Практикум по дисциплине «Школьное краеведение»
Задание 1
1.Изучите нормативный документ [Примерная программа регионального компонента содержания исторического образования в 6-10 классах общеобразовательных организаций «история Кольского Севера с древнейших времен до начала ХХI века», - Мурманск. – 2017. – 10 с.] и выпишите требования регионального компонента к исторической подготовке учащихся общеобразовательных учреждений Мурманской области:
-осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего края;
- умение определять понятия, связанные с историей Кольского полуострова и современным обществом, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- овладение знаниями об историческом развитии края, представлениями о закономерностях развития Кольского Севера с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах:
1) даты, хронологические рамки, периоды наиболее значительных событий и процессов в истории края;
|
|
2) основные этапы ключевых событий Кольского Севера с древности до 2012 г.;
3) основные историко-краеведческие понятия, термины;
4) места, обстоятельства, участники, результаты важнейших событий в истории края;
5) важнейшие достижения культуры Кольского Севера.
- формирование умений применения исторических знаний об истории края для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире:
1) читать историческую карту Кольского края с опорой на легенду;
2) проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках по истории Кольского Севера;
3) соотносить исторические события, процессы в развитии истории края с развитием страны в целом;
4) излагать оценки важнейших событий и личностей в истории Кольского Севера;
5) аргументировано высказывать свою точку зрения по наиболее значимым событиям, явлениям и процессам;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения истории края и его места в истории России и человечества;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
- использовать знания об историческом пути и традициях в истории края в общении с людьми другой культуры, национальной, религиозной принадлежности;
|
|
- воспитание уважения к историческому наследию народов Кольского Севера; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе края.
2. Задание 2 Проанализируйте содержание примерной программы регионального компонента содержания исторического образования в 6-10 классах общеобразовательных организаций «История Кольского Севера с древнейших времен до начала ХХI века» и составьте характеристику образовательной программы по следующим вопросам:
а) статус образовательной программы
В соответствии с Концепцией нового УМК по отечественной истории курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
б) место и роль регионального курса в системе школьного исторического образования, объем учебного времени
Содействие формированию культуры исторического мышления, овладения элементарными методами исторического познания, предметных функциональных компетентностей, необходимых для активной творческой жизнедеятельности человека в современных условиях Кольского Заполярья, для становления гражданина, патриота Отечества и своего края.
В общеобразовательных организациях, составляя рабочие программы с 5 по 10 класс (по ФГОС ОО), необходимо включить вопросы региональной истории в их содержание, используя данную программу. Возможно изучение истории края как отдельного элективного курса в предпрофильном или профильном классе.
Общее количество часов: 34 (4 раздела)
Вопросы для контроля:
Когда и кем была предпринята разработка региональной концепции историко-краеведческого образования школьников в Мурманской области? Каковы ее главные идеи и положения?
Когда была выработана система требований РК ГОС по истории для школ Мурманской области? В чем их суть?
Система требования РГ ГОС была выработана в 2017 году, описаны требования в нормативном документе [Примерная программа регионального компонента содержания исторического образования в 6-10 классах общеобразовательных организаций «история Кольского Севера с древнейших времен до начала ХХI века», - Мурманск. – 2017. – 10 с.].
Суть требований заключается в овладении обучающимися следующих результатов:
-осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего края;
- умение определять понятия, связанные с историей Кольского полуострова и современным обществом, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- овладение знаниями об историческом развитии края, представлениями о закономерностях развития Кольского Севера с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах:
1) даты, хронологические рамки, периоды наиболее значительных событий и процессов в истории края;
2) основные этапы ключевых событий Кольского Севера с древности до 2012 г.;
3) основные историко-краеведческие понятия, термины;
4) места, обстоятельства, участники, результаты важнейших событий в истории края;
5) важнейшие достижения культуры Кольского Севера.
- формирование умений применения исторических знаний об истории края для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире:
|
|
1) читать историческую карту Кольского края с опорой на легенду;
2) проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках по истории Кольского Севера;
3) соотносить исторические события, процессы в развитии истории края с развитием страны в целом;
4) излагать оценки важнейших событий и личностей в истории Кольского Севера;
5) аргументировано высказывать свою точку зрения по наиболее значимым событиям, явлениям и процессам;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения истории края и его места в истории России и человечества;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
- использовать знания об историческом пути и традициях в истории края в общении с людьми другой культуры, национальной, религиозной принадлежности;
- воспитание уважения к историческому наследию народов Кольского Севера; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе края.