Фрагмент урока проанализировать (с т.з.методической грамотности)

Детям предлагается приготовить конверт с карточками-рисунками, на которых изображены их любимые игрушки.

- Перед вами лежат карточки-рисунки с изображением ваших любимых игрушек. Назовите игрушки. (Мяч. кукла, машина.) Послушайте, как я ска-л су. Это мяч. кукла, машина. Обратите внимание на звучание моего голоса, когда я называю сначала одну игрушку, потом другую, а затем третью. Я перечисляю ваши любимые игрушки.

Учитель еще раз произносит неторопливо, с подчеркнутой интонацией перечисления.

- Это мяч, кукла, машина. При перечислении после названия каждой игрушки я делаю небольшую паузу.

После этого учащимся предлагается назвать три окружающих их предмета, соблюдая интонацию перечисления.

- В речи мы достаточно часто употребляем предложения, в которых есть перечисление. А на письме эта маленькая пауза при перечислении обозначается специальным знаком препинания, который называется "занятая".

Учитель показывает изображение запятой. Затем предлагается достать из своей кассы маленькие карточки с изображением занятой и положить их между карточками-рисунками. Так появляется учебная модель.

В дальнейшем на основе материала Азбуки у детей формируется умение моделировать синтаксические конструкции с перечислением, употребляя знаки препинания в собственных высказываниях в соответствии с заданной речевой ситуацией.

Второй этап предполагает организацию работы над знаками препинания во втором классе на уроках русского языка. На данном этапе происходит повторение и закрепление тех сведений о знаках препинания, которые дети получили в букварный период. Предусмотрено ознакомление школьников с типами предложения по цели высказывания; учащиеся изучают правило об употреблении знаков препинания в конце предложения, осознают грамматическую основу постановки знаков препинания.

На данном этапе осуществляется формирование и развитие целого комплекса умений:

· 1) слышать и правильно воспроизводить услышанное высказывание;

· 2) понимать смысловую сторону высказывания;

· 3) соотносить смысловую и интонационную стороны высказывания;

· 4) соотносить синтаксические, смысловые и интонационные признаки высказывания с употребляемыми знаками препинания;

· 5) применять полученные сведения о знаках препинания на языковом материале учебника русского языка.

Приведем примеры заданий, направленных на формирование названных пунктуационных умений младших школьников.

Для определения смысла эмоционально окрашенных предложений учащимся предлагаются задания проблемного характера. Приведем примеры.

Упражнения (ответить пиьменно на?)

1. Прочитайте предложения. Как все рады солнцу и свету!

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Как вы думаете, есть ли сходство между этими предложениями? Обоснуйте свой ответ. Чем различаются эти предложения? Определите, какое чувство выражает каждое из этих предложений. Запишите предложение, выражающее радость.

2. Прочитайте предложения. Как вы думаете, можно ли эти предложения разделить на две группы. Обоснуйте свой ответ.

Ах, как красиво зимой в лесу!

Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, неумытый поросенок! Как все рады солнцу и свету!

Развитию логического мышления учащихся способствуют упражнения на сопоставление предложений в пунктуационном и в интонационном плане. При выполнении такого рода заданий учащиеся выясняют условия употребления знаков препинания.

Умение школьников различать вопросительные предложения по вопросительным словам формируется при помощи следующих заданий.

Упражнения (определите их целенаправленность)

1. Прочитайте, спишите. В данных вопросительных предложениях найдите слова, которые подают сигнал о вопросе.

Чему научится школьник? Где растут цветы такие?

2. Вставьте в предложения пропущенные слова — сигналы вопроса. ...это лыжи, твои или папины?

...идем мы с Пятачком?

Для систематизации знаний учащихся о типах предложений по цели высказывания предлагается следующее задание.

3. Прочитайте. Можно ли данные предложения разделить на группы? Обоснуйте свой ответ, опираясь па смысл и интонацию прочтения.

Кто в тереме живет?

Медленно падают белые снежинки.

Эй, слуги, позовите царевича!

При многоаспектной работе над словом в процессе изучения всех разделов курса русского языка школьники выполняют различные виды упражнений, составленных из отдельных слов. На языковом материале таких упражнений происходит закрепление дограмматических знаний об употреблении запятой, двоеточия, точки с запятой, тире.

На третьем этапе расширяется представление о типах предложения по цели высказывания, проводится углубленная работа над смысловой стороной высказываний, интонацией, ролью знаков препинания в процессе общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: