Иванов день (иван купала, иван травник)



Народное название великого праздника православного календаря - рождества Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля) и праздник летнего солнцестояния.

В полные чудес Иванову ночь и Иванов день мужчины и женщины, парни и девушки отправлялись в луга, леса, к рекам и озерам. В Иванов день принято было собирать цветы и лекарственные травы. Они использовались для лечения болезней, для гаданий и ворожбы.

Для гадания собирали лишь определенные виды растений: иван-да-марью («иваньковский цвет»), а также набор из 12 различных трав. Эти травы, по поверью, могли раскрыть судьбу сорвавшего их человека.

Среди колдовских трав особенно почитался папоротник, который, по поверью, ровно в полночь на один миг расцветал в глухом лесу, где не слышно петушиного крика. По легенде, широко известной всем русским, человек, которому удастся его сорвать, получит огромные знания, сокрытые в природе. Он будет знать все события, которые происходят в мире, все колдовские и природные тайны, научится понимать язык деревьев, животных и птиц, сможет превращаться в невидимку.

В Иванову ночь до самого утра купались в реках, озерах и прудах. Считалось, что во время ивановского купания человек приобретал силу, здоровье, красоту, очищался от всех болезней, снимал порчу и сглаз. Престарелые люди вместо купания обливали себя водой из колодцев. Во многих деревнях существовал так– же обычай обрызгивать или обливать водой всех людей, появлявшихся на деревенской улице. Наряду с этим были распространены и ритуальные омовения в банях, которые топили вечером накануне Иванова дня. Воду для таких омовений настаивали на душистых травах, парились веником, который делали не только из березы, но и добавляли ветви плодовых деревьев, травы, цветы.

Характерным развлечением Ивановой ночи в некоторых губерниях было разжигание костров. Костры имели значение избавительного, очистительного, обережного и продуцирующего действия. В них бросали старые ненужные вещи, одежду больных людей, что символизировало обновление жизни.

Огонь, устремляющийся вверх, соотносили с ростом и умножением. По высоте пламени гадали, чей лен будет выше, а урожай больше. Считалось также, что огонь ивановского костра может соединить брачные пары.

Иванова ночь была наполнена эротикой. Парни и девушки вместе гуляли до самого утра, вместе купались в реках и озерах, что было не принято в другие дни, устраивали совместные трапезы на берега рек. Взаимоотношения любовных пар были достаточно вольные: не возбранялись поцелуи, ласки, объятия, считавшиеся непозволительными в обычные дни. Традиционные развлечения молодежи - хороводы, качели, пляски - сопровождались песнями с эротической направленностью.

В Иванову ночь девушками совершались различные магические действия, направленные на ускорение сватовства и замужества.

Иванова ночь воспринималась народной традицией и как страшная ночь: в это время активизировалась вся нечистая сила. Особенно опасными становились колдуньи и ведьмы, которые портили хлебные поля и отбирали у коров молоко. Крестьяне, стараясь защититься от демонических сил, втыкали в дверную колоду нож, ветви можжевельника, татарник, читали различные заговоры и заклинания, отгоняющие нечистую силу:

...Вы катитесь, ведьмы,

За мхи, за болота,

За гнилые колоды,

Где люди не бают,

Собаки не лают,

Куры не поют, -

Вот там и место!

ИЛЬИН ДЕНЬ



Великий праздник православного календаря, установленный в память ветхозаветного пророка и отмечавшийся 20 июля/2 августа.

В Ильин день и следующую за ним Ильинскую неделю обычно устраивали молебны, а в некоторых губерниях совершали обряды жертвоприношений. В случае засухи молились Илье Мокрому, а при дождливой погоде - Илье Сухому.

Жертвоприношения Илье Пророку в надежде на его покровительство и защиту осуществлялись в разных формах. Так, например, во время засухи для Ильи ставилась на въездные ворота в деревню чаша с овсом и рожью, его икона опускалась в святой родник или в святой колодец. В церковь относили мед, пиво, колосья свежей ржи и горох. Обрядом жертвоприношения принято также считать широко известный в России обычай коллективной трапезы с закланием быка или барана в Ильин день. Крестьяне сгоняли весь домашний рогатый скот к церкви или часовне, около которых священник проводил молебен перед иконой Ильи Пророка и освящал скот, окропляя его святой водой. После этого закалывали заранее выбранное животное, купленное на общественные деньги. Часть мяса, обычно лопатку, отдавали в церковь, а остальное готовили в общем котле. Одновременно с этим варили пиво. Затем на улице расставляли столы, и начинался пир для всей деревни, заканчивавшийся всеобщим весельем и гуляньем молодежи до восхода солнца. Обряд заклания быка с последующим пиром, перекликавшийся с ветхозаветным рассказом о тельце, поднесенном Илией Яхве на горе Кармель, - один из древних по своему происхождению обрядов. Он имел вполне определенное магическое значение: способствовал урожаю и плодовитости скота.

Для Ильина дня были характерны и другие обрядовые действия. Так, например, обращались к Илье с молитвами о здоровье. Ильинским дождем умывались в надёжде на предохранение от всевозможных чар. В этот день обращались к Илье с просьбой уничтожить в деревне всю нечисть, а также клопов, блох и мух. Для этого во время грозы святой водой опрыскивали дом, выгоняли спрятавшихся в углах бесов на улицу, веря, что Илья убьет их стрелами-молниями.

Ильин день был для целого ряда областей России переломным днем, рубежом между летом и осенью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: