Речь устная и письменная

Различия между устной и письменной речью не ограничиваются лишь способом кодирования; устная и письменная речь различаются и по механизмам их порождения, по преимущественному использованию тех или иных языковых средств, по выразительным возможностям.

Устная речь первична по отношению к письменной — и исторически, и в процессе реализации письменного текста. Однако взаимоотношения устной и письменной речи в жизни современных людей весьма сложны: наблюдается возрастание роли речи письменной и влияние последней на устную речь, что не всегда приводит к ее обогащению. Сравним эти два вида речи.

1. По степени употребительности явно преобладает устная речь; однако количество зафиксированных устных текстов (звукозаписи) пока невелико по сравнению с письменными текстами — книгами, журналами, рукописями и пр. Письменная речь всегда принималась как правильная, образцовая, и ее изучали языковеды; устная речь стала изучаться сравнительно недавно.

2. По характеру порождения устная речь всегда менее подготовлена, чем письменная, в ней больше непосредственности, стихийности, больше случайного.

Письменная речь — это обычно речь подготовленная. Она более строгая, сложная по форме и более полная по содержанию, она последовательно подчинена литературной норме; в ней четче и точнее выбор слов, крупнее и сложнее предложения и т. д. В устной речи синтаксис проще, часто встречаются оговорки, повторы, эллипсисы, междометия, незаконченные и присоединительные конструкции и пр.

3. Устная речь обладает средствами звуковой выразительности: интонацией, темпом, высотой и тембром, паузами, логическими ударениями, силой звучания. Кроме того, устная речь может сопровождаться жестами, мимикой. Письменной речи все это не свойственно, и потому она менее выразительна, чем речь устная (в какой-то степени эти недостатки восполняются использованием знаков препинания, шрифтовых выделений — курсива, петита и пр.).

4. Различны и нормы устной и письменной речи: к устной речи предъявляются орфоэпические требования, к письменной — орфографические, пунктуационные, а к рукописному варианту еще и каллиграфические.

В современном обществе наблюдается быстрое развитие варианта устной речи, опирающейся на письменную (озвученная письменная речь): доклады, выступления, телепередачи, звуковые письма и прочие тексты, которые до их устной реализации, как правило, составляются письменно и поэтому обладают многими свойствами письменной речи: подготовленностью, полнотой и правильностью, сохраняя при этом достоинства устной речи — звуковую выразительность, сопровождение мимикой и жестами.

 

                                                                                      Монолог и диалог 

Внешняя речь подразделяется также на монолог и диалог. Монологическую речь говорящий или пишущий адресует одному или, чаще, многим слушателям или читателям, причем не всегда получая информацию о том, как речь воспринимается (т.е. не всегда есть обратная связь).

Монолог — развернутый вид речи, он подчинен одной теме, имеет определенный замысел и композицию, обладает относительной законченностью (доклад, лекция, статья, рассказ и пр.). Монолог подготавливается заблаговременно: составляется его план (если не письменный, то хотя бы мысленный), подбирается материал и располагается в определенной последовательности в соответствии с замыслом и планом, нередко текст составляется начерно и редактируется, совершенствуется. Монолог мало зависит от ситуации, от условий, обычно он не поддерживается и не направляется вопросами и ответами собеседников. Поэтому он требует определенного речевого опыта, а также значительных волевых усилий говорящего или пишущего.

Предметом обучения является по преимуществу монолог: учащимся прививают навыки пересказывать прочитанный текст, рассказывать связно и последовательно, писать сочинения, готовить доклады. Монолог используется также как средство развития логического мышления и проверки знаний на экзаменах по разным предметам: даже решение экзаменационной математической задачи является, в сущности, монологом-рассуждением, например исследование уравнений или доказательство геометрической теоремы.

 

Диалог — это разговор двух или нескольких человек (разговор нескольких лиц иногда называют полилогом). Диалог, как правило, ситуативен, т. е. связан с обстановкой, в которой протекает речь. Каждая новая реплика в диалоге опирается на предыдущие, и элементы предыдущих реплик способствуют пониманию последующих; важную роль играют невербальные средства: жесты, мимика, умолчания, указания на окружающие предметы, интонация и пр.; часто используются обращения, междометия, звукоподражания и т. п. Отдельные реплики в диалоге чаще всего не могут быть поняты посторонним человеком, поэтому диалог при записи нуждается в комментариях, что и делается обычно в художественных произведениях.

И диалог, и монолог всегда направлены на адресата, общение двусторонне, оно осуществляется между говорящим и слушающим. Поэтому имеет право на существование и такая точка зрения: монолог — фикция, монолога не существует, ибо даже если нет слушающего (или читающего) рядом, то говорящий или пишущий все же обращается к воображаемому собеседнику — к определенному или к массе предполагаемых собеседников.

Мастерство монолога и диалога изучает и обслуживает риторика, определяющая свою цель в наши дни как «поиск оптимальных алгоритмов общения в различных условиях».

 

                                                                         Текст — продукт речевого действия 

Напомним, что речь мы понимаем и как процесс, и как результат. В последнем случае это текст, который может быть письменным, устным и мысленным.

Текст подчинен единой теме, которая излагается говорящим или пишущим в соответствии с его авторским замыслом.

Например, писатель, создавая текст рассказа, выражает в нем свою позицию — отношение к персонажам рассказа, к их поступкам. Текст — это языковая ткань произведения (художественного, публицистического и др.). Работа автора над текстом — это поиски формы, наиболее точно передающей замысел автора и коммуникативное задание.

Текст развертывается в логической последовательности, выражаемой языковыми средствами, например причинно- следственными, временными и другими союзами. Текст членится на компоненты: по тематическому, содержательному принципу — на микротемы, подтемы, разделы, главы; по синтаксическому принципу — на сверхфразовые единства, сложные синтаксические целые (ССЦ). Для удобства восприятия авторы делят текст также на абзацы, выделяя их на письме. Обычно абзац совпадает с ССЦ, т. е. компонентом текста, имеющим более или менее выраженную внутреннюю структуру. Особыми средствами (знаками, расположением) выделяется прямая речь — монологи, диалоги, отдельные реплики. В устной речи компоненты текста выделяются паузами и интонацией.

Компоненты текста во взаимосвязанности составляют его композицию, обеспечивающую наилучшее понимание текста слушателем или читателем, вызывающую заинтересованность.

В последние десятилетия возникла новая отрасль языкознания — лингвистика текста: она изучает структуру компонентов текста, связи между предложениями внутри компонента. Эти связи выделяются на основе логики и смысла; на основе композиционного авторского замысла; на основе выделения теморематической структуры компонента; на основе синтаксических связей между предложениями в компоненте (с помощью союзов, местоименных замен, синонимов, повторов, типов связей — цепной и параллельной и пр.).

В зависимости от содержания и от своей внутренней организации тексты делятся на коммуникативно-смысловые типы: повествование, описание и рассуждение. Своеобразие текста зависит и от функционально ­стилистической установки: художественный текст, публицистический текст, научный текст, а также от соответствия тем или иным литературным жанрам: стихи и проза; ли­рика, эпос и драма; басня, сонет и т. п.

                                                                                             

                                                                     Анализ речевого действия 

       В системе речевой деятельности могут быть выделены отдельные речевые действия, или акты, или высказывания. Каждое речевое действие подчинено своей задаче в рамках выполняемой трудовой, познавательной или иной деятельности и имеет свою внутреннюю структуру.

Поэтому при анализе речевого действия выделяются те факторы, которые обусловливают речевую интенцию, т. е. намерение, и те, которые определяют реализацию речевой интенции. Если речевое действие рассматривать в его динамике, в развертывании, в ходе его порождения, то могут быть выделены следующие этапы подготовки и реализации речевого действия, высказывания.

Исходный момент — речевая ситуация, т. е. такое стечение жизненных обстоятельств, которое побуждает человека к высказыванию, главным образом с коммуникативной целью. Основные виды речевых ситуаций: в процессе коллективного труда необходимо обратиться с вопросами к товарищам, коллегам, посоветоваться, поддержать с ними связь; проведены наблюдения, завершено исследование, необходимо подвести итог и составить отчет, представить или прочитать доклад; необходимо написать письмо другу; есть намерение поделиться впечатлениями; необходимо отвечать на занятиях; встретились друзья, приветствуют друг друга и разговаривают и многое другое. Перечисленные ситуации предполагают высказывания коммуникативного характера. Примером ситуации, когда речевое действие служит целям сохранения информации, может быть ведение стенограммы обсуждения какого-либо вопроса; примером сообщения — составление библиографических аннотаций и пр.

Ситуации могут быть естественными и искусственными. Естественными являются те ситуации, которые создают необходимость речевых высказываний ради достижения общей цели деятельности — трудового процесса, познавательного труда и т. п. Искусственные ситуации создаются ради самого высказывания, в целях обучения, тренировки, например при обучении иностранному языку.

Речевая ситуация определяет коммуникативную задачу, намерение, служит основой анализа этапов подготовки и реализации речевого действия: докоммуникативного, коммуникативного и посткоммуникативного. Анализ в данном случае проводится в терминах теории коммуникации: говорящий, он же коммуникатор, он же адресант — слушающий, он же перципиент, он же адресат.

 

                                            Докоммуникативный этап 

 

Этот этап — внутренний, его составляющие реализуются в кодах внутренней речи. Он охватывает ступени от возникновения мотива и до структурирования предстоящего высказывания, до его материализации, т.е. до реализации в акустическом или в графическом коде.

Речевая ситуация порождает мотив высказывания. Мотивация любого действия человека, в том числе речевого, перерастает в потребность совершения этого действия, иногда в непреодолимо сильную потребность. Так, писатель, глубоко возмущенный какой-либо несправедливостью, не может не выступить с протестом. Пример такой мотивации — статья Л.Н.Толстого «Не могу молчать!», в которой он гневно протестует против смертных приговоров.

Другой пример: человек не может не высказать своего восхищения картинами родной природы, он пишет стихотворение. Рождается новое лирическое произведение — это тоже речевое действие.

Третий пример: в процессе труда нужна срочная помощь товарища и к нему обращена речь — просьба о помощи и разъяснение, в чем эта помощь должна состоять.

Четвертый пример: исследователь сделал открытие, у него появляется потребность об этом сообщить людям, он делает устное сообщение о своем открытии, пишет отчет или статью.

Осознанные мотивы становятся целями высказываний.

Речевая интенция (намерение) не исчерпывается формированием мотивов, потребностей, целей; это подготовительная ступень речевого действия, на которой человек должен принять ряд решений. Так, говорящий должен с большой степенью вероятности предполагать, что его высказывание даст желаемый результат и стоит ли, следовательно, говорить. Это вероятностное прогнозирование на основе прошлого опыта, на основе учета обстановки. Говорящий знает по своему опыту или по опыту других людей, какие результаты могут принести те или иные высказывания. В зависимости от сложившейся ситуации он должен решить, к кому будет обращена речь, будет ли сопровождать ее жестами и мимикой, громко или тихо произнесет, с какой интонацией, в каком темпе и т. п.

У развитого в речевом отношении человека, с быстрыми реакциями, эти подготовительные решения протекают с большой скоростью.

Все эти решения завершаются созданием внутрен­него плана высказывания, который может иметь различную степень обобщенности или конкретности.

Никакое интеллектуальное действие человека не может совершиться без плана; это полностью относится и к речевому действию. Вопрос состоит лишь в том, насколько этот план полон, оптимален. План высказывания определяет его содержание и форму: более полный, продуманный, подготовленный план способствует улучшению качества речи. Возможности составления обдуманного плана возникают при подготовке к докладу, лекции, сочинению, написанию статьи и пр.

Реализация речевой интенции в огромной степени зависит от таких факторов, как наличие достаточного материала для высказывания (информации), материала существенно значимого, и от степени владения языком: богатого словарного запаса, хорошо развитого механизма построения синтаксических конструкций, фонетических, орфоэпических умений и навыков, средств выразительности, в письменном варианте — орфографических и пунктуационных навыков и пр.

 

Знание языка должно быть активным, речевые умения и навыки должны срабатывать точно и быстро, от этого зависит успех речевого действия.

Семантико-грамматическое структурирование речевого высказывания (наименее изученная ступень речевого действия) — это выбор слов, расположение их в нужной последовательности и их связывание, т. е. грамматическое маркирование. Все это подготавливается во внутреннем плане.

Существует несколько вариантов объяснения этих процессов. По Н.И.Жинкину, происходит выделение, во-первых, логических субъектов и предикатов, во-вторых, предметных признаков. Так, в предложении Девушка,, сидевшая на скамейке, задумалась о чем-то логическое и грамматическое подлежащее совпадают. То же надо сказать и о сказуемом; остальные слова служат раскрытию их признаков, причем сидевшая на скамейке — это единый смысловой блок. Согласно теории Н.И.Жинкина, в основе процесса составления высказывания лежат два противодействующих механизма: с одной стороны, упреждающий синтез устного или письменного текста, т. е. опережающее составление предложения до его произнесения или записи; с другой стороны, инертность слов и их сочетаний и отрицательная индукция. Инертность слов, т. е. их пассивность, неайтивизированность, приводит к повторам и неточному выбору слов и сочетаний. Отрицательная индукция связана с необходимостью распределять внимание между отдельными действиями в рамках речевого действия в целом: например, в письменной речи разложение слов на буквы, начертание каждой из них, проверка орфограмм и пр. Все это препятствует расширению объема упреждающего синтеза, приводит к неполноте и неточности выражения мысли, к языковым неправильностям.

Согласно другой теории — теории актуального членения предложения, исходным элементом высказывания служит та его часть, которая содержит уже известное, не новое (тем а); затем развертывается новая информация (ядро, или рема). Так, в высказывании Иван Иванович не любил читать книги тема — Иван Иванович: о его существовании было известно собеседникам и до высказывания. О нем сообщается нечто новое (рема): он не любил читать книги. Этот принцип может быть перенесен и на более крупные высказывания.

Поскольку вне словесного, языкового материала высказывание не может быть построено, ТО выделение СМЫСЛОВЫХ блоков высказывания происходит одновременно с языковым оформлением: выбором слов, их расположением и маркировкой, т. е. использованием грамматических связей (для русского языка это окончания слов — падежные, личные, родовые, числовые, временные, а также предлоги, союзы и частицы).

Механизмы выбора слов и грамматического оформления изучены пока мало. По-видимому, выбор слов в механизмах памяти осуществляется методом проб и ошибок, путем отбрасывания слов, которые не выражают с достаточной точностью намеченное содержание; в оперативной речевой памяти действует механизм «оценки» подбираемых слов. Предполагается также, что слова в памяти человека сохраняются не разрозненно, а в систематизированном виде, например в виде тематических блоков, что ускоряет и облегчает выбор нужного слова. Причем слова, которые неоднократно использовались, индуцированы, тонус их выше, поэтому говорящий имеет тенденцию их повторного употребления (см.: Павлов И.П. Павловские среды. — М.; Л., 1949. — Т. 2. — С. 478). В выборе слов определенную роль играют словесные ассоциации, которые образуются на основе предшествующего опыта и сохраняются в памяти. Так, слово здоровье ассоциируется, как показало исследование, у большинства людей со словами хорошее, крепкое, от­личное, плохое и пр. Следовательно, при необходимости употребить слово здоровье и определить его характер наиболее вероятно сочетание хорошее здоровье и т. п.

По данным А. А. Леонтьева, ассоциативный выбор слов достигает 70 % (Словарь ассоциативных норм русского языка. — М., 1976). Установлено также, что в условиях само­контроля говорящий и особенно пишущий отвергают привычные, стандартные ассоциации и подыскивают новые, наиболее выразительные и точные слова.

Все это происходит на уровне мыслительных кодов и с большой скоростью, на основе практического опыта и контролируется механизмом языкового чутья (интуиции). 

 

                        Коммуникативный и посткоммуникативный этапы 

Названный этап распадается на две ступени, имеющие решающее значение в акте коммуникации: материализацию внутренне подготовленного высказывания и его восприятие перципиентом. Предполагается звуковое или графическое (устное или письменное) оформление.

Модель кодового перехода: мыслительные единицы — единицы внутренней речи — их фонемное оформление — переход на звуковой, произносимый код (в устном варианте) или на графический код (в письменном варианте) — отправление сигнала в виде акустического комплекса или написания текста.

Специфика данного этапа речевого действия состоит в том, что это этап материализованный, открытый, подверженный контролю и критике. В известном смысле на всех предыдущих этапах осуществления речевого действия еще были возможны варианты, изменения, возможен был даже отказ от высказывания, речевое действие могло и не совершиться. Этап звукового, или графического, оформления — самый ответственный этап, определяющий положительный или отрицательный результат высказывания.

В сущности, на звуковом или графическом оформлении высказывания можно было бы остановиться: казалось бы, речевое действие совершилось. Но для полноты картины необходимо рассмотреть еще два этапа, чтобы получить полный цикл речевого действия.

О результате речевого высказывания судят по его восприятию и по реакции на него, или обратной связи.

Восприятие речи, т. е. аудирование и чтение, проходит следующие стадии:

• восприятие акустического «потока», очищение его от помех;

• расчленение его на фонетические слова (начало узнавания);

• узнавание слов по их фонемному составу, путем сравнения с хранящимися в памяти эталонами;

• этап антиципации (догадки) в том случае, если для ка­кого-либо слова в памяти не оказалось эталона: догадка по ситуации общения, по контексту;

• расшифровка маркировки, порядка слов и осознание грамматических связей внутри предложения (и за его пределами);

• понимание целостного значения предложения или компонента текста, общего плана высказывания, его частей и пр.;

• поиск и — в случае успеха поиска — понимание второго плана смысла, иносказания, скрытого замысла;

• понимание, осознание мотивов высказывания, его конечных целей; понимание позиции говорящего;

• понимание и оценка выбора языковых средств говорящим, формы его речи, оценка языкового мастерства собеседника.

 

Анализ механизма восприятия письменной речи требует лишь нескольких поправок, связанных с кодовым переходом от графических комплексов к акустическим.

Понимание содержания воспринятой речи редко достигает 100 %. К тому же понимание (особенно понимание второго плана смысла) бывает вариативным; как правило, варианты понимания — явление нежелательное, но в некоторых случаях диапазон вариативности понимания бывает, необходим, например, при восприятии лирического стихотворения. Понимание имеет два уровня: языковой и содержательный. Первый без второго возможен, второй без первого — нет. Для принимающего речь важна активность, желание понять речь говорящего.

       Механизм восприятия речи не во всем ясен; в каком-то смысле он симметричен процессу подготовки высказывания, но о зеркальном отображении здесь говорить нельзя: нет полного совпадения этапов и ступеней порождения и восприятия речи. Восприятие речи подчиняется собственным законам, так что существует «грамматика приема речи», «лингвистика получателя речи».

В устном диалоге восприятие непосредственно следует за высказыванием, но в письменной речи восприятие всегда отсрочено, иногда на весьма длительное время. Это затрудняет осуществление речевого действия, так как лишает говорящего возможности наблюдать реакцию воспринимающего речь.

Посткоммуникативным этапом речевого действия обычно называют обратную связь. Действительно, во многих случаях она представляет собой последствия факта общения. Но в то же время без нее речевой акт неполон.

Обратная связь — заключительный элемент цикла, обычно это новое, ответное высказывание. Наиболее полно обратная связь осуществляется в диалоге: говорящий не только видит выражение лиц, поступки, поведение собеседников, но получает ответ в виде нового речевого действия. Это позволяет первому говорящему сразу же оценить результат своего речевого действия, узнать, насколько выполнен замысел, и соответственным образом строить свое дальнейшее поведение: дополнить высказывание, промолчать, продолжить разговор. В монологической устной речи обратная связь также носит непосредственный характер: так, лектор следит за реакцией аудитории, оживляет свою речь шуткой или интересным примером, если видит признаки падения интереса. В письменной речи обратная связь — это письма автору, обсуждение книги, отклики на радиопередачи и пр. 

 

                                       Возникновение и развитие речи у ребенка 

 

Первые речевые действия ребенка вызываются потребностью общения с близкими. В возрасте от 1 года до 1 года 3-6 мес. в «речи» ребенка могут быть выделены первые слова-предложения: начинается языковой период его развития.

 

Эти слова бывают фонетически искажены: дя вместо дай, и-и вместо яичко, нередко вместо слова произносится ударный слог: ко вместо молоко, ма вместо мама, ки вместо киска. Но это уже слова: они обладают постоянным значением, употребляются регулярно, фонетически стабильны.

Общение ребенка с близкими наблюдается и до появления первых слов: это эмоциональное общение на основе положительных эмоций, выражающееся в улыбке, в гулении, — от 2 до 5-6 мес. и лепете — до 8-10 мес. Но на этом этапе общение еще не стало языковым, хотя и гуление, и особенно лепет, и попытки подражания речи взрослых тренируют речевой аппарат, подготавливают ребенка к дифференциации звуков. Слушая речь окружающих, ребенок накапливает опыт восприятия речи.

Известный лингвист А. Н. Гвоздев, крупнейший исследователь детской речи, выделял в развитии речи детей до 7 лет следующие периоды: I период — употребление пред­ложений, состоящих из «слов-слогов» и «слов-корней»: от 1 года 3 мес. до 1 года 8 мес.- однословные предложения, до 1 года 10 мес. встречаются предложения из нескольких «слов- слогов». II период — усвоение грамматических связей в предложении: начинают употребляться полные слова, но без окончаний или с неправильными окончаниями — до 2 лет 1 мес.; появляются первые окончания и предлоги, т. е. средства грамматической связи в предложении, — до 3 лет. III период — овладение грамматической системой родного языка, совершенствование грамматического строя речи, обогащение словаря (Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961. — С. 466). В исследовании А.Н.Гвоздева приводятся точные сведения о том, на какой возрастной ступени появляется в речи ребенка та или иная грамматическая форма, тот или иной тип синтаксической конструкции.

        Период овладения речью, особенно возраст от двух до пяти, вызывает изумление: на протяжении всего двух­трех лет ребенок, не имеющий опыта интеллектуальной деятельности, не зная никаких правил и не испытывая в них никакой необходимости, овладевает сложнейшей системой грамматики, склоняет и спрягает, образует словосочетания, почти не делая ошибок в согласовании и управлении, строит простейшие варианты всех типов предложений. Установлено, что ребенок до 6 лет легко усваивает все то, что относится к системе языка и ее закономерностям, и с огромным трудом усваивает исключения, непродуктивные формы. Ребенок нередко сам создает новые слова в точном соответствии со словообразовательными моделями русского языка.

Итак, причиной возникновения первых речевых действий у ребенка является потребность общения. Та же причина действует не только в раннем возрасте, но на протяжении всей жизни: это закономерность речевого развития человека. Что же касается появления в речи ребенка все новых средств языка, то он заимствует их из воспринимаемой речи окружающих людей. Ребенок сам не создает языка, хотя в его речи встречаются иногда многочисленные «детские» слова: собака — гав-гав, машина — би-би или бибика и т. п., однако эти вспомогательные средства языка полностью исчезают к концу дошкольного возраста.

Еще К. Д. Ушинский писал: «Дитя усвояет язык подражанием». Действительно, роль имитации в усвоении языка значительна, но это не слепое подражание. К тому же оно касается лишь формы, а содержание речи вытекает из жизненного опыта ребенка, из потребностей его жизни, выражения его мысли. Одно лишь слушание речи взрослых ребенком не может стать решающим фактором овладения языком: нужна речевая активность, ибо язык усваивается в процессе речевой деятельности. Это тоже закономерность речевого развития ребенка, действующая на всех возрастных этапах. Пытаясь выразить свою мысль в языковых формах, допуская на первых порах ошибки, ребенок, опираясь на все новые и новые слышимые образцы речи взрослых, постепенно овладевает правилами языка, начинает говорить все свободнее. Иными словами, богатая и разнообразная речевая деятельность — залог успешного усвоения языка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: