Содержание «Симфонии №5» Бетховена

Анна Сергеевна.

Для проверки домашних заданий прошу сбрасывать фотографии на Viber: +380506023831.

Задания по предмету «Музыкальная литература»

В период дистанционного обучения

 5 класс, 8-летнее обучение (преподаватель Вольшакова А.С.)

Понедельник 18.05.2020 16:30-17:30

Тема: Контрольная работа

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас контрольный урок по творчеству композиторов эпохи Классицизма (Гайдн, Моцарт, Бетховен). Перед тем как приступить к контрольной, даю вам темы, которые выпали из-за праздничных дней. Проработайте их самостоятельно, а затем приступаем к выполнению контрольной работы.

Людвиг ван Бетховен «Симфония №5»

Симфоническое творчество Бетховена ярко отражает человеческий путь преодоления, где судьба оказывается в руках человека. Пятая симфония Бетховена не является исключением. Эмоциональный надрыв и триумфальное торжество лирического героя над роковым началом - это настоящий призыв, посланный творцом сквозь времена, и дошедший до наших дней.

Времена, в которые создавалось произведение, были для композитора далеко не самыми благоприятными. Неприятности одна за другой настигали творца врасплох, вначале известие о глухоте, затем и военные действия в Австрии. Задумка столь грандиозного по масштабам произведения захватила разум Бетховена.

Но так как желание автора преодолевать все преграды на собственном пути могло быстро смениться самыми сумрачными и депрессивными мыслями, то сочинение постоянно откладывалось в долгий ящик. В зависимости от настроения Людвиг хватался то за одно, то за другое произведение, а пятая симфония и вовсе шла тяжело. Бетховен не раз изменял финал, делая его то в позитивном, то в негативном ключе. Но в итоге, спустя три года, сочинение всё же увидело свет.

Содержание «Симфонии №5» Бетховена

Бетховен не относится к композиторам, которые подробно описывают собственные произведения, давая им четкий и определенный программный замысел. Но симфония № 5 стала исключением из правила. В письме Шиндлеру он не только объяснил программный замысел, но и указал конкретные музыкальные темы, знаменующие рок и лирического героя, пытающегося бороться с судьбой.

Конфликт очевиден и его завязка происходит еще в первых тактах. Сам композитор, писал, что именно так «судьба стучится в двери». Он сравнивал ее с не прошеной гостьей, которая разрушает и врезается клином в привычный мир мечтаний и грез. Мотив судьбы пронизывает композицию с первых таков и помогает сделать цикл наиболее единым и слитным. Так как произведение написано в классическом стиле, то оно имеет структуру из четырех частей:

· I часть сочинена в форме сонатного allegro с медленным вступлением.

· II часть представляет собой двойные вариации.

· III часть – это драматическое скерцо, которое отражает жанрово-бытовую направленность.

· IV часть является финалом, написанным в форме сонатного allegro с кодой.

Жанр произведения представляет собой инструментальную драму. Из-за наличия программного замысла принято рассматривать содержание произведения с точки зрения драматургии. В таком случае, каждая часть симфонии представляет собой определенный этап и выполняет значимую драматургическую функцию:

· В первой части экспонируются прямое действие (лирический герой) и контрдействие (судьба) происходит завязка драмы и обострение конфликта. Преобладание и доминирование судьбы над героем.

· Вторая часть выполняет функцию разрядки нагнетенного противодействия, а также дает начало для формирования облика торжествующего финала.

· В третьей части конфликт накаляется и развивается до достижения острой стадии. Происходит перелом ситуации в пользу лирического героя. Характеризуется динамическим нарастанием.

· Финал явно формирует позитивный ключ и реализует концепцию «Через борьбу к победе».

Таким образом, композиция, представленная в данном произведении, является эталоном не только симфонического, но и драматургического мастерства.

https://youtu.be/Zpw4jTaIxFc  - музыкальный материал

https://youtu.be/bLWTvymsh-s  - рассказ о симфонии № 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: