«Обязательных индивидуальных и групповых коррекционных занятий»
1.Все занятия имеют гибкую структуру, с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.
2. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, водо-, кукло-, сказко- терапии).
3. В занятиях прослеживается системность и преемственность.
4. Выбор тематики занятий определяется характером нарушения психофизического развития учащихся и имеющимися пробелами в знаниях по предметам учебного цикла.
5.Формы работы определяются задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных.
К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
· включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.);
· рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия);
· игры с песком (пескотерапия);
· игры с водой (водотерапия);
· игры с куклами (куклотерапия) и т.д.
К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
· занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие.
· включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий.
· изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий с педагогом
3. Коррекционно-развивающие занятия необходимо проводить с учетом правил здоровьесбережения, в числе которых:
· организация перерывов с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз;
· регулирование степени утомляемости ребенка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности (разминочная и заключительная части занятия должны быть более легкими, чем основная часть);
· выбор оптимального темпа работы в соответствии с личностными особенностями ребенка;
· контроль соблюдения ребенком правильной осанки, положения ручки и тетради, расстояния от глаз до рассматриваемого объекта и т. д.;
· использование разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов, адекватных возрасту и уровню развития ребенка.
Для развития и коррекции личностной сферы можно применять игры-путешествия, где каждый сюжетный этап формирует определенную личностную характеристику.
Структура занятия
· 1 этап. Вводный (2- 3 мин.)
· На данном этапе применяются упражнения направленные на снятие психомышечного напряжения, развитие концентрации внимания детей, пальчиковая гимнастика, положительный настрой к продуктивной совместной деятельности.
· 2 этап. Основной (10-12 мин.)
· Предполагает повторение пройденного и реализацию соответствующего раздела программы. После выполнения основного содержания занятия применяются упражнения на развитие межполушарного взаимодействия (кинезиотерапия).
· 3 этап. Заключительный (2 мин.)
· На данном этапе осуществляется закрепление пройденного, детям предлагается перечислить игры, в которые они играли, что им понравилось и чем им не хотелось заниматься.
Организация индивидуальной работы на фронтальном занятии.
Индивидуализация обучения детей с особыми образовательными возможностями в структуре фронтального занятия – задача нелегкая.
Во-первых перед началом любого фронтального занятия педагог должен четко представить какое практическое умение будет отрабатываться и каковы индивидуальные особенности ребенка.
Во-вторых, на фронтальном занятии, должен использоваться материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий детей.
В-третьих, на фронтальном занятии, должна просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, но подчиненная общему содержанию работы на занятии.
В-четвертых, на фронтальном занятии, необходимо в предметно-практической и коммуникативной деятельности базироваться на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям.






