Вопрос 3. Сущность религиозной веры, ее особенности

КОНСПЕКТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Преподаватель: А.В. Часовникова

Семестр

Задание 7.   

Полностью (!) переписать в тетрадь материал из файла по теме 14. Это задание на пару по расписанию 20 мая. Срок исполнения 20 – 27 мая 2020 года.

Не забываем присылать предыдущие задания (темы 1-13).

 

Тема 14. Философия и религия.

Вопрос 1. Особенности религии, ее происхождение и функции.

Слово «религия» происходит от латинского «благочестие», «святыня».

Особенности религии.

Религия основывается на вере и соответствующих действиях (культах). Религия - это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное и священное. Религия - один из социально-исторических типов мировоззрения. Религия является одной из основных форм духовной культуры человечества. Она тесно связана с другими ее основными формами - такими как мифология, философия, искусство.

Выделяют различные концепции религии: духовно-теологическую, культурно-социологическую, психологическую, подчеркивая соответственно духовную, социальную и психологическую составляющую религии.

Происхождение религии.

Религия такой, какой представляют её современные люди, возникла не сразу. Предварительно религия прошла через следующие формы:

Тотемизм (фетишизм, идолопоклонство) - архаическая форма религии, основанная на отождествлении богов с какими-то предметами (вещами, животными, растениями или их изображениями).

Пантеизм - отождествление Бога с природой, материальной Вселенной.

Теизм - учение о Боге как творце мира, который создал его и продолжает управлять его бытием и изменением.

Деизм - представление, согласно которому Бог создал мир, но после творения не вмешивается в ход происходящих в мире процессов.

Атеизм - убежденность в том, что Бог как высшее существо, творец и властитель мира не существует, а идея Бога есть плод человеческого воображения.

Объединяют все религии функции, которые они выполняют в обществе:

1. Онтологическая - религия дает ответ на вопрос, каково происхождение и устройство мира, подчеркивает значение законов природы, которые установил Бог.

2. Гносеологическая - религия ориентирует на то, что человек способен познать мир, потому что создан по образу и подобию Творца.

3. Регулятивная – заключается в поддержании и усилении действий принятых в обществе социальных норм поведения, осуществлении социального контроля.

4. Смыслообразующая - религия помогает понять смысл и перспективу человеческой жизни.

5. Культурологическая - религия способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру.

6. Психологическая - религия имеет значение для преодоления страха смерти, она утешает слабых, помогает им пережить страдание и горе, служит психотерапевтическим средством адаптации людей к трудностям жизни.

7. Этическая - религия выполняет важную нравственную миссию.

8. Социально-консолидирующая – общая вера делает людей единомышленниками.

9. Духовная (по отношению к культуре).

10. Коммуникативная - состоит в особой форме общения священнослужителей (от имени Бога) с верующими и верующих между собой

 

Вопрос 2. Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного.

Исторические формы взаимоотношений человеческого и божественного:

 Анимизм (от лат. anima – душа, дух) – одухотворение природных объек­тов и явлений, приводящее к тому, что в сознании анимиста весь мир как бы наполняется духовными существами, не только проявляющимися в природе, но и влияющими на человеческую жизнь.

Тоте­мизм – вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами, племенами) и определенными видами животных, реже – растений.

Фетишизм (от франц. fetiche – талисман, амулет) – почитание отдельных природных объектов (камни, раковины, кости и т.п.), которым приписываются сверхъестественные свойства.

Идололатрия (от греч. eidolon – образ, подобие). Ее фор­мальный признак, отличающий от анимизма, тотемизма, фетишизма, – наличие идола в качестве главного объекта по­читания, поклонения и служения.

Древнейшая из мировых религий – буддизм. Согласно тра­диции, основатель буддизма Сиддхартха Гаутама родился в мае 623г. до н.э. Разочаровавшись в жизни, Гаутама понял, что все беды человека проистекают от ложных представлений. Будда учил: существует дукха (неудовлетворенность, страдание); существу­ет причина дукхи (страх перед временем); исчезновение дукхи есть нирвана.

 

Наиболее древней монотеистической религией, в основе ко­торой лежит убеждение в существовании единого Бога, являет­ся иудаизм (II – I тысячелетие до н.э.). Идея богоизбранности народа Израилева.

Христианство – возникло в иудейской среде и полностью усвоило и подтвердило идею единобожия. К IV в. был зафиксиро­ван весь канонический свод Священного Писания Ветхого и Нового заветов. Христианская догматика вырабатывалась на протяжении IV – VIII веков («эпоха вселенских соборов»).

В IV веке между восточным и западным христианством на­метился раскол, который официально оформился в 1054 году. После разделения церкви каждая конфессия (православие и католицизм) определяют свою догматику.

В XVI веке широкое антикатолическое движение в Евро­пе – Реформация – приводит к появлению третьего главного направления христианства. Протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, исключительный ав­торитет Библии, священство всех верующих. В свою очередь каждая конфессия содержит различные течения, направле­ния, группы, секты.

Наиболее поздняя монотеистическая религия – ислам – возник в начале VII века на Аравийском полуострове. Основное положение догматики: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухам­мед — посланник Аллаха». Величие Бога — Аллаха — выраже­но во многих формулах и часто повторяется в речи, молитвах, быту.

 

Вопрос 3. Сущность религиозной веры, ее особенности.

Вера — признание чего-либо истинным, часто без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Верующий — религиозный человек, то есть представитель конкретной религии, носитель религиозной модели мира. В христианстве вера определяется как соединение человека с Богом.

Особенности религиозной веры и специфика религии связана с культовой де­ятельностью и с религиозными организациями.

Особенности религиозной веры:

1. Убежденность в существовании сверхъестественных сил.

2. Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общество в целом.

3. Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами (молитва, видения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: