Фрагмент урока (изучение)

Урок на тему "Для чего мы задаем вопросы?" посвящен изучению вопросительных предложений. К уроку предлагалось домашнее задание: "Составьте и запишите предложения, содержащие вопросы, с которыми вы обращаетесь к родителям, знакомым или незнакомым людям. Определите, с какой целью задается тот или иной вопрос".

Урок начинается с беседы, в ходе которой учащиеся приводят примеры вопросительных предложений, выделяют их признаки (вопросительные слова, вопросительные частицы, вопросительная интонация). В процессе определения мотивов задавания вопросов возникает проблемная ситуация, появляется потребность найти решение проблемы, имеющей для учащихся практическую значимость. В ходе анализа примеров из произведений художественной литературы школьники узнают, что люди задают вопросы с разной целью: чтобы получить один из нескольких возможных ответов, чтобы получить утвердительный или отрицательный ответ.

Учащимся предлагается прочитать эпизод из сказки К. И. Чуковского "Доктор Айболит", в котором доктор спрашивает с тревогой:

О, если я утону,

Если пойду я ко дну.

Что станет с ними, больными,

С моими зверями лесными?

Анализ коммуникативной ситуации, представленной в этом эпизоде, позволяет учащимся убедиться в том, что вопрос можно задать, не ожидая, что кто-нибудь на него ответит. Далее в качестве примеров используются ситуации, помогающие осознать, что вопросы задаются еще и для того, чтобы узнать что-то новое.

Знание разных типов вопросов и мотивов их задавания, умение различать вопросы предоставляют детям возможность глубже понять смысл вопросительных предложений, оказывают положительное влияние на формирование их пунктуационной грамотности.

В третьем классе происходит ознакомление школьников с видами предложений по интонации, организуется наблюдение над "восклицательными словами" (Ой! Ах! Эх!), являющимися сигналами к постановке восклицательного знака. Знакомство с формально-грамматическими показателями восклицательных предложений способствует осознанию детьми смысловой и эмоциональной сторон восклицательных предложений.

В систему упражнений по пунктуации вводятся и такие, которые позволяют ученикам увидеть, что неверная постановка знаков препинания может нарушить смысл написанного. Выявление учащимися пунктуационных ошибок, которые приводят к смысловым нарушениям, исправление таких ошибок осуществляется в игре "Не нарушай границу".

Фрагмент урока (изучение)

· - Каждое предложение имеет свою "территорию". "Территория" одного предложения отделяется от "территории" другого границами. Роль "пограничных столбов" выполняют знаки препинания. Если "пограничный столб" оказывается не на месте, то нарушается граница предложения (т.е. слова одного предложения оказываются на "территории" другого). В результате нарушается смысл предложения, получается нелепость. Как вы думаете, что такое нелепость? (Бессмыслица.) Попытайтесь устранить такие нелепости в предложениях, переставив "пограничный столб" так, чтобы он правильно определял границу предложения и его смысл: В реке там рыба на бугре. Мычит корова в конуре. Собака лает на заборе. Поет синичка.

· — Вместе со смыслом границу каждого предложения охраняет интонация. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию в конце предложения.

Учитель демонстрирует образец интонационного оформления предложения.

На этом этапе имеет место тренировка в употреблении точки с запятой; возможности для проведения этой работы предоставлены упражнениями из учебника на группировку слов или форм слов по различным грамматическим или лексическим признакам.

Четвертый этап предполагает организацию работы над знаками препинания в четвертом классе. Школьники знакомятся с употреблением знаков препинания в простых предложениях, осложненных однородными членами предложения, обращением, а также с пунктуацией сложного предложения. На этом этапе формируются умения: использовать данные синтаксические конструкции в собственных письменных высказываниях учащихся; обосновывать выбор места для постановки знака препинания с опорой на структурные, смысловые и интонационные признаки предложения.

При знакомстве с признаками обращения дети узнают, что оно называет того, к кому обращаются с речью; произносится со звательной интонацией; не является членом предложения; выражается существительным в именительном падеже.

Приведем описание урока, направленного на усвоение особенностей обращения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: