Современные требования к проведению

«Обязательных индивидуальных и групповых коррекционных занятий»

1.Все занятия имеют гибкую структуру, с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.

2. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, водо-, кукло-, сказко- терапии).

3. В занятиях прослеживается системность и преемственность.

4. Выбор тематики занятий определяется характером нарушения психофизического развития учащихся и имеющимися пробелами в знаниях по предметам учебного цикла.

5.Формы работы определяются задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных.

К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

· включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.);

· рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия);

· игры с песком (пескотерапия);

· игры с водой (водотерапия);

· игры с куклами (куклотерапия) и т.д.

К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

· занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие.

· включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий.

· изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий с педагогом

3. Коррекционно-развивающие занятия необходимо проводить с учетом правил здоровьесбережения, в числе которых:

· организация перерывов с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз;

· регулирование степени утомляемости ребенка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности (разминочная и заключительная части занятия должны быть более легкими, чем основная часть);

· выбор оптимального темпа работы в соответствии с личностными особенностями ребенка;

· контроль соблюдения ребенком правильной осанки, положения ручки и тетради, расстояния от глаз до рассматриваемого объекта и т. д.;

· использование разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов, адекватных возрасту и уровню развития ребенка.

Для развития и коррекции личностной сферы можно применять игры-путешествия, где каждый сюжетный этап формирует определенную личностную характеристику.

Структура занятия

· 1 этап. Вводный (2- 3 мин.)

· На данном этапе применяются упражнения направленные на снятие психомышечного напряжения, развитие концентрации внимания детей, пальчиковая гимнастика, положительный настрой к продуктивной совместной деятельности.

· 2 этап. Основной (10-12 мин.)

· Предполагает повторение пройденного и реализацию соответствующего раздела программы. После выполнения основного содержания занятия применяются упражнения на развитие межполушарного взаимодействия (кинезиотерапия).

· 3 этап. Заключительный (2 мин.)

· На данном этапе осуществляется закрепление пройденного, детям предлагается перечислить игры, в которые они играли, что им понравилось и чем им не хотелось заниматься.

Организация индивидуальной работы на фронтальном занятии.

Индивидуализация обучения детей с особыми образовательными возможностями в структуре фронтального занятия – задача нелегкая.

Во-первых перед началом любого фронтального занятия педагог должен четко представить какое практическое умение будет отрабатываться и каковы индивидуальные особенности ребенка.

Во-вторых, на фронтальном занятии, должен использоваться материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий детей.

В-третьих, на фронтальном занятии, должна просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, но подчиненная общему содержанию работы на занятии.

В-четвертых, на фронтальном занятии, необходимо в предметно-практической и коммуникативной деятельности базироваться на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям.

 




double arrow
Сейчас читают про: