Урок. Красота и целесообразность

Цель: познакомить учащихся с основами формообразования, сочетанием объемов.  

Задачи:

- создать объемную композицию;

- развить пространственное воображение с помощью макетирования.

Оборудование: компьютер, проектор.

Материалы: фанера, картон, бумага, клей, ножницы, кисти, краски.

Ход урока.

1. Вводная часть - 10 минут.

- Добрый день, ребята. На прошлом уроке мы воплощали ваши рисунки в жизнь с помощью создания объемных фигур. Теперь предлагаю вам разделиться на группы с помощью жребия. Ваша задача – группами создать на этой большой фанере кусочек настоящего города будущего, а помогут вам в этом ваши эскизы. Чтобы лучше понять, как должен выглядеть макет и ваши объемные архитектурные композиции, рассмотрим несколько примеров для вдохновения.

2. Основная часть 25 минут.

(примеры из слайдов презентации)

- Но что мы видим на этих слайдах? Обычные дома, города. Но у вас такие интересные эскизы, нам нужен не обычный город, а город будущего. С прошлого занятия у вас есть уже готовые дома. Ваша задача – правильно закомпоновать их на фанере – распределить, где чьи дома будут находиться. Композиция очень важна – в городе не может быть огромное пустое пространство, а на краю большое количество домов. Помните, что в городе здание не стоит одно в чистом поле, а «живет» среди других сооружений. Договаривайтесь, общайтесь, делитесь своими идеями друг с другом, и у вас получится настоящий макет города будущего. Используйте различные материалы, нарисуйте дорогу, траву, создайте различные мосты, летающие машины – все это интересные элементы с ваших эскизов, которые дополняют город.

(Учащиеся в группах разрисовывают фанеры, приклеивают приготовленные на прошлом уроке дома с учетом композиции, добавляют архитектурные детали).

3. Завершение работы, выставка макетов групп – 5 минут.

4. Рефлексия:

1. Сложно ли было компоновать здания на плоскости?

2. Было ли удобно работать в команде?

3. Получился ли у вас тот город будущего, какой вы хотели? Или хотели бы что-то изменить?

 



Цикл уроков для учащихся ДШИ, 1 класс

Тема: Равновесие в картине.

Цель: познакомить учащихся с понятием «равновесие в картине», с видами композиции.

Задачи:

- знакомство с основными закономерностями и приемами композиции;

- обучение навыкам работы с элементами различной формы, организации равновесия композиции.

Занятие.

Оборудование: компьютер, презентация, репродукции картин художников.

Материал: плотная бумага, карандаш, ластик, краски.

Ход урока.

1. Вводная часть – 15 минут.

 - Здравствуйте, ребята, рада вас видеть! На прошлых занятиях мы с вами проходили цвет, контраст, нюансы. А сегодня начнем разговор о композиции. Как вы понимаете это слово?

-

- Все верно. Композиция – это такое расположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой и силой выразить замысел. В ней важно соблюдать баланс, равновесие. Равновесие является одним из наиболее важных элементов композиции, и в то же время одним из самых трудных для описания. Это когда все элементы картины сбалансированы между собой, они гармоничны. Равновесие зависит от размера изображаемых предметов, цветового решения, форм деталей. Давайте рассмотрим на примере картин известных художников, как они компонуют изображаемые предметы, архитектуру, персонажей в своих произведениях.

Например, работа всеми известного Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» - в основе композиции лежит треугольник, все фигуры разложены по определенной форме – слева и справа по персонажу, вверху главный персонаж и внизу два ангелочка. Дополняют композицию в верхних углах драпировки.

Вторым примером будет картина Рембрандта «Музыкальная компания» - где в центре тоже получается, как треугольник, который дополняют детали внизу – предметы быта, и картина на стене в верхнем левом углу (далее другие примеры из презентации)

 

2. Основная часть – 30 минут.

- Перед вами находятся различные предметы для постановки – вазы, чашки, фрукты. Посмотрите внимательно, как можно расположить эти предметы на стуле с драпировкой, чтобы получилась равновесная композиция? Возьмите 3-4 предмета, подбирайте предметы разного размера, чтобы чувствовался ритм в картине, располагайте не на одинаковом друг от друга расстоянии (если, конечно, не хотите построить симметричную статичную композицию).

Учащиеся создают различные по цветовому решению и форме композиции – 5 минут.

- Теперь приступаем к написанию этюда. Для этого вам нужно сделать раму в листе, определить - вертикально или горизонтально у вас компонуются предметы? И только после этого уже компоновать предметы в листе.

(Построение, поиск композиции, цветовое решение)

3. Завершение работы – 5 минут.

4. Рефлексия:

1. Как вы поняли, что такое композиция?

2. Что такое композиционное равновесие?

3. Как думаете, получилось ли у вас составить равновесие в вашем натюрморте?

Занятие.

Симметрия и асимметрия.

1. Вводная часть – 15 минут.

Продолжая нашу прошлую тему с равновесием в композиции, хочу начать разговор с симметрии. Примером композиционного равновесия является симметрия, в которой одна половина отражает другую половину, это одинаковое расположение равных частей на плоскости. Вот смотрите, берем зеркало, яблоко. Кладем яблоко сверху на зеркало и делаем снимок (учитель демонстрирует). Что у нас получилось? Зеркало - идеальный предмет для создания симметричных композиций.

Давайте рассмотрим работы художников, кто придерживался симметрии в работах. Например, работа Томаса Хепеса «Натюрморт» или работа Сальвадора Дали «Тайная вечеря» - в них прослеживается симметричная композиция, посмотрите внимательно, в чем она проявляется?

Теперь поговорим о асимметрии – это полная противоположность симметрии. Она также равновесна, как и симметрия, одна достигает этого равновесия за счет распределения форм в картине, а не их одинаковой формы или размера.

Например, пейзаж И. Левитана «Вечерний звон» - где равновесие создают края берега, лодка на переднем плане, дома на дальнем плане. Или сюжетная картина Тициана «Похищение Европы», где Европа находится в правом нижнем углу на переднем плане, а дополняют равновесие композиции ангелы в верхнем левом углу, и изображение берега с горами на среднем плане – также уравновешивает композицию. Асимметричная композиция поэтому всегда получается индивидуальной, в ней нет повторения, как в симметрии. Если вы заметили, то даже в симметричных работах художника есть асимметричные детали – это художники делали для разнообразия, некие «изюминки» в работах.

  Т

2. Основная часть – 40 минут.

- Теперь перейдем к творческому заданию. Как и на прошлом уроке – перед вами множество предметов для натюрморта из нашего фонда, здесь есть много одинаковых или похожих предметов, а также и совершенно разных. Вам нужно будет составить также на стуле 2 маленькие композиции – небольшие этюды – одна симметричная, другая асимметричная. Внимательно смотрите на детали, когда будете работать над асимметричной композицией, потому что создать равновесную композицию будет немного труднее – нужно следить, чтобы один край не перевешивал другой. Затем сделать этюд в цвете.

3. Завершение работы.

4. Рефлексия и анализ работ:

1. Удалось ли вам составить симметричную и асимметричную композиции?

2. Что показалось вам сложнее?

3. А возможно ли соединить симметрию и асимметрию в одном произведении? Попробуйте дома.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: