Методика проведения урока

Познавательные процессы.

Внимание.

Память. Виды памяти у людей.

Методика проведения урока.

Роль этюды в развитии фортепианной техники

 

1. Познавательные процессы – это психические процессы, которые обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации и знаний из окружающей среды

o К одним из классификаций познавательных процессов относятся:

v Внимание

v Память

 

Внимание -это избирательная направленность восприятия на тот Ильиной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения

каких-либо данных.

 

Память – это процесс запечатление, сохранение воспроизведения прошлого опыта.

 

Память является сложной психической деятельностью, в которой различают следующие основные процессы:

· Запоминание

· Сохранение

· Воспроизведение           

· Узнавание

Запоминание

Запоминание - это запечатление в форме представлений воспринимаемых предметов и явлений, совершаемых действий и мыслей и т.д

 

Запоминание, предпринимаемое сознательно и выполняемые с помощью определённых приемов, называется заучиванием.

 

 

Сохранение

Сохранение – это удержание в памяти то, что было запечатлено или заучено.

 

 

Воспроизведение

Воспроизведение – это актуализация запомненного или заученного действия.

 

 

Узнавание

Последний процесс выражается в появлении своеобразного чувства знакомости при повторном восприятии каких-либо явлений, которые уже имели место в прошлом опыте.

Виды памяти

Включает зависимость от того, что запоминается, как запоминается и насколько долго помнится.

 

К видам памяти относят:

· Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.

 

Различают подвиды образной памяти:

a. Зрительная

b. Слуховая

c. Осязательная

d. Обонятельная

e. Вкусовая

 

     Зрительная и Слуховая память проявляются у всех людей, а развития осязательные, обонятельный и вкусовой памяти связно, преимущественно, с различными видами профессиональной деятельности или наблюдается у людей лишенных  зрения или слуха.

 

· Словесно-логическая память

Она выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Мысли не существуют вне речи, поэтому этот вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим. Этот вид памяти специфически человеческий.

 

· Двигательная или моторная память

Такая память проявляется в запоминании и воспроизведении движений. Она лежит в основе выработки формирования двигательных навыков. Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте.

 

· Эмоциональная память

Это память на пережитые чувств. Эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Положительные или отрицательные чувства, пережитых человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определённых условиях. Эмоциональная память позволяет человеку регулировать своё поведение в зависимости от ранее пережитых чувств, побуждает либо к совершению того или иного поступка, либо к отказу от него.

 

 

По степени волевой регуляции память делится на:

· Произвольную

· Непроизвольную память

 

Произвольная память – это когда человек по собственному усмотрению и активному желанию что-то запоминает и воспроизводит, то есть сознательно.

 

Непроизвольная память – человек запоминает и воспроизводит действия, явления, мысли без волевых усилий, то есть на подсознательном уровне. Чаще всего это события ярко эмоционально положительно или негативно окрашены.

 

По продолжительности закрепления и сохранения память делится на:

· Кратковременная память

· Долговременная память

Кратковременная память - Это память способная одновременно удерживать до 7 элементов в течение 30 секунд. Она действует, например, когда человек набирает номер телефона.

 

Долговременная память - Характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранение воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в преобразованном виде, в более обобщенном и систематизированном виде.

 

 

По месту и роди деятельности память делится на:

· Постоянную память

· Оперативную память -  это память которая, служит для осуществления человеком действий, операции, когда он исполняет сложную деятельность. Все рассмотренные виды памяти не существуют изолированно.

· Наглядно-образная память – это память на картины, лица, предметы, звуки, цвета.

· Словесно-логическая- легче запоминаются мысли понятия, формулы, словесные формулировки.

Так же существуют три главных условия по фиксации, то есть запоминанию:

· Впечатления

· Ассоциации

· Повторение.

Методика проведения урока.

 

Урок - основная форма педагогического процесса. Уроки бывают разные по форме проведения, но каждый требует тщательной подготовки к нему педагога.

 

Содержание урока:

1. Проверка домашнего задания.

2. Поучительный инструктаж, проработка учебного материала (с сиюминутным или отсроченным результатом, детальная или обобщенная, полу-самостоятельная и самостоятельная работа)

3. Подведение итогов урока. Задание на дом.

 

Основные методы работы на уроке:

· Словесные пояснения, показ за инструментом, подсказки. Особенности педагогического показа (образцовый, карикатурный, многовариантный) Мимика и жест в работе педагога, пояснения лицом и движениями рук образного содержания произведения, дирижирование игрой ученика.

 

Сам урок по своей форме и смыслу тоже может отличаться. Это может быть урок-показ, или урок посвященный работе над определенным видом техники, работе над определенной музыкальной формой, урок посвященный навыкам педализации или каким-либо способам самостоятельной работы…

     

 Но каждый из видов урока требует предварительной подготовки педагога. Планирование учебной работы способствует творческому проведению урока. При подготовке к уроку следует учитывать, какие задачи являются первостепенными в работе с данным учеником, какие виды работы необходимо провести с ним на уроке, а что следует ученику делать дома.

     

 Предварительное творческое обдумывание урока приводит к появлению новых интересных мыслей у педагога, что и соответствует понятию «творческий процесс». Планирование не означает педантичного проведения намеченного плана. Конкретная ситуация всегда вносит свои коррективы, но даже коренная перестройка на уроке не означает перечеркивания всей проделанной ранее работы. Задача педагога - строить работу так, чтобы развивать ученика, выправлять его дефекты, но в тоже время не оставлять без внимания и ту область, где он чувствует себя сильным.

     

Планирование следующего урока всегда отталкивается от итогов предыдущего урока. Прежде всего, внимание обращаем на следующее:

1. Что было выявлено при прослушивании домашнего задания.

2. Какая пьеса и насколько продвинулась.

3. Что удалось сделать на самом уроке.

4. Что нового узнал педагог об ученике в ходе урока (работоспособность, одаренность, характер…).

 

Необходимо мысленно поставить перед собой следующие вопросы:

1. Дал ли урок ученику новый импульс к самостоятельной работе?

2. Чем урок вооружил ученика в смысле знаний, принципов исполнения, технических правил, приемов и т д

3. Какие были допущены педагогом ошибки, какие моменты урока были положительны?

4. Чем обогатился методический опыт педагога, что из применяемого подтвердило свою необходимость, а что требует замены…

 

  При анализе урока иногда выясняется, что из-за недостатка времени не успели сделать что-то нужное, важное. Отсюда возникает вопрос: что было лишним на уроке, на что можно было бы не тратить время (например, не слушать не выученную пьесу).

Кроме того, следует учитывать, что планирование урока должно проводиться по двум направлениям:

 по линии расширения знаний и навыков,

 по линии помощи в работе над репертуаром.

 

Каждый урок должен строиться по не догматическому плану, а исходя из реального положения дел. Если ученик пришёл с холодными руками, то бесполезно начинать урок с виртуозного этюда, следует дать ему возможность разыграться. Так же не следует отказывать ученику в просьбе показать (сыграть) произведение.

 

Если ученик пришел на урок не подготовленный, придется изменить намеченный план урока. Кроме того, педагог должен всегда просчитать, что из заданного может потерпеть, а над чем необходимо поработать на уроке. Важно заранее обдумывать не только содержание урока, но и общий уровень требовательности к ученику.

 

Нужно так планировать урок, чтобы он был интересен и для ученика, и для педагога. Заинтересованность в предстоящей работе является основной предпосылкой творческого состояния на уроке и для ученика, и для педагога.

 

     

При продумывании плана урока трудно точно рассчитать время на каждый вид работы. На чем же можно сэкономить? Например, можно не прослушивать всё произведение целиком, а выбрать только трудное место. Если по началу исполнения пьесы видно, что ученик не выполнил задание, дослушивать её в таком исполнении следует только в воспитательных целях.

 

  Проверкой же отдельных трудных мест мы подчеркиваем значимость этих мест в глазах ученика. Можно вообще выпустить проверку домашнего задания в некоторых случаях:

 А) если педагог уверен, что ученик правильно работает дома, но прошло еще мало времени для готовности произведения;

 В) педагог понимает, что ученик не в состоянии самостоятельно выучить данный эпизод и надо с ним учить на уроке. Кроме того, при проверке задания следует решить, что вы проверяете - готовый результат или правильность хода работы.

Поэтому следует на уроке уделять больше внимания тому, какими, и насколько рациональными, приемами и способами ведется работа.

  

Труднее всего найти время для упражнений, игры с листа… Ключ к решению данного вопроса – убедить учащегося в необходимости самостоятельной работы дома над этим. Предполагается, что какие-либо новые упражнения несколько раз показываются ученику, а в дальнейшем он занимается ими дома. Следует хорошо продумывать, сколько и какие произведения следует прослушать на уроке. Не следует перегружать урок большим количеством произведений. Но также следует возражать против того, что ученик дома работает только над теми произведениями, которые он несет на ближайший урок. На ближайший урок следует в первую очередь нести те произведения, которые требуют помощи педагога в первую очередь. Следует всячески избегать незавершённых уроков. Как бы не «поджимало» время надо найти возможность завершить начатую на уроке работу.

 

Есть ещё одна педагогическая ошибка: педагогу сложно удержаться от поправок по ходу исполнения (хотя иногда полезно остановить ученика в самом начале исполнения для мобилизации).

 

  На поздних этапах готовности произведения полезны внезапные остановки для создания резервной прочности. В конце урока или окончания работы на уроке над конкретным произведением желательно провести беседу, в которой следует отметить все причины неудач и положительные моменты.

Иногда помогает сконцентрироваться беседа, когда ученику напоминают основные сложности при исполнении. 

 

Ещё один, довольно часто встречающийся момент. Ученик говорит, что дома все получалось, а на уроке – нет. Есть три варианта:

1. Дома получалось, но после многократных (и часто бездумных) проигрываний, происходило механическое запоминание пальцами.

2. Дома тоже не получалось, но ученик не замечал этого.

3. Третий вариант - ученик прощает себе погрешности, как бы думая, «что никто не заметит».

Вот педагог во время урока и должен понять, и объяснить ученику, в чем проблема.

 

Ещё один аспект - оценочные ошибки. В музыкальных школах их встречается достаточно, много...

1.Отметка должна выставляться сразу после исполнения определенного произведения.

2. Оценка обязательно должна поясняться.

3. Оценка может быть поощрительной, если ученик очень старался, но пока что- то ещё не совсем получается.

4. Оценка должна закономерно изменяться от поощрительной к объективной.

5. Воспитательная роль оценки (в случае, если ученик не прикладывает достаточно усилий дома).

 

    Для успешных результатов в ходе урока одинаково важны, как эмоциональная, так и интеллектуальные стороны.

Нам всем следует помнить, что урок - это форма человеческого общения и для успеха дела очень важен контакт педагога с учеником. Для успешной работы необходимы активность, доброжелательность и профессионализм преподавателя, также и доверие, и активность ученика.

 

 Кроме всего вышесказанного, существует еще проблема «натаскивания» в ходе урока. Это неправильно, т. к. перед педагогом всегда должна стоять забота об активизации творческой инициативы и раскрытия индивидуальности ученика.              

«Творческое сознание ученика заключается …. В том, что он, находясь в диалогическом отношении с педагогом, с музыкальным произведением, приобретает личностный способ отношения к последнему» (В.Г. Ражников.)

Вот так высказался Владимир Григорьевич Ражников, педагога и доктора психологических наук.

 

Всемерное внедрение принципов «Развивающего обучения», заключающихся в увеличение объема проходимого репертуара и ускорении темпов его освоения, в увеличении меры историко-теоретической емкости занятий, в отходе от пассивно – репродуктивных способов ученической деятельности, в расширении информационной обеспеченности учащегося аудио и видеоматериалами, все это направленно на то, чтобы учить молодого музыканта учиться.

 

В этой связи следует рассматривать домашние занятия как продолжение работы в классе. Достигнуть целенаправленной домашней самостоятельной работы может помочь резюмирование итогов урока и планирование самостоятельной работы ученика (час на гаммы, полтора часа на Баха… в Бахе добиться того то и того то…)

Четкость, ясность формулировок домашних заданий, оптимальный уровень их сложности для конкретного ученика должны принести в итоге хороший результат.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: