Рекомендации для журналистов, работающих в информационной сфере и освещающих военно-патриотическую тематику

    Запрещается:

– Публиковать данные секретных архивов Федеральной службы безопасности.

– Фотографировать крупным планом сотрудников ФСБ, ОМОН, которые находятся на операции.

– Предавать огласке элементы тактических действий во время выполнения боевых операций (порою не мероприятиях во время показательных выступлений ОМОН, запрещается целиком снимать видео и выкладывать в интернет, так как, узнав нюансы тактических операций, например, освобождения заложников, террористы могут использовать это в своих целях).

– Публиковать имена, телефоны сотрудников спецподразделений, но в современном мире всю информацию можно узнать с помощью интернета.

Что можно публиковать:

– Фотографии сотрудников спецподразделений, которые участвуют в военно-патриотических мероприятиях, акциях, парадах, конкурсах, митингах, выставках.

– Брать интервью у сотрудников спецподразделений во время военно-патриотических мероприятий (но когда они не при исполнении обеспечения правопорядка и безопасности).

– Писать материалы о подвигах сотрудников силовых структур с целью создания положительного облика русских героев, патриотов, милиции, защитников.

Советы журналистам для подачи информации военно-патриотической тематики:

– Писать, делать сюжеты о «героизации» и «патриотизации» различных эпох, добрых дел и событий современной России и их персонажей в легкой, молодежной форме. Если посмотреть блоги (Твиттер, ЖЖ), то можно увидеть, что самая читаемая информация не только о проблемах, дискуссиях, а та, которая в легкой, интересной форме донесена до читателей. Простые предложения. Яркие образы. Примеры. Сопоставления. Сравнения. Ведь проблема в том, что при написании о военно-патриотических мероприятиях, используются канцеляризмы и другие сложночитаемые обороты и пустые слова.

– Искать и продвигать героев современных будней. Если брать в пример США и Китай, где патриотическое самосознания граждан на высоком уровне, то можно отметить, что у них ежедневно идет продвижение своих героев – военных лидеров, удачливых предпринимателей, творческих личностей, то есть тех, кто достиг наивысших результатов в своей деятельности, тех, кем можно гордиться и кому хочется подражать.

– Расширению спектра человеческих личностей, воспринимаемых как выдающиеся и патриотические. В российских масс-медиа превалирует трактовка патриотизма, неразрывно связанная с темой войны, будь то Великая Отечественная война или современные локальные войны. Однако нельзя не признавать, что события тех лет не могут бесконечно питать патриотические чувства россиян. Нации нужны и другие ориентиры. Хорошей тенденцией является пропаганда здорового образа жизни. Это направление необходимо продвигать и такие проекты, например, как «Беги за мной, Красноярск!» нужно активнее популяризировать и привлекать к нему молодежь.

Следует более четко ориентироваться на целевую аудиторию. Многие молодые россияне гордятся своей историей и считают себя патриотами. Но не хватает другого – широкой пропаганды необходимости работать не только на себя, но и на государство, священной обязанности служить своей стране, активного участия в общественной жизни.

 

    2.2. База организаций Красноярского края военно-патриотической направленности: особенности освещения деятельности (расширение работы сайтов подразделений ДОСААФ)

            Анализируя материалы интернета, можно выявить дефицит информации о военно-патриотических организациях Красноярского края. Более того, списка организаций военно-патриотической направленности нет не только в интернете, но и в базе Министерства спорта, туризма и молодежной политики. В их архивах есть только список молодежных центров (Молодежные центры края: [сайт]. URL: http://www.molodkrsk.ru/struct/mun_mc/). Нет этого списка и в Военном комиссариате Красноярского края. Именно поэтому в нашей работе мы попытаемся устранить этот дефицит и составить необходимый список.

Итак, список военно-патриотических организаций Красноярского края:

Название организации Контакты
1. Военно-спортивный клуб «Барс» г. Канск
2. ГУ «Туринский спортивно-оздоровительный комплекс» (ТСОК) п. Тура, Эвенкийский АО
3. ГУ «Байкитский спортивно-оздоровительный комплекс» (БСОК) п. Байкит, Эвенкийский АО
4. Ванаварский спортивно-оздоровительный комплекс (ВСОК) п. Ванавара, Эвенкийский АО
5. Военно-спортивный клуб «Ратибор» г. Енисейск
6. Военно-спортивный клуб «Маганск-Патриот» Березовский район
7. Станичное казачье общество «Преображенское» Березовский район
8. Военно-спортивный клуб «Вымпел» г. Минусинск
9. Военно-спортивный клуб «Щит» г. Шарыпово
10. Краевая детско-юношеская спортивная школа «Кадеты Красноярья» г. Красноярск
11. Краевое учреждение кадетская школа-интернат «Красноярский кадетский корпус» имени А.И. Лебедя» г. Красноярск
12. Красноярский филиал центрального спортивного клуба военно-воздушных сил г. Красноярск
13. Красноярский городской молодежный военно-спортивный технический центр «Патриот». г. Красноярск
14. Курагинский молодежный Центр «Патриот» п. Курагино
15. «Щит Отечества» (Красноярский краевой фонд ветеранов пограничных войск и войск специального назначения органов государственной безопасности) г. Красноярск
16. Отряд мобильный особого назначения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю г. Красноярск
17. Отряд мобильный особого назначения управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по СФО г. Красноярск
18. Главное управление МЧС России по Красноярскому краю г. Красноярск
19. Красноярская краевая общественная организация «военно-спортивный технический клуб «Патриот» г. Красноярск
20. Региональное отделение ДОСААФ России Красноярского края г. Красноярск
21. Региональная общественная организация «Союз десантников России». г. Красноярск
22. ДОН (Добровольное движение особого назначения) г. Красноярск
23. Военно-спортивный клуб «Сармат» г. Дивногорск
24. Военно-патриотический клуб «Багира» г. Дивногорск
25. Военно-спортивный клуб «Лидер» г. Абан
26. Военно-спортивный клуб «Меридиан» г. Ачинск
27. Военно-спортивный клуб «Арсенал» г. Боготол
28. Общественная молодёжная патриотическая организация «Вечный огонь» г. Красноярск
29. Военно-исторический клуб «Камелот» г. Красноярск
30. Военно-патриотический клуб «Полярная Звезда» г. Красноярск
31. Федерация армейского рукопашного боя г. Красноярск

 

 

Проведем детальный анализ, как освещается деятельность ДОСААФ России Красноярского края, т.к. у этой структуры есть 38 подразделений: автошколы, мотоклубы, спортивно-технические центры, тиры, авиационно-спортивные клубы и др.             

Для того чтобы понять и оценить, что в обществе знают о ДОСААФ, на сайте Регионального отделения ДОСААФ был проведен опрос. Респондентам был задан вопрос «Что вы знаете о деятельности ДОСААФ?» Ответы выявились следующие:                            

49,4% – «Основные направления деятельности – допризывная подготовка, военно-патриотическое воспитание населения и мн.др.»;               23,6% – «Ничего не знаю»;                                                                22,5% – «В ДОСААФ обучают на водителей»;                                         4,5% – «Эта организация занимается только развитием различных видов спорта» (Приложение 3). Из ответов на вопрос следует вывод, что организация, о которой в ХХ веке знали фактически все жители СССР, на сегодняшний день менее узнаваема. 5,6% из опрошенных не знают о полном перечне возможностей и услуг, предоставляемых ДОСААФ. Более того, 22,5% респондентов совершенно ничего не знают про эту организацию. Рассмотрим, как освещается деятельность Регионального отделения ДОСААФ России Красноярского края.

На сайте РО ДОСААФ (ДОСААФ: [сайт]. URL: http://dosaaf24region.ru//) размещаются новости 38 структурных подразделений Красноярского отделения. Основной проблемой является – несвоевременность подачи информации с отдаленных районов края. Ряд районов (Эвенкия, Дудинка) не имеют интернета, чтобы оперативно отправлять данные о прошедших и грядущих мероприятиях, из-за этого не удается размещать информацию обо всех мероприятиях, проводимых ДОСААФ в крае. Для того, чтобы улучшить ситуацию, в сентябре 2012 года на сайте был проведен опрос: «Благодаря чему усовершенствовать взаимодействие подразделений ДОСААФ?» (Приложение 4).37% ответили, что необходимо создание сайтов структурных подразделений;30% считают, что ситуацию улучшит система штрафов за неисполнительность (когда с районов не отправляют материалы о прошедших событиях); 21% предложили ежемесячные пленумы с руководителями организаций для бесед о важности освящения мероприятий, проводимых ДОСААФ; и о том, что изменения не требуются, ответили 12%.                                                                       В связи с результатами опроса 17.09.2012 был издан Приказ №234 о создании сайтов структурных подразделений края. В итоге появились сайты у ДОСААФ Абанского района (ДОСААФ Абанского района: [сайт]. URL:  http://abandosaaf.ru/), Авиационно-спортивного клуба (АСК: [сайт]. URL:   http://www.mansky.ru/), начали реанимировать сайт Объединено-технической школы (ОТШ: [сайт]. URL:   http://dosaaf24.ru/index), который был создан в 2010 году, но не функционировал. Остальные организации обязались в течение года запустить свои сайты, основной причиной несвоевременного исполнения приказа – нехватка финансовых средств. Для того, чтобы найти способы менее затратные для информирования общества о деятельности ДОСААФ, во время занятий в двух красноярских автошколах было проведено анкетирование среди учащихся (Приложение 5). И в ответе на четвертый вопрос «Как вы считаете, благодаря чему ДОСААФ может узнать еще большее количество людей?» ученики ответили, а ими в основном являются юноши 18-20 лет, что благодаря интернету.

    Руководствуясь анкетными данными, региональным отделением были созданы группа в социальных сетях «ВКонтакте» (Группа ДОСААФ «ВКонтакте»: [сайт]. URL: http://vk.com/dosaaf24), «В Фейсбуке», а также блоги на молодежном сайте «КМФ» и сайте «РоссияСпорт». Эти действия предпринимаются для еще большей популяризации ДОСААФ среди общества и для привлечения СМИ к организации. Информация с блогов про парашютный и автомобильный спорт начали публиковаться в красноярских газетах, журналах (Приложение 6). В результате в феврале 2013 года Центральный совет ДОСААФ города Москвы 34. (Центральный сайт ДОСААФ: [сайт]. URL: http://www.dosaaf.ru/home/istoriya) выявил, что первое место среди 80 сайтов региональных отделений по наполняемости, посещаемости занимает РО ДОСААФ России Красноярского края.

    Для того чтобы выявить насколько СМИ проявляет интерес к ДОСААФ, и какие мероприятия привлекают наибольшее внимание, мы в течение двух недель (апрель-май) отправляли пресс-релизы, анонсирующие мероприятия, и узнали, какие факторы привлекают представителей телевидения радио, журналов, газет, интернет-изданий к деятельности организации. В итоге на первом месте новость – «Под Красноярском высадится парашютный десант» (Пресс-релиз: [сайт]. URL: http://news.mail.ru/inregions/siberian/24/society/12898790/?frommail=1). Более 40 интернет-источников ее осветили: «В программе праздника – «воздушный бой» и высадка парашютного десанта, показательные выступления сотрудников специальных подразделений силовых структур с использованием боевой техники. На аэродроме будут работать авиамодельная, парашютная и оружейная площадки, выставка картингов и мотоциклов, а также пневматический тир. Завершит мероприятие пейнтбольный турнир среди студентов и школьников края». На праздник пришло более 1000 человек, из СМИ было три телекомпании.

На втором месте анонс про открытие сезона по автокроссу – Кубок ДОСААФ. (Анонс «Пройдет открытие сезона по автокроссу»: [сайт]. URL: http://krsk.kp.ru/online/news/1435798). Информация была размещена в электронных изданиях края, так как «показать свое искусство вождения собрались красноярские гонщики, а также мастера из Кемерово, Новосибирска, Бородино, Абакана, Канска, Ачинска, Железногорска и многих других городов края». Но в связи с тем, что гонки проходили в 30 км от Красноярска, и в тот же день в самом Красноярске проходили спортивные соревнования, посмотреть которые приехал глава города, то зрителей на открытии сезона по автокроссу было триста человек, а из телекомпаний только одна.

Третье место по освещению в СМИ заняла информация о наборе участников и вожатых в краевой палаточный оборонно-спортивный лагерь «Легион». («Легион» ДОСААФ: в лагерь требуются вожатые: [сайт]. URL: http://www.dosaaf24region.ru/novosti/415--qq). Это один из проектов ДОСААФ и Министерства спорта, туризма, молодежной политики, ориентированный на подростков 14-18 лет.

Но такие мероприятия как «Открытие спартакиады допризывной молодежи», «Гала-концерт конкурса «Все ушли на фронт», «Соревнования по стрельбе среди ветеранов», «Концерт в честь дня пограничника» остались незамеченными – СМИ проигнорировали, поэтому зрителей было единицы. Из этого следует вывод, что журналистов, зрителей привлекают зрелищные события, в которых есть экстремальные элементы или же, которые проводятся совместно с министерством. А многие ежегодные мероприятия, связанные с патриотизмом, нравственным воспитанием, уважением к ветеранам, памяти о военных годах, не всегда заинтересовывают СМИ.

Для того, чтобы объединить все подразделения ДОСААФ и для еще большей популяризации деятельности организации в марте-мае 2014 года появился еще 21 сайт ДОСААФ, теперь из 31. Сайты есть у следующих подразделений: Красноярский АСК, Красноярская ОТШ, Краевой стрелковый спортивно-технический центр, Минусинская автомобильная школа, Ачинская автомобильная школа, Канская техническая школа, МО г. Красноярска, МО Абанского района, МО Балахтинского район, Красноярский клуб служебного собаководства, МО г. Минусинска, МО Шушенского района, МО города Лесосибирска, Енисейская автошкола, Районный спортивно-технический центр п. Казачинское, МО г. Шарыпово, Шарыповская техническая, МО г. Назарово, МО Идринского района, МО г. Сосновоборска, МО Манского района, МО Ужурского района, МО Краснотуранского района, МО г. Сосновоборска, МО г. Канска, МО Партизанского района. (Список сайтов ДОСААФ: [сайт]. URL: http://dosaaf24region.ru/novosti/704-2014-05-27-06-40-38). Создание базы сайтов способствует улучшению взаимосвязи организации военно-патриотической направленности с обществом, также для СМИ больше информации в открытом доступе.

В результате анализа исследований, посвященных коммуникации ДОСААФ с обществом было выявлено, что основной моделью взаимодействия является модель информирования. Более того, данная модель предлагается авторами как основная в решении проблемы эффективного взаимодействия, популяризации патриотического воспитания. Между тем, в настоящее время модель информирования (односторонняя коммуникация), осуществляемая посредством сайтов и СМИ, является недостаточно полноценной для выявления восприятия информации, а также эффективного управления коммуникацией на основе двустороннего коммуникационного взаимодействия.

В нашей работе мы попытались выявить положительные и отрицательные аспекты взаимодействия СМИ и военно-патриотических организаций Красноярского края. Результаты исследования нацелены на улучшение взаимодействия СМИ и современных военных структур.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    1. Согласно исследованию, для всестороннего освещения деятельности военно-патриотических организаций необходим комплексный подход. Ряд авторов (Аксенова Н.П., Алиева С.А., Зайчикова А.Н. и другие) считают, что для патриотического воспитания молодежи необходима идеологическая система развития общества. Но в ходе опросов мы выявили инновационные методы, приемы, благодаря которым возможна популяризации военно-патриотического воспитания общества. Для улучшения ситуации в этой сфере необходимо взаимодействие с интернет-пространством и СМИ с целью создания материалов про «героизацию» и «патриотизацию» различных эпох, добрых дел и событий; героев современных будней; расширение спектра человеческих личностей, воспринимаемых как выдающиеся и патриотические.

2. В настоящее время существует дефицит информации о военно-патриотических организациях Красноярского края. Более того, списка организаций военно-патриотической направленности нет не только в интернете, но и в базах Министерства спорта, туризма и молодежной политики, Военного комиссариатах Красноярского края и ДОСААФ. Именно поэтому в нашей работе мы попытались устранить этот дефицит и составили необходимый список.

3. На сегодняшний день база организаций в Красноярском крае военно-патриотической направленности составляет 39 штук. Методика освещения журналистами мероприятий должна включать советы, ограничивающие и стимулирующие к освещению тех или иных событий. Мы составили систему рекомендаций, для журналистов, работающих в информационной сфере и освещающих военно-патриотическую тематику. Выявили, в каком аспекте можно публиковать материалы про силовые структуры, а в каком нельзя. И внесли свои предложения для улучшения качества подачи информации, связанной с военно-патриотической тематикой.

 

В перспективе рассмотренная модель взаимосвязи организаций Красноярского края с обществом могла бы быть реализована через долгосрочные совместные проектно-исследовательские работы ДОСААФ и заинтересованных в развитии направления военно-патриотического воспитания. В данной работе созданы предпосылки для реализации этой модели (организация сетевого взаимодействия). Логическим продолжением данного исследования может быть создание новых проектов с целью популяризации ДОСААФ и других военно-патриотических структур, посредством взаимодействия со сферой журналистики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: