Литература 6 класс 14.04

Тема: Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…». Тема бессмертия народа.

Цели: Познакомить с творчеством поэта, воспитать толерантное отношение к другим народам, воспитать патриотические чувства к России как к многонациональному государству, научить элементам сопоставительного анализа текстов.

Ход занятия.

1. Кайсын Кулиев: слово о балкарском поэте.

  — Знаете ли вы народ, который называется балкарцы? Где живет этот народ? В какой республике?

 

Балкáрцы (самоназвание таулýла) — народ, проживающий в России на территории Кабардино-Балкарской Республики (столица — Нальчик). Всего в России насчитывается около 78 тысяч балкарцев.Говорят они на карачаево-балкарском языке. Такие народы называются малыми. Балкарцы живут на одной земле с кабардинцами, которые говорят на кабардино-черкесском языке.

 

  Республика Кабардино-Балкария расположена на северных склонах Большого Кавказа. Самая высокая вершина — Эльбрус (5642 м). Территория была заселена нынешними кабардинцами и балкарцами в XIII—XV веках.

 

В 1557 году Кабарда вошла в Русское государство, в 1774 году присоединилась к России окончательно. В 1944 году, во время Великой Отечественной войны, после того как советские войска с огромными потерями выгнали с территории республики фашистов, Сталин приказал ликвидировать автономию балкарцев. Целый народ был насильно выселен в среднеазиатскую республику Советского Союза — в Киргизию.

 

 

 

  После смерти Сталина, в 1957 году, автономия Кабардино-Балкарии была восстановлена, народ вернулся на свои родные земли, на крутые склоныКавказских гор.

2. Познакомьтесь со статьёй в учебнике о Кайсыне Кулиеве.

  — В учебнике для 6 класса мы уже встречались с именем и строками стихов Кайсына Кулиева. Когда это было? При изучении произведений какого писателя?

Первого позвонившего мне с ответом на этот вопрос ждет «5».

3. Прочитайте выразительно стихотворение «Когда на меня навалилась беда»

- Как вы думаете, почему у человека в особенно сложных, трудных ситуациях обостряется чувство Родины? Как это связано с домом? С семьей? С родителями? С детством?

- Как Родина помогает герою стихотворения преодолеть беду? В каких ещё произведениях вы слышали о «землице родной, которую матушка передала»?

4. Прочитайте текст:

Позови меня тихо по имени

 

Позови меня тихо по имени, ключевой водой напои меня.
Отзовется ли сердце безбрежное, несказанное, глупое, нежное.
Снова сумерки всходят бессонные, снова застят мне стекла оконные.
Там кивает сирень и смородина, позови меня, тихая родина.

Позови меня на закате дня, позови меня, грусть печальная, позови меня.
Позови меня на закате дня, позови меня, грусть печальная, позови меня.

Знаю, сбудется наше свидание, затянулось с тобой расставание.
Синий месяц за городом прячется, не тоскуется мне и не плачется.
Колокольчик ли, дальнее эхо ли? Только мимо с тобой мы проехали.
Напылили кругом, накопытили, даже толком дороги не видели.

Позови меня на закате дня, позови меня, грусть печальная, позови меня.
Позови меня на закате дня, позови меня, грусть печальная, позови меня.

Позови меня тихо по имени, ключевой водой напои меня.
Знаю, сбудется наше свидание. Я вернусь, я сдержу обещание.

В.Пеленягрэ

https://www.youtube.com/watch?v=aKLQkdK8UZ8Это ссылка на музыкальное исполнение.

Как перекликается текст популярной песни со стихотворением Кайсына Кулиева? Какие темы затрагивают оба произведения?

Сопоставьте: «Навалилась беда…, в сердце тревога…, отдай боль мне» и

                 «Мимо с тобой мы проехали…, Напылили кругом, накопытили»

О чем говорят поэты? (О тяжелом течении жизни, об усталости и тщетности всех стараний.)

Сопоставьте: «Прилег я, и легче мне стало», «Иного не надо мне рая»

«Знаю, сбудется наше свидание. Я вернусь, я сдержу обещание.»

Что укрепляет дух лирических героев в обоих произведениях? Почему?

(Родина-это источник силы для преодоления любых жизненных испытаний.)

Сопоставьте: «Сказала вода», «Сказала мне высь», «Я тебя не предам!» Тихонько шуршала дорога», «Гора мне шептала», «Поманили луга».

 

«Позови меня», «Напои меня», «Сумерки всходят, застят», «Кивает сирень и смородина», «Синий месяц прячется»

Какой художественный прием используют поэты?

 

5. Вывод. Наша страна очень большая. В ней проживает около двухсот народностей. Численность населения около 150миллионов человек. Мы говорим на разных языках, играем на разных инструментах, но всех объединяет одна черта: мы любим свою Родину. Как из малых родных мест складывается большая страна – Россия, так и из наших чувств складывается сильный духом народ, потому что питает нас Малая Родина.

 

6. Д.З. Самостоятельно прочитайте стихотворение Кайсына Кулиева «Каким бы малым ни был мой народ». Приготовьте ответы на вопросы № 4,5 после текста и творческое задание. Письменно

 

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: