основать там Церковь!". Оказалось, что эта молодежь идет с собрания "Церкви Христа" — протестантской секты, возникшей в 1976 г. в Бостоне, а на "Фрунзенской" арендующей помещения комсомольского "Дворца молодежи". Было очевидным, что эта девушка убеждена, что за девять часов полета она доставит Христа во Владивосток и тем самым позволит Ему наконец-то просветить эту окраину России. В ее сознании Христос, во-первых, неотлучен от нее, а во-вторых, Христа нет там, куда не успели дойти ее друзья и подружки. Ну смеяться здесь или плакать по поводу этой наивной уверенности, полагающей, что кроме их кружка христиан на земле нет, и что их молодежные тусовки и есть продолжение апостольского служения…

 

[81] Св. Киприан Карфагенский. Книга о единстве Церкви // Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. М„1996. С. 300–302.

 

[82] Staniloae D Teologia dogmatica ortodoxa. Vol. 1. 1996. P. 43

 

[83] Эволюция протеста удивительно передана рассказом аввы Дорофея (VII век): "Знаю я одного, пришедшего некогда в жалкое состояние. Сначала если кто из братий говорил ему что-либо, он уничижал каждого и возражал: "Что значит такой-то? Нет никого достойного, кроме Зосимы и подобного ему". Потом начал и их охуждать и говорить: "Нет никого, кроме Макария". Спустя немного начал говорить: "Что такое Макарий? Нет никого, кроме Василия и Григория". Но скоро начал охуждать и их, говоря: "Что такое Василий и Григорий? нет никого достойного, кроме Петра и Павла". Я говорю ему: "Поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать". И поверьте мне, через несколько времени он начал говорить: "Что такое Петр и что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Самой Святой Троицы". Наконец, возгордился он и против самого Бога и таким образом лишился ума" (Авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. ТроицеСергиева Лавра, 1900. С. 42). А не есть ли это вообще формула новоевропейского прогресса?

 

[84] Св. Григорий Нисский. Творения. Ч. 7. М„1868. С. 12

 

[85] Архим. Иларион (Троицкий). Священное Предание и Церковь // Голос Церкви. 1914. № 3. Отд. отт. С. 16.

 

[86] Хомяков А. С. Сочинения. СПб., б.г. С. 49.

 

[87] Розанов В. Уединенное. М„1990. С. 427.

 

[88] Цит. по: Рудзянский А. Христианство и древние эзотерические школы // Вера и знание. 1914. № 7. С. 5

 

[89] Св. Афанасий Великий. Защитительное слово против ариан // Творения. Т. 1. Троице-Сергиева Лавра, 1902. С. 301.

 

[90] Маркс К. "О Тайнах древнего христианства". Из речи, произнесенной в "Обществе рабочего просвещения" в Лондоне 30. II. 1847 // Даумер Г. Тайны древнего христианства. М., Атеист, 1927. C.I.

 

[91] Впрочем, еще Достоевский напоминал, что на земле все начинается, но ничего не кончается… Так и линия Цельса-Маркса никак не хочет кончаться. И в наши времена считается вполне допустимым изящно намекать на те же обстоятельства. Как это позволил себе, например, Евгений Майбурд, по мысли которого — "Христианский срам, культурно именуемый "кровавым наветом" — не в юродском ли мозгу, воспитанном на евхаристии, родился он?" (Независимая газета, 23.9.93)

 

[92] Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 45.

 

[93] Там же. С. 342.

 

[94] Каноны, или книга правил. Монреаль, 1974. С. 273.

 

[95] Тайные молитвы в Византии появились по двум причинам. Вопервых, гласное чтение Евхаристических молитв приводило к тому, что дети, находясь ближе всего к алтарю, лучше всех все слышали и видели, в своих играх повторяли Таинства (См. "Луг Духовный", гл. 196). Во-вторых, падение общего духовного настроя христиан с тех пор, как их вера стала государственно-обязательной, требовало зримого напоминания о необычности происходящего в алтаре. Дисциплина молчания и отстранения служила напоминанию о расстоянии, отделяющем вкушение обычного хлеба от Хлеба Евхаристического и об ответственности человека за участие в Таинстве.

 

[96] Вспомним удивительную молитву св. Филарета Московского: "Научи меня молиться. Сам во мне молись".

 

[97] Св. Ипполит Римский. Апостольское Предание // БТ. М., 1970. № 5. С. 290.

 

[98] Цит. по: прот. Ливерий Воронов. К вопросу о так называемом "тайном" чтении священнослужителем евхаристических молитв во время Божественной Литургии. С. 172.

 

[99] Цит. по: Рудзянский А. Христианство и древние эзотерические школы. С. 5.

 

[100] Тертуллиан. Об отводе еретиков // Вера и жизнь христианская по учению святых Отцов и учителей Церкви. Сост. проф. Н. Сагарда. Вып. 2. М., 1996. С. 269.

 

[101] Ислам (позднее, в VII–VIII веках) распространялся быстрее, чем христианство в 1-IV столетиях, но ислам активно насаждался государственной властью и военной силой, в то время как христиане проповедовали, будучи преследуемы мощнейшей империей.

 

[102] Там же

 

[103] Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 5. М., 1994. С. 54–57.

 

[104] Хомяков А. С. Сочинения… С. 42

 

[105] Цит. по: архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М„1997. С. 155

 

[106] Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. С. 302

 

[107] Цит. по: Лосский В. Вера и богословие // Вестник РСХД. 1979. С. 105.

 

[108] Преп. Макарий Египетский. Новые духовные беседы. М„1990. С. 157

 

[109] Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. Брюссель, 1980. С. 88.

 

[110] Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. С. 221.

 

[111] Цит. по: Cougar Y. La Tradition et les traditions. Essai historique. Paris, 1960. P. 52.

 

[112] Staniloae D. lisus Hristos sau restaurarea omului. Craiova, 1993. P. 43.

 

[113] Там же

 

[114] Цит. по: архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. С. 35

 

[115] Цит. по: Чухина Л. А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Рига, 1980. С. 196

 

[116] Минуций Феликс. Октавий // БТ. М„1981. № 22. С. 160.

 

[117] Цит. по: Бальтазар Г. У. Ты имеешь глаголы вечной жизни. Размышления над Священным Писанием. М„1992. С. 83

 

[118] Малявин В. В поисках традиции // Восток-Запад. М„1988. С. 34–36.

 

[119] "Я стал тем, чем не был" — преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 84.

 

[120] Преп. Феодор Студит. Добротолюбие. Джорданвилль, 1965. Т. 4. С. 64

 

[121] Св. Василий Великий. Творения. М„1846. Т. 4. С. 263

 

[122] Преп. Максим Исповедник. Творения. М„1993. Кн. 1. С. 258

 

[123] Зелинский В. Приходящие в Церковь//ЖМП. 1992, № 2. С. 10.

 

[124] Зелинский В. Приходящие в Церковь//ЖМП. 1992, № 2. С. 10.

 

[125] Соловьев В. С. Сочинения в 2 томах. М„1989. Т. 2. С. 27

 

[126] Василюк Ф. Е. Психология переживания. М„1984. С. 134

 

[127] Бернетт Ф. Э. Маленькая принцесса. М., 1994. Гл. 7. С. 225. 3.Оптинцы-то как раз это понимали. И когда сам Вениамин,

 

[128] Древний Патерик. М„1899. С. 287.

 

[129] Августин. Исповедь. БТ. № 18. С. 72

 

[130] Цит. по: Карсавин Л. П. К-атоличество. Пг., 1918. С. 59.

 

[131] Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеий). Преподобный Симеон Новый Богослов. С. 242

 

[132] Св. Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви 111-го века. Полное собрание его сочинений. СПб., 1877. С. 245.

 

[133] Преп. Максим Исповедник. Творения. М., 1993. Кн. 1. С. 203.

 

[134] Бунин И. А. Освобождение Толстого // Собрание сочинений. М„1967. Т. 9. С. 85.

 

[135] Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. М„1890, Т. 2. С. 37.

 

[136] в. Феофан Затворник. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1892. С. 221.

 

[137] Кьеркегор С. Страх и трепет. Ленинград, 1991. С. 28

 

[138] Семенцов В. С. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы "Бхагаватгиты" // Восток-Запад. М„1988. С. 8.

 

[139] Августин. Исповедь. С. 184.

 

[140] О религии Льва Толстого. М., 1912. С. 203.

 

[141] Митр. Вениамин (Федченков). Божий люди. М., 1991. С. 31.

 

[142] Оптинцы-то как раз это понимали. И когда сам Вениамин, в ту пору ученый богослов и архимандрит, уезжая из Оптиной, решил, де монстрируя свою смиренность, сказать скитоначальнику: "А на серд це моем осталось тяжелое чувство своего недостоинства", — он встре тил очень резкий отпор: "Как, как? — спросил о. Феодосии. — По вторите, повторите!" Я повторил. Он сделался серьезным и ответил: "Это — не смирение, Ваше преподобие, это — искушение вражие, уны ние. От нас, по милости Божией, уезжают с радостию, а Вы с тяготою?" — митр. Вениамин (Федченков). Божий люди. С. 43. Кстати здесь привести и абсолютно, фактически достоверное наблюдение архиеп. Илариона, приведенное им в переписке со светскими хулителями мо нашества: "Радость жизни, говорят, монахи погубили. Крайняя не правда! Скажи, друг, много ли ты видел мирян, плачущих от радости? У монахов радость-то и есть, тихая, чистая, именно веселие души добро детельной" (Архиеп. Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. Монреаль, 1986. С. 181).

 

[143] Розанов В.В. Около церковных стен. М„1995. С. 73.

 

[144] Отец Алексей Мечев. Воспоминания. Проповеди. Письма. Париж, 1989. С. 57

 

[145] Митр. Сурожский Антоний. Беседы о вере и Церкви. М„1991. С. 296

 

[146] "Мы верим только тем свидетелям, которые дали перерезать себе глотку" (Nous croyons des temoins qui se sont fait egorger), — говорил Паскаль (Мысли. М„С. 235)

 

[147] И здесь еще есть странное слово — "снова". Первые "роды" ока зались малоуспешными, ибо обращенные вновь вернулись ко грехам, а потому Павел понуждается "родившихся и возросших недоносков снова зачать и преобразовать" (св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Кн. 1. СПб., 1896. С. 307).

 

[148] Leclercq Н. Les Martyrs. Paris, 1903. Т. 1. P. 79.

 

[149] Цит. по: архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. М„1996. С. ГУ.

 

[150] Цит. по: свящ. Сергий Мансуров. Очерки из истории Церкви // БТ. М„1971. № 7. С. 36.

 

[151] Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 6. М„1899. С. 96–97.

 

[152] Православными и евангелическими богословами о проблеме Предания // БТ. М., 1968. № 4. С. 244–245.

 

[153] Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. Vol. I. Bucuresti, 1996. P. 49

 

[154] Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997. С. 120.

 

[155] Св. Киприан Карфагенский. Письмо Юбаяну // Вера и жизнь христианская по учению святых Отцов и учителей Церкви. Сост. проф. Н. Сагарда. М., 1996. С. 246.

 

[156] Цит. по: Евсевий Памфил. Церковная история. 3, 39 // БТ. №. 24. С. 117.

 

[157] Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 114.

 

[158] Тертуллиан. Об отводе еретиков // Вера и жизнь христианская по учению Святых Отцов и учителей Церкви. С. 277–278.

 

[159] Тертуллиан. Избранные сочинения. С. 121.

 

[160] Там же. С. 124.

 

[161] Хомяков А. С. Сочинения. Богословские и церковно-публицистические статьи. Пг., б. г. С. 100.

 

[162] Прот. Сергий Булгаков. Православие. М., 1991. С. 53

 

[163] Congar Y. La Tradition et les traditions. Essai theologique. Paris, 1963. P. 175.

 

[164] Congar Y. La Tradition et les traditions. Essai theologique. P. 101

 

[165] Мицкевич В. А. Библиология. М., 1990. Заочные Библейские курсы ВСЕХБ. С. 21–22

 

[166] Митр. Сурожский Антоний. Проповеди на темы Нового Завета // Альфа и Омега. Ученые записки Общества по распространению Священного Писания в России. № 2. 1994. С. 6.

 

[167] Св. Афанасий Великий. Творения Т. 3. М., 1994. С. 372.

 

[168] Tradition. Probleme exeg6tique, historique theologique. (Cahiers theologiques. 33) Paris. 1953. P. 44.

 

[169] "Почему Церковь должна отказываться от такого же пользования историей и впредь? Кто и с какого времени назначил Церкви предел творчества и, пост


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: