Тема «разработка и изготовление наглядного учебного пособия для изучения темы» «папье-маше на отделении дпи»

 

 

2016 г.

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ 5

1.1Наглядное учебное пособие: понятие, виды, цели применения и методы использования 5

1.2 Принципы применения наглядных учебных пособий на уроках декоративно-прикладного искусства 8

ГЛАВА 2 ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАГЛЯДНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ 11

2.1 Планирование работы и изготовление наглядного учебного пособия для урока по теме «Папье-маше» 11

2.2 Разработка технологической карты и выполнение экономического расчета наглядного учебного пособия по теме «Папье-маше». 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

ПРИЛОЖЕНИЯ 31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В педагогике для успешного функционирования учебного процесса все средства обучения должны быть связаны между собой. Необходимо согласовывать информацию, предъявляемую и сопровождаемую с помощью различных средств обучения. Средства обучения должны «работать» практически во всех звеньях учебного процесса — и в процессе преподавания, и в процессе учения. Поэтому наиболее широкое применение в успешном обучении учащихся, находят наглядные пособия и технические средства обучения.

Актуальность темы исследования, обусловлена тем, что демонстрационные объекты – наглядные учебные пособия, являются одним из важнейших источников информации, они помогают преподавателю эффективно организовать образовательный процесс.

Объектом данного исследования является изучение наглядных учебных пособий, их видов и методов использования. Предметом исследования данной методической работы, выступает процесс изготовления наглядного учебного пособия для изучения техники папье-маше на оделении ДПИ Детской школы искусств с. Восток.

Цель работы: изготовить наглядное пособие для изучения темы и техники папье-маше.

При работе над поставленной целью следует выделить следующие задачи:

- рассмотреть понятие «наглядные учебные пособия» и их виды;

- рассмотреть значимость наглядных учебных пособий в процессе обучения;

- познакомится с историей существования техники папье-маше;

- научится распознавать виды папье-маше;

-изучить технологию создания бумажного теста папье-маше.

-изготовить и произвести экономический расчёт сувенира-копилки «Жаба»;

-дополнить и обеспечить безопасное хранение для наглядного учебного пособия.

Методическая разработка состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении сформулированы актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования.

В первой главе отражены: понятие учебных наглядных пособий, их виды, цели применения, методы использования. А так же особенности и принципы использования наглядных учебных пособий в декоративно-прикладном искусстве.

Вторая глава содержит планирование работы и изготовление наглядного учебного пособия для урока по теме «Папье-маше» технологическую карту изготовления бумажного теста папье-маше. Технологическую карту изготовления наглядного учебного пособия в технике папье-маше «Жаба». Экономический расчет.

В заключении сделаны выводы по работе. Библиографический список содержит 14 источников. В приложение вынесено: история возникновения папье-маше, инструкция по технике безопасности при работе с бытовыми электроприборами, иллюстрации конечного варианта наглядного учебного пособия выполненного в технике папье-маше для уроков декоративно прикладного творчества.

 

 

ГЛАВА 1 ТОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

1. Наглядное учебное пособие: понятие, виды, цели применения и методы использования

 

Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, специально создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умения и навыков. Наглядных учебных пособий используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового учебного материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию учебных программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям. Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, а так же по методам и приемам использования.

Наглядные учебные пособия принято делить на 2 основные группы: натуральные пособия, состоящие из природных или производственных объектов, и изобразительные, представляющие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.

По способам изображения различают: образные наглядные учебные пособия, показывающие предметы и явления в реальном или образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы и др.). Так же схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, макеты, схемы, диаграммы и др.).

Изобразительные наглядные учебные пособия могут выполняться в 2 (плоскостные) или 3 измерениях (объёмные). Как плоскостные, так и объёмные изобразительные наглядные учебные пособия создаются 2 видов: статичные, с неподвижными частями и деталями, и динамичные. Динамичные в свою очередь бывают различных видов:

а) С подвижными или съёмными деталями. Например, плоскостная модель по арифметике для решения задач на встречное движение с передвигающимися изображениями поездов, междугородных автобусов, пароходов.

б) Разборные модели. Например, анатомические разборные модели торса, глаза, уха человека.

в) Действующие модели. Например, действующая модель подъёмного крана, водяной или паровой турбины.

Из плоскостных изобразительных наглядных пособий выделяют в особую группу экранные наглядные пособия: диапозитивы, диафильмы и кинофильмы. К наглядным учебным пособиям относят также и такие учебные пособия, как грампластинки и тонфильмы (магнитофонные ленты) с записями литературных произведений в исполнении мастеров художественного слова, выступлений государственных и общественно-политических деятелей, писателей, артистов, учёных; с записями революционных песен, музыкальных произведений, текстов на иностранных языках и др.

Экранные наглядные звуковые учебные пособия, вместе с проекционной аппаратурой (проекционный фонарь, фильмоскоп, эпидиоскоп и др.), магнитофоном, патефоном, проигрывателем, телевизором и т. д. объединяются в группу технических средств обучения. К ним относят также обучающие машины и другие устройства, применяемые для программированного обучения.

По методам и приёмам использования наглядные учебные пособия. разделяют на 2 группы: демонстрационные пособия, которые учитель демонстрирует на уроке всему классу (картины, таблицы, коллекции крупных образцов различных предметов, чучела, скелеты и др.). И пособия, предназначенные для самостоятельной работы учащихся (наборы раздаточного дидактического материала, препараты мелких растений и животных, коллекции с мелкими образцами, наборы мелких моделей и технических деталей, альбомы, атласы и др.).

Применение подвижных и сменяемых деталей в таблицах, действующих технических моделей, разборных плоскостных и объёмных моделей значительно усиливает педагогическую эффективность демонстрационных пособий. Демонстрационный подвижной изобразительный материал, состоящий из комплекта отдельных рисунков, даёт возможность подбирать и располагать их в различных сочетаниях и последовательности, в зависимости от конкретной дидактической задачи.

Цели применения наглядных учебных пособий. разнообразны. Пособия могут служить источником знаний, объектом изучения, например все натуральные наглядные пособия: художественные картины на уроках рисования, модели и муляжи, слепки и т. д. В других случаях наглядные учебные пособия. иллюстрируют, конкретизируют изучаемый материал, например картины на уроках истории, литературы. В начальных классах на уроках русского языка и математики наглядные учебные пособия часто выполняют только служебную, вспомогательную роль, например счётный материал, картинки, иллюстрирующие условие задачи, и др.

Наглядные учебные пособия выпускаются для школ издательствами, учебно-технической промышленностью, киностудиями и другими организациями и предприятиями. Их описание с указанием назначения и приёмов использования содержится в специальных каталогах и справочниках

Многие наглядные учебные пособия изготовляются учащимися на уроках ручного труда, в учебных мастерских, в технических и других ученических кружках, а иногда и дома. При изготовлении наглядных учебных пособий по природоведению, географии, литературе, истории школами широко используется местный природный, производственный, историко-археологический, литературный и статистический материал.

Таким образом, наглядные учебные пособия, используются в учебном процессе школы и во внешкольных учебных заведениях на различных этапах учебного процесса. При объяснении нового учебного материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся. Они должны соответствовать содержанию учебных программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: