Роль этюдов в развитии фортепианной техники

Методика преподавания игры на фортепиано включает в работу учащихся инструктивный материал (этюды) для овладения различными типами фортепианной фактуры и подготовки к исполнению трудных мест в тех или иных произведениях, а так же концертные этюды.


Этюды, в частности, служат подготовкой к овладению элементами фактуры, характерной для различных стилей фортепианной литературы. На этюдах Черни - Гермера, Шитте, Беренса, Лешгорна(ор65) малыши подготавливаются к техническим трудностям при исполнении сонатин Моцарта, Клементи, Бетховена.

 Этюды Крамера, Клементи, Черни ор 299 и 740 служат для подготовки к более широкому овладению приемами классического стиля.

 Мелодические и романтические этюды Равины, Мошковского, юношеские этюды Листа, этюды Аренского и другие, концертно - романтического стиля являются материалом для овладения виртуозными произведениями романтического стиля. Кстати, этюды Аренского, Лядова, Ракова не являются этюдами в прямом смысле.

 
Таким образом, работа над этюдами – это не только технические упражнения, но и накопление исполнительского опыта, развитие определённых моментов исполнительского мастерства.

 

Большое распространение в этюдной литературе получило чередование позиционных движений рук, разных приемов мелкой техники, что мы и находим в этюдах для начинающих (у классических этюдных авторов, таких как Гедике, Николаев, Жилинский, Гречанинов,Гнесина…)

 

Область мелкой техники включает различные формулы одноголосной пальцевой игры. К ним относятся гаммообразные и арпеджированные последовательности, ломаные интервалы, репетиционные фигурации и т.д


При обучении в средних и старших классах уделяется большое внимание гаммообразной технике. Все эти технические формулы широко представлены в этюдах Лемуана,(ор37), Лешгорна (ор65, для 1-2 кл. ор 66 для 3-4 кл)


Начало изучения этюдов Клементи относится к старшим классам. С узкотехнической точки зрения они преднозначены, главным образом для выработки пальцевой техники, развития их самостоятельности, силы и четкости пальцев, ровности звука. Фактура этих этюдов преимущественно позиционная, насыщенная элементами полифонии, двойными нотами.

Одной из основных трудностей этюдов Клементи я


Наиболее популярны в репертуаре ДМШ этюды К. Черни, которые как бы являются сводом всех полезных технических формул пианистического изложения. В творчестве Черни предстает иной тип этюда по сравнению с тем, какой встречается, например, у Крамера или Клементи.

   

 Черни ставил более скромные задачи. Его произведения призваны помочь в овладении безотказной пианистической техникой. Этюды и упражнения Черни – фундаментальная школа последовательного овладения техническими навыками.

 

Его этюды дают богатейший материал для овладения видами техники, связанными с подкладыванием первого пальца, всевозможными типами гамм и арпеджио. Он всесторонне подготавливает к овладению двойными нотами. В его этюдах широко представлена техника украшений - мордентов, форшлагов, трелей.

 

Значительное место отведено репетиционной, октавной и аккордовой фактуре. Его этюды так же подготавливает к скачкам в партиях обеих рук, и к тремоло. Основное внимание уделено в этюдах Черни наиболее характерным формулам фактуры, встречающимся в сочинениях Бетховена, Вебера, Мендельсона, Шопена, Листа, Шумана…


Основу системы воспитания пианистических навыков составляют у Черни пассажные фигурации. Черни считал, что гаммы развивают ловкость, беглость пальцев; благодаря им осваиваются все лады. «От простого к сложному», – этот принцип лежит в основе всей системы Черни. Если в первых этюдах ор. 299, 636, 849 гаммообразные фигурации охватывают не более одной - двух октав, то в более поздних ор. - картина меняется. Здесь уже представлены длинные последовательности, диатонические и хроматические, а также гаммы терциями, квартами, секстами. Так же представлены пассажи такие, которые для того времени являлись последними достижениями пианистической техники:

тритоновые хроматические последовательности,

глиссандирующие пассажи терциями,

пассажи с трудной интервальной системой.

 

 

Работу над гаммами Черни тесно связывает со звуковыми и артикуляционными задачами. Он рекомендует учить гаммы на разной звуковой градации, например, вверх crescendo вниз diminuendo;

Также он советует применять различного вида туше, игру с акцентами. Наряду с гаммообразными пассажами большое место в этюдах Черни занимают арпеджио, т. к. их игра активизирует работу большого пальца, от которого зависит скорость, беглость исполнения. Кроме того, инструктивные этюды Черни превосходно формируют метроритмическую организованность. Благодаря четкому, размеренному аккомпанементу, каждая из метрических долей такта ясно ощущается, что является фундаментом для овладения подлинно художественным ритмом.

 

Ценность этюдов и упражнений Черни обусловлена многими причинами. Виртуозные задачи находятся в тесной связи со структурой и метроритмом. Кроме того, его этюды прекрасно тонизируют руки, полезны для развития гибкости и эластичности ладонных мышц, самостоятельности пальцев; они нацелены на воспитание звуковой культуры пианиста.

 

Искусство артикуляции в инструктивных сочинениях Черни выступает как неотъемлемая часть фортепианной техники. Поэтому, с первых лет обучения игре на фортепиано необходимо уделять внимание систематической работе над этюдами. Не следует рассматривать этюды только как инструктивный материал, и сводить работу над этюдами к формальной проработке технических трудностей. Этюды Черни – это развитие и укрепление всей технической базы: подвижности и длительной выдержки.

  

Все этюды нуждаются в индивидуальной трактовке; они незаменимый материал для развития музыкального мышления, воспитания самостоятельности учащегося. Этюды Черни позволяют развить точные ритмические навыки, скоординировать игровые движения. От ритмической точности будет зависеть качество техники, а от четкости равномерной пульсации - пальцевая ровность. Благодаря изучению этюдов Черни, мы осознаем, что основой свободных движений является удобное, ненапряженное положение корпуса, ног, рук.


При изучении этюдов следует выделить 4 способа движений:
1) Пальцами (всегда)
2) Кистью (для октав, аккордов)
3) Локтем (для скачков аккордами)
4) Плечом (для аккордов).
При подборе этюдов необходимо придерживаться последовательности в развитии навыков и помнить, что этюды Черни приносят заметный результат только в том случае, если на определенный вид технических сложностей проходится не один этюд, а несколько.

 

Следует учитывать также на какой возраст или стадию обучения рассчитаны те или иные этюды. Например, Этюды Черни-Гермер включают в себя этюды ор. 261,821,599,139. Они рассчитаны на период формирования и развития двигательных навыков учащихся - пианистов.

 

Все этюды следует выучивать наизусть; очень полезно работать над партией каждой руки отдельно, добиваясь рациональных движений. Натан Перельман, пианист и педагог советовал заучивать аппликатуру в этюдах как таблицу умножения.

 
На первой стадии работы каждый игровой прием должен быть обоснован музыкальной задачей. Важной предпосылкой является отбор целесообразных движений, помогающих достижению свободной, уверенной техники. Контролируя и проверяя те или иные движения, пропуская их через слуховой контроль, учащиеся добиваются автоматизма исполнительских навыков, которые отличают исполнительский процесс и помогают переключить внимание на задачи художественного плана.

 

При работе над этюдами для воспитания двигательно-игровых навыков со слуховым восприятием, следует исключить лишние движения, утяжеленность и неуклюжесть. Особое внимание учеников должно быть обращено на кульминационные моменты этюда, где обычно сосредотачиваются наибольшие технические трудности.

 

Работа над ними должна начинаться прежде всего. Нельзя за счет звукового разнообразия, или за счет применения педали «замазывать» сложные технически места. Также как и нельзя заниматься вопросами красочности, пока не решены вопросы ровности, точности и ясности звучания, пока не найдено удобство движений.


В репертуар ученика важно включать и этюды, подготавливающие к виртуозной фактуре композиторов - романтиков, а также композиторов 20-21 века. Если в младших классах это этюды Шитте, Лешгорна, Лемуана, Бернса, то в старших это Клементи, Мошковский, Аренский, Лядов, Щедрин, Хачатурян, Раков, Гасанов…


 

М. Клементи, выдающийся педагог своего времени, создатель Лондонской пианистической школы. Его этюды хорошо подготавливают к исполнению произведений «блестящего стиля», важную сторону которых составляло владение хорошим legato, а также масштабность, броскость, и мощь звучания.

 

Все эти качества были присущи Клементи как исполнителю. Его этюды требуют от исполнителя крепкого удара, сильного тона, отчетливости, быстроты, правильной декламации. Все представители «блестящего стиля» брали уроки у Клементи, поэтому так сильно было влияние его виртуозности. Среди его учеников мы находим Гуммеля, Калькбренера, Мошелеса, Крамера. Это всё пианисты и композиторы оставившие нам в наследство огромное количество этюдов и техничных пьес.

 
Технические задачи в клементьевской методике решались большей частью на материале упражнений и этюдов - специальных произведений инструктивного назначения, которые наряду с этюдами Черни и Крамера были первыми образцами этого жанра.

 

Клементи считал вдумчивую игру в сочетании с многократным повторением и освоением распространенных технических формул, важнейшим моментом развития техники.

 

 Главный результат педагогического опыта Клементи составляют три крупных методических работы:

«Введение в искусство игры на фортепиано» ор 42,

«Приложение к 5 изданию «Введения»

«Ступень к Парнасу» ор 44.

 

В зависимости от объема освоения они могли быть использованы для обучения как любителей, так и профессионалов. Этюды Клементи из цикла «Ступень к Парнасу» в современной практике используются в редакции Таузига … Многие из них весьма крупны по размеру, сложны, построены на непрерывном быстром движении.

 

Клементи использует самые разнообразные последовательности пальцевого движения, в пределах позиции руки, для развития силы удара и самостоятельности пальцев. Для развития пальцевой беглости Клементи применяет разнообразные фигуры пятиклавишного движения, секвенции из 3,4,5 звуков, ломанные арпеджио и диатонические гаммы.

 

Этюды Клементи служат превосходным материалом для развития пальцевой техники и отчетливости удара, необходимых для исполнения произведений композиторов- классиков.


Кроме сугубо инструктивных этюдов в ДМШ пользуются популярностью и этюды концертно-художественного направления.. К таким относятся этюды Мошковского. Настоящую известность ему принесли виртуозные пьесы для фортепиано, концерты, концертные этюды, салонные пьесы для домашнего музицирования.

 

В ранних произведениях Мошковского прослеживается влияние Шопена, Мендельсона, Шумана. В настоящее время, кроме некоторых концертных пьес, большой популярностью пользуются его этюды, которые наполнены различными пианистическими сложностями и играют важную роль в подготовке к романтической технике.

 

Эти этюды наполнены весьма разнообразными проблемами: октавы, репетиции, арпеджио, гаммы диатонические и хроматические поочередно в обеих руках, а то и одновременно в обеих.

 

Есть этюды (13) включающие двойные ноты и одновременно широкие ломаные фигурации в левой. Работа над такими этюдами может принести большую пользу в овладении техникой исполнения двойных нот, вырабатывает пластичность исполнения, развивает гибкость, ловкость кистевых движений, способствует растяжению руки.

 

Самыми популярными из этюдов Мошковского являются этюды ор 72,- в которых мы находим репетиции в интервалах(№4), аккорды(№3), виртуозные гаммы (№1,5,6,11), ломаные фигурации (№2,7), двойные ноты(№8)и тд.

 



 

 



















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: