Сталинская трасса вела через Щекино

Подвигом советского народа стала не только победа в Великой Отечественной войне, но и послевоенное восстановление. Поднимать из руин промышленность и сельское хозяйство, восстанавливать разрушенные оккупантами здания, возрождать инфраструктуру начинали, едва враг срывался на запад под натиском наших войск. В 1947 году глава государства Иосиф Сталин отправился в длинную поездку по Советскому Союзу – он решил своими глазами увидеть, как восстанавливается страна. На этом пути он побывал и в Щёкино.

 

«Паккард -180» - на такой машине глава государства приехал в Щекино.

 

Сталин принципиально решил отправиться из Москвы не на поезде, а на автомобиле, сколько ни отговаривал его начальник Главного управления охраны МГБ генерал Николай Власик, отвечавший за безопасность вождя. Дело в том, что южный путь из столицы тогда был далеко не таким лёгким и стремительным, как сейчас: асфальтированная часть трассы заканчивалась в районе Серпухова, а дальше тянулась сплошная грунтовка. Тем не менее вождь был непреклонен, и вечером 16 августа 1947 года из Москвы отправился автомобильный кортеж. Сталин ехал в бронированном американском «Паккарде-180». Эту машину сопровождали ещё три автомобиля – резервный ЗиС-100С, также укреплённый бронёй, и два с охраной.

Щёкино в ту пору выглядело куда скромнее по площади, чем ныне. Представьте сами: никакого северо-западного микрорайона с новостройками ещё не было, да что там – даже сколько-нибудь капитальная застройка на улице Советской была связана ещё со старыми временами. Площадь Ленина и её окрестности станут центром городской жизни только в конце 50-х, а пока она была сосредоточена в районе завода «Кислотоупор» и железнодорожной станции. Только-только началось и строительство газового завода, жители которого в 40-е жили в бараках между Щёкино и Кочаками.

17 августа Щёкино стало первой остановкой Сталина в его южном рейде. К сожалению, подробности визита скудны. Известно, что глава государства прогулялся по городу и пообедал вместе с теми, кто его сопровождал. Во всяком случае, впечатления у Сталина остались хорошие: «На остановках всё было очень скромно, просто, без всякого шума, что т. Сталину очень понравилось», – писал Власик. То есть никаких торжественных встреч и прочих атрибутов, сопутствующих визиту высокопоставленных лиц, в Щёкино не было.

Грунтовая дорога, как и предупреждал Власик, всё-таки стала серьёзным испытанием – правда, не для Сталина, а для его машины: по пути покрышки пятитонного «Паккарда» перегрелись. Где именно это произошло? Охранник вождя указывает расплывчато – между Тулой и Орлом. Вероятнее всего, это не были ни Щёкинский, ни Лазаревский районы: едва ли покрышки успели бы так быстро разогреться после возобновления пути.

«Тов. Сталин велел остановить машину и сказал, что пройдётся немного пешком, а шофёр за это время сменит покрышки, а потом нас догонит. Пройдя немного по шоссе, мы увидели три грузовика, которые стояли у обочины шоссе, и на одном из них шофёр тоже менял покрышку. Увидя т. Сталина, рабочие так растерялись, что не верили своим глазам, так неожиданно было его появление на шоссе, да ещё пешком. Когда мы прошли, они начали друг друга обнимать и целовать, говоря: «Вот какое счастье, так близко видели товарища Сталина!» Пройдя еще немного, мы встретили маленького мальчика лет 11–12. Тов. Сталин остановился, протянул ему руку и сказал: «Ну, давай познакомимся. Как тебя зовут? Куда ты идёшь?» Мальчик сказал, что зовут его Вова, идет он в деревню, где пасет коров, учится в 4 классе на четверки и пятерки. В это время подошла наша машина, мы простились с Вовой и продолжали наше путешествие. После этой остановки т. Сталин пересел на ЗИС-110», – вспоминал Власик.

В пути кортеж сделал ещё две остановки – в Орле, а также в Курске, где Сталин ночевал. Добравшись до Харькова, участники поездки, как и планировалось, пересели на поезд до Симферополя, а оттуда снова на машинах поехали в Ялту. Из Ялты 19 августа Сталин отправился на крейсере «Молотов» в Сочи.

 

Иосиф Сталин, 19 августа 1947 года.

 

То, что увидел Сталин, – очевидно, и в Щёкинском районе и Тульской области вообще, – его впечатлило. И главным результатом поездки стало поручение привести в порядок Симферопольское шоссе.

«…Сталин заметил, что дорогу от Москвы нужно сделать как можно лучше, разбить на участки, поставить сторожей, построить им домики, дать участок земли, чтобы они имели всё необходимое, они будут заинтересованы и будут хорошо ухаживать за дорогой. Установить заправочные бензоколонки, так как машин скоро будет много, все будут ездить на машинах, не только в городе, но и в деревне», – рассказывал Власик.

Поручение Сталина было выполнено менее чем за три года. К строительству трассы Москва – Симферополь протяжённостью 1395 километров, пролёгшую в том числе и через Щёкинский район, привлекли десятки тысяч человек – заключённых, военнопленных, воинов расформированных частей. Полностью асфальтированную дорогу ввели в строй уже 1 августа 1950 года.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: