Первый Спас (мокрый Спас, Спас на водах)

 



Праздник православного календаря, установленный 1/14 августа.

В этот день в церкви проходила торжественная служба Все – милостивому Спасу и Кресту, выносили крест, а также устраивали водосвятие (иордань) на реке. Благодаря последнему праздник и получил название Спас на водах, или Мокрый Спас.

По народной традиции, Первый Спас отмечался как день, в который можно очиститься от грехов, защитить себя от болезней, дурного глаза и несчастий. Для этого нужно приложиться к Животворящему Кресту Господню или окунуться после водосвятия в реку: «На Спаса в Ердани купаться - не замоленные грехи простятся». Святой водой в этот день можно было также предохранить от болезней домашний скот. Для этого на берег реки пригоняли лошадей, которых священник после водосвятия окроплял святой водой. В реку загоняли коров и телят, чтобы защитить их от Коровьей Смерти.

Первый Спас считался также днем, когда можно было снимать мед в ульях: «подрезать» соты. Часть меда каждый пчеловод относил в церковь для освящения. После этого всем разрешалось им разговляться: «На Первый Спас и нищий медку попробует». Пробуя мед, полагалось отдать почести хозяину дома:

Малым детушкам на утешение.

Дай, Господи, хозяину многие лета,

Многие лета - долгие годы!

А и долго ему жить - Спаса не гневить,

Спаса не гневить, Божьих пчел водить,

Божьих пчел водить, ярый воск топить -

Богу на свечку, хозяину на прибыль,

Дому на приращение,

Во многих южных губерниях России, Первый Спас был днем освящения созревших и убранных крестьянками хлебов: женщины плели венки из колосьев пшеницы, ржи и относили их в церковь.



ПРЕОБРАЖЕНИЕ (ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ, ВТОРОЙ СПАС, СПАС НА ГОРАХ, ЯБЛОЧНЫЙ СПАС)



Двунадесятый праздник православного календаря, установленный 6/19 августа.

Преображение в русской деревне отмечалось как праздник благословения плодов земли. В этот день в церквях освящали все плоды земли, и в первую очередь яблоки. До дня Преображения, их не полагалось есть, это считалось большим грехом. Существовало поверье, что на том свете умершие во младенчестве дети не смогут есть райских золотых яблочек, если их родители пробовали яблоки до Второго Спаса. Яблоками в этот день разговлялись все, от малого до старого, их посылали больным, подавали бедным людям: «На Второй Спас и нищий яблочко съест». В некоторых губерниях Европейской России в этот день разговлялись не только яблоками, но и горохом. Отслужив молебен на поле, крестьяне отправлялись на гороховое поле, ели горох, плясали, пели песни:

Девушки, горох будем сеять,

Эх, красные, горох будем сеять.

Ой, горох мой, горох,

Со виклиною горох,

Со гороховиной горох.

Девушки, горох будем смотреть.

Девушки, горох пойдем щипать,

Эх, красные, горох пойдем щипать.

День Преображения также считался днем встречи осени: «Второй Спас всему час - шубу припас».

ПОКРОВ ДЕНЬ

 



Народное название дня Покрова Пресвятой Богородицы, великий праздник православного календаря (1/14 октября).

Покров день отмечался только в тех деревнях, где он был престольным или заветным праздником. Однако этот день был известен на всей территории России, так как являлся важной точкой отсчета в народном календаре.

Покров считался русскими крестьянами днем перелома в годичном круговороте жизни. С этого дня, по их представлениям, начиналась зима: «С Покрова до обеда осень, а после обеда зимушка-зима», - а вместе с нею новые хозяйственные и семейные заботы. В некоторых северных деревнях существовал обычай поздравлять друг друга в этот день с «первым ледком, первым снежком», т. е. с новым этапом хозяйственной жизни.

По народным представлениям, ко дню Покрова Богородицы должен быть убран весь урожай с полей и большая часть урожая с огородов. В деревнях существовало поверье, что в этот день на землю с небес спускается Богородица - «заступница усердная» со святыми угодниками, чтобы проверить, собран ли урожай, опустели ли крестьянские нивы, а также, чтобы помочь больным и немощным людям.

Обычай требовал в этот день приступить к делам, связанным с зимним периодом годового цикла. В этот день все крестьяне перебирались из летних холодных помещений в теплые зимние избы, утепляли их, конопатили стены, углы, завалинки, приговаривая: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, хозяина добром». Крестьяне говорили: «Не ухитишь тепло до Покрова - изба будет не такова!» Во всех домах полагалось затопить русскую печь, даже там, где было еще тепло, при этом приговаривали: «Батюшка Покров! Натопи нашу печь без дров».

Кроме того, Покров был ознаменован переходом на зимнее содержание скота в хлевах. Для того чтобы скот мог выдержать долгую, суровую зиму и возможную бескормицу, его полагалось в этот день «закармливать», т. е. скармливать сноп, сжатый последним с овсяного поля. В этот же день хозяйка дома обращалась к дворовому - хозяину хлевов с просьбой защитить скотинушку.

На Покров хозяева окончательно расплачивались с нанятыми на лето работниками; в этот день возвращались с летних отхожих промыслов парни и мужики.

К этому дню приурочивалось также начало женских работ по обработке льна. Девушки и женщины садились за прялки.

Считалось, что день Покрова Пресвятой Богородицы имеет большое значение для предстоящих браков. С Покрова в русской деревне начинался период осенних свадеб, продолжавшийся до Филиппова дня (14/27 ноября), и посиделок, которые давали молодежи возможность выбрать брачную пару.

В этот день девушки отправлялись в церковь, ставили свечку и во время литургии молились о том, чтобы скорее выйти замуж. В этот же день можно было пойти в лес, встать там на «кресты», т. е. перекресток двух дорог, и крикнуть: «Матушка Покров, землю покрой снежком, а меня, молоду, женишком!»

День Покрова в некоторых деревнях рассматривался как девичий праздник, с которого начиналось время выбора женихов.

Девушки отмечали этот день большой трапезой, главным блюдом которой были вареные петухи. После трапезы они ходили по деревне и пели:

Если миленький колечко

Подарит в Покров, любя,

Должно знать мое сердечко,

Полюбилась ему я.

Взрослые женщины, наблюдая за девичьим гуляньем, говорили: «Теперь девки будут женихов ждать».

Связь дня Покрова Богородицы с брачной тематикой объяснялась представлениями о Богородице как покровительнице и защитнице женщин, помогающей выйти замуж, способствующей деторождению, заступнице перед Богом. По мнению ученых, образ христианской Божьей Матери соединился в народном сознаний с Древнейшими представлениями о женском божестве - покровительнице домашнего очага, великой помощнице девушек и женщин.

Покров день был связан также и с поминанием «родителей» - предков, хранителей благополучия: домашнего очага, невидимых покровителей семьи. «Родителей» угощали, первым блином, испеченным хозяйкой дома. Его укладывали в передний угол на божницу или на полку под божницу. Верили, что предки должны помочь потомкам пережить тяжелую зиму.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: