В ФЗ “Об образовании в РФ” закреплены два компонента стандарта – федеральный и региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства на территории Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений базовыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими возможности продолжения образования. Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой региона. Он отвечает потребностям и интересам региона и позволяет организовать поддержку образовательных областей, развитие направлений, ведение курсов, приоритетных для региона.
Причем устанавливается соотношение распределения времени между федеральным и национально-региональным компонентами:
федеральный компонент – не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
национально-региональный компонент – не менее 10%;
|
|
Изучение опыта регионов России по реализации национально-регионального компонента показало, что данная модель может иметь 4 различных способа реализации национально-регионального компонента содержания школьного образования:
1. полипредметный - предполагает органическое включение регионального содержания в базовое (в предметы федерального компонента) и его использование для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков;
2. монопредметный, в региональном контексте - это углубленное изучение регионального (краеведческого) содержания с помощью специальных учебных курсов, которые входят в инвариантную часть школьного базисного учебного плана.
3. монопредметный интегративный - это разработка комплексных курсов, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи;
4. школьный вариант национально-регионального содержания образования. Это элективные учебные курсы по отдельным образовательным областям: "Природа родного края", "Права человека", "История религий", "Народное творчество” и т.д.
Процесс реализации национально-регионального компонента в школах ведётся по нескольким направлениям:
· через школьный компонент, т. е. организацию курсов посредством полипредметного варианта реализации НРК через органичное включение (интеграцию) регионального содержания в предметы федерального компонента и его использование для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков в старших классах;
· через проведение предметных тематических недель;
· через внеклассную работу.
В результате, педагогическим коллективом выявлены следующие основные затруднения:
· недостаточная разработанность методологических основ национально-регионального компонента содержания образования;
· формальное осознание необходимости, значимости национально-регионального компонента, некий стихийно-эмпирический подход в его реализации со стороны педагогов;
· отсутствие учебной хрестоматийной литературы как для учителя, так и для учащихся