Тринадцатый фестиваль «Русский лад»: перемены к лучшему

         Праздник народно-инструментального творчества! Так кратко можно охарактеризовать атмосферу, царившую на тринадцатом Челябинском областном фестивале-конкурсе оркестров и ансамблей народных инструментов «Русский лад». Атмосферу праздника задавали хозяева конкурсных площадок чёткой организацией, чистотой и порядком в помещениях, убранством залов, оформлением сцены, а также приветливостью и чёткой работой персонала, занятого в проведении фестиваля. Заметный вклад в общий настрой вносило жюри своими благожелательными высказываниями в адрес творческих коллективов и их руководителей.

Но главным источником и средоточием праздничной атмосферы были, конечно, сами многочисленные участники фестиваля, особенно дети. И создавали они её своим приподнятым, радостно-горделивым настроением, идущим от понимания значимости их роли в столь масштабном и престижном мероприятии, важности того дела, которому они отдают своё время и силы. В полной мере эту атмосферу они выражали и на сцене, с явным удовольствием отдаваясь музыке, показывая высокие художественные результаты.

Правда, если верить в нумерологию, начало фестиваля-конкурса вызывало некоторое беспокойство. А как же иначе? Ведь его порядковый номер тринадцатый. Количество коллективов, участвующих в первом этапе, тоже тринадцать. Но мало того, число музыкантов в этих коллективах составило 175 человек. Если же сложить единицу, семёрку и пятёрку, то опять получается тринадцать. Вот вам и причина для беспокойства.

 Понятно, что это шутка, повеселившая организаторов и конкурсантов. Действительность же убедительным образом опровергла все пессимистические прогнозы и предчувствия. Но обо всём по порядку.

Тринадцатый фестиваль-конкурс «Русский лад» состоялся в период с 24 ноября по 2 декабря 2018 года. Его учредителями выступили Министерство культуры Челябинской области и Челябинский государственный центр народного творчества, который одновременно был и организатором. Как и прежде, проходил он по трём территориальным зонам, в городах Озерске, Южноуральске и Миассе. Участниками фестиваля-конкурса, согласно положению, были:

- детские оркестры и ансамбли;

- студенческие оркестры и ансамбли;

- взрослые любительские оркестры и ансамбли;

- муниципальные оркестры и ансамбли.

Фестивально-конкурсная программа продолжительностью до 12 минут должна была отвечать исполнительскому уровню коллектива и его инструментальному составу; отражать стиль, тематическую и жанровую направленность его творчества. Для исполнения на фестивальных площадках рекомендовались разные по характеру обработки, инструментовки, аранжировки народной музыки для оркестров и ансамблей народных инструментов различных составов; оригинальные произведения малых форм; переложения симфонической, эстрадной, джазовой музыки, выполненные в соответствии с возможностями и стилевыми особенностями коллективов; аккомпанемент солистам-вокалистам или инструменталистам. Обязательные произведения положением не предусматривались.

Анализируя фестивальные показатели, для большей значимости и аргументированности их оценок, а вместе с тем и для обоснованного выявления тенденций в коллективном народно-инструментальным творчестве, целесообразно рассматривать эти показатели в сравнении с предыдущими фестивалями. В этой связи сразу отметим, что в тринадцатом фестивале были представлены 47 коллективов. И это на десять коллективов больше, чем в предыдущем, двенадцатом. Прирост, конечно, значительный, и на первый взгляд, свидетельствующий о серьёзных позитивных подвижках в фестивальном движении, а заодно и во всём народно-инструментальном творчестве. Но только на первый взгляд, поскольку этот прирост оказывается возвратом на уровень одиннадцатого фестиваля. Ведь именно 47 коллективов участвовало в нём, а в следующем, двенадцатом, их число сократилось до 37.

     По этому поводу автор данного материала вопросительно размышлял в 2016 г.: «Свидетельствует ли это о начавшемся спаде или о случайных факторах, говорить пока не представляется возможным. Ответ, думается, может дать следующий, 13-й фестиваль». И он его даёт. Возвращение уровня одиннадцатого фестиваля позволяет с определённой долей уверенности говорить о влиянии случайных факторов, а не о спаде. А коли так, то напрашивается осторожно-оптимистический вывод о стабилизации количественного состава участников «Русского лада» с экстраполяцией его на всё народно-инструментальное творчество Южного Урала.

Анализ итогов фестиваля показывает, что изменения касаются не только количественной стороны, но и ряда других значимых аспектов народно-инструментального творчества. В первую очередь необходимо отметить, что в общем составе участников «Русского лада» во всех трёх зонах увеличилась доля оркестров, число которых достигло восемнадцати. На семи предыдущих фестивалях их было по четырнадцать. Правда, в относительном исчислении увеличение составило всего около 1%. Но в данном контексте более важное значение имеет именно абсолютное число.

Рост представительства оркестров ценен, прежде всего тем, что именно они своей повседневной деятельностью воплощают главную андреевскую заповедь по сохранению русской народной песни. Не менее значимо и преимущество оркестра перед ансамблем в количественном охвате музыкантов. Так, в одном оркестровом коллективе число участников порой может превышать суммарный состав мелких ансамблей в десять, а то и более раз. Не удивительно, что в 18 фестивальных оркестрах насчитывался 351 музыкант, а в 29 ансамблях только 229. Именно поэтому, хотя и не только, прибавку в четыре оркестра можно с уверенностью отнести к числу наиболее значимых достоинств тринадцатого фестиваля. Тем более что произошла она преимущественно за счет взрослых оркестров, количество которых увеличилось с трёх до шести,то есть ровно вдвое. (Правда, в относительном выражении рост выглядит несколько менее впечатляющим – с 21,4% до 33,3%). В то время как на всех предшествующих фестивалях наблюдалась противоположная тенденция.

В течение всего постперестроечного времени приходилось отмечать постоянное, от фестиваля к фестивалю, свёртывание любительского народно-оркестрового творчества, основной базой которого были культурно-досуговые учреждения. Тринадцатый по счёту «Русский лад» прервал и эту тенденцию. Среди выступивших на его площадках оркестров более 44% представляли учреждения культурно-досуговой сферы. В то время как на предыдущем фестивале их доля составляла всего 21%. Разница, что называется, впечатляющая.

Отдавая должное оркестровому сегменту тринадцатого фестиваля с его позитивными подвижками, не следует, конечно, обходить вниманием номинацию ансамблей, на которую пришлось около 62% от общего числа участников. В сравнении с 12-м фестивалем здесь также наблюдается количественное пополнение, составившее 5 коллективов. Однако, в отличие от оркестров произошло оно исключительно за счёт детских ансамблей при сокращении числа взрослых. Вследствие этого имевший место на 12-м фестивале паритет, по 12 коллективов в той и в другой номинации, сменился ярко выраженной диспропорцией – 20 детских (69%) и 9 (31%) взрослых.

Несколько более обнадёживающим выглядит соотношение ансамблей, действующих на базе КДУ и ДШИ. Здесь проявилось, хотя и в незначительном масштабе, тенденция их количественного выравнивания. О чём свидетельствуем сравнение двух соотношений 27% к 73% и 34% к 66%.

Представленные здесь количественные данные имеют, в основном позитивный характер. Однако делать из них далеко идущие выводы об устойчивых тенденциях в народно-инструментальном творчестве, на наш взгляд, преждевременно. Материалы одного фестиваля репрезентативным основанием для таких выводов, по понятным причинам, служить не могут. Слишком много в наши дни факторов, влияние которых может привести к неожиданным кратковременным результатам. Поэтому опять-таки для более обоснованных выводов подождём очередного, 14-го фестиваля.

Что касается такого важного показателя, характеризующего состояние народно-инструментального творчества, как инструментальный состав коллективов, то приходится констатировать, что сохраняется тенденция размывания инструментальной специфики оркестров и ансамблей. И такое положение будет, по всей видимости, сохраняться до тех пор, пока не будет решена проблема финансовой состоятельности коллективов, позволяющей своевременно, без большого напряжения, обновлять изнашивающийся инструментарий.

Существенное значение для полноценной характеристики народно-инструментального творчества имеет репертуар, исполняемый коллективами. Анализ репертуарной палитры рецензируемого фестиваля показывает, что отмеченный два года назад поворот в сторону традиционных для народных инструментов жанров сохранил свою актуальность и на этот раз. В подтверждение этого скажем, что из 129 исполненных произведений 99 составляли проверенные временем обработки народных мелодий, оригинальные сочинения и переложения классики. Остальные 30 номеров представляли собой произведения современных композиторов, написанные в разных жанрах, для разных инструментов и составов. Среди них были и сочинения местных авторов, которые в своём большинстве по художественным параметрам отвечали высоким фестивальным требованиям.

Обратимся теперь к характеристике конкурсных итогов «Русского лада», получивших своё выражение в оценке качества выступлений коллективов. В соответствии с положением в каждой зоне выступления оценивались автономно. Жюри, а в его состав входили: специалист по инструментальному и вокальному жанрам Челябинского государственного центра народного творчества, координатор фестиваля Биушева Регина Владимировна, профессор Челябинского института культуры, композитор Малыгин Николай Никитич, профессор Южно-Уральского института искусств Оснач Владимир Петрович и автор данной статьи, могло присуждать награды отдельно по каждой зоне.

По единодушному мнению членов жюри, общий художественно-исполнительский уровень фестивально-конкурсных выступлений заметно подрос и одновременно у значительного большинства выровнялся. Оба этих факта можно с уверенностью занести в число позитивных обретений фестиваля. Официально зафиксированы они были в оценках и поощрительных наградах. Из 47 коллективов 3 удостоились дипломов Гран-при. А целых 20 стали лауреатами 1-й степени. Ещё 14 получили лауреатские дипломы 2-й степени. Дипломами лауреатов 3-й степени были награждены 7 коллективов. Остальные 3 стали дипломантами «Русского лада». Откровенно слабых выступлений фактически не было.

 Отдавая должное всем лауреатам за их подвижнический труд по сохранению ценностей народной музыкальной культуры и за исполнительское мастерство, во избежание неоправданных длиннот, остановимся лишь на некоторых коллективах, обративших на себя особое внимание. И начнём, естественно, с обладателей Гран-при.

В Озёрской зоне таким обладателем стал детский оркестр русских народных инструментов ДШИ №1 г. Озёрска, художественный руководитель и дирижёр Ирина Васильевна Хохрякова. Это уже достаточно опытный участник областных и всероссийских фестивалей и конкурсов. Начав свою фестивально-конкурсную биографию более 12 лет назад в ранге новичка, постепенно набирался творческих сил и рос вместе со своим руководителем. Росли и его достижения – от дипломанта на 7-м фестивале до обладателя Гран-при на 13-м. Сейчас коллектив насчитывает около 30 юных музыкантов. Все оркестровые группы равномерно укомплектованы, что создаёт основу для общего сбалансированного звучания.

В программу выступления были включены три произведения:

1. Баллада из к/ф «Мой добрый папа» А. Петрова, соло фортепиано

Карцева Т.В.;

2. «Старый автомобиль» Н. Н.Малыгина;

3. Лезгинка из б-та «Гаянэ» А.И. Хачатуряна, соло ксилофона

Алексеенко А.

Все номера прозвучали чисто, слаженно, с высоким эмоциональным подъёмом и темпераментом. Дирижёр умело управлял исполнительским процессом, оперативно и грамотно корректируя действия своих воспитанников. В итоге – заслуженная высокая награда.

    В Южноуральске диплома Гран-при удостоился ансамбль русских народных инструментов «Жемчужина» ДШИ посёлка «Новый Урал» Варненского района под руководством Марины Леонидовны Аксёновой. Ансамбль состоит из восьми музыкантов: 2 домры, 2 балалайки, баян, аккордеон, контрабас и ударные. Ранее Новоуральскую школу искусств представлял полноценный оркестр, также завоёвывавший самые высокие призовые места. Будучи преобразованным вансамбль он не утратил своей исполнительской квалификации, а скорее, повысил её. В исполнении ансамбля прозвучали три номера:

1. «Старая афиша» И. Тамарина;

2. Либертанго А. Пьяццоллы;

3. Уральская плясовая Б. Трояновского.

 Музыканты ансамбля в процессе выступления внимательно слушали друг друга, демонстрируя отличное владение инструментами, подкупая чистотой и красотой их звучания. Чувствовалась тщательная работа над выразительными элементами музыки, понимание стиля и содержания исполняемых пьес. Закономерным итогом стал высокий художественный результат, который сам по себе вызывает уважение. Но уважение возрастает во много раз, если принимать во внимание, что коллектив находится не в городе, а в самом обычном, расположенном вдали от культурных центров, селе. В этом наибольшая заслуга принадлежит руководителю ансамбля М.Л.Аксёновой. Её многолетний опыт подтверждает известный факт – где появляется грамотный, инициативный, преданный народно-инструментальному искусству музыкант-руководитель, там будет создан исполнительский коллектив.

Обладателем Гран-при в Миасской зоне стал ансамбль русских народных инструментов «Сюрприз» ДШИ г. Трёхгорного, руководителем которого является высококвалифицированный музыкант, заслуженный работник культуры Российской Федерации Анатолий Дмитриевич Самохвалов. Коллектив принадлежит к числу многолетних лидеров народно-инструментального исполнительства Южного Урала, имеет богатый «послужной» список концертной деятельности и конкурсных выступлений. Инструментальный состав включает 4 домры, 2 балалайки, баян, контрабас и ударные, на которых играют музыканты высокого исполнительского мастерства. На суд жюри «Сюрприз» вынес четыре разнохарактерных номера, все в инструментовке руководителя.

1. Испанский танец Владимира Андреева;

2. Танго Роберто де Марино;

3. Французская баллада В.Новикова;

4. Румынский народный танец «Жаворонок» в обр. В.Гнутова.

Выступление ансамбля произвело яркое впечатление сыгранностью музыкантов, филигранной отработкой деталей, тонким чувством стилевых особенностей исполняемых произведений, уверенностью и свободой сценического поведения. Его можно было слушать и слушать.

Помимо обладателей Гран-при своими выступлениями уверенно заявили о себе ещё многие коллективы. Среди них детский оркестр русских народных инструментов ДШИ г. Трёхгорного под руководством Мысовой Ю.В., муниципальный оркестр русских народных инструментов «Россияне»      г. Озёрска под руководством заслуженного работника культуры Борисова Б.И., ансамбль народных инструментов им. В. Игошина «Радуга» г. Троицка под руководством Гаврилова М.А., оркестр народных инструментов «Созвучие» Центра детского творчества г. Челябинска под руководством Шадрина В.А., детский оркестр баянов ДШИ №1 г. Озёрска под руководством Валерии и Евгения Черкашиных и др.

Подлинным открытием «Русского лада» стали три детских коллектива ДШИ посёлка Тимирязевский, впервые участвовавшие в фестивале. Обратил на себя внимание целый ряд новичков, таких как оркестр народных инструментов ДК «Булат-РЦНТ» г. Златоуста, руководитель Гладких Р.Н., ансамбль народных инструментов ДШИ п. Светлый Чесменского района, оркестр народных инструментов СДК «Краснооктябрьский» с. Ишалино Аргаяшского района и др.

Появление целого десятка новых коллективов, среди которых немало представителей сельских поселений, ещё один важный показатель, который можно занести в актив тринадцатого фестиваля «Русский лад». Хочется выразить надежду, что позитивные изменения, имевшие место на тринадцатом фестивале, приобретут устойчивый характер.

 

И.И. Щедрин, профессор ЧГИК,

председатель жюри

 

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: