В.Дудинцев. «Белые одежды»

«Белые одежды» — социально-философский роман Владимира Дудинцева о жизни и работе учёных-биологов, работа над которым была начата в 1966 году. Опубликован в 1987 году в журнале «Нева» и через год удостоен Государственной премии СССР.

Сюжет основан на реальном конфликте между «народным академиком» Лысенко, пытавшимся использовать послевоенные трудности государства для достижения личной власти и с помощью репрессий насаждавшим псевдонаучные теории, в будущем получившие название лысенковщины, и учёными — сторонниками «классической» генетики.

В 1992 году роман был экранизирован Леонидом Белозоровичем.

 

Роман написан в той неспешной и обстоятельной манере, в которой писали в пятидесятые. Сегодня этот стиль, как все забытое старое, кажется достаточно свежим и новаторским. При этом это единственный роман из написанных в советскую эпоху, который посвящён редчайшей тематике – морали, причём не морали человека социализма, а просто человека.

Более того, автор имеет дерзость утверждать, что ни социализм, ни коммунизм ничего не меняют в душе человека, и она остаётся все той же во всех веках и формациях. В романе хозяевами жизни стали люди, которые сеяли вокруг себя семена лжи, невежества и корысти. Те же, кто жил истинным делом, были или уничтожены, или изгнаны. «И этот злой умысел так и переходит без изменений из столетия в столетие, из закона в закон. Вот это и есть факт, доказывающий историческую неизменяемость зла. Безвариантность».

Мысль эта, еретическая для социализма, и привела к тому, что роман не печатали свыше тридцати лет, и свет он увидел только в 1987 году.

Но «Белые одежды» фактически родились еще в 1956 году, когда на расширенном съезде союза писателей СССР роман Дудинцева «Не хлебом единым» заклеймили «антисоветским», а коллеги по цеху один за другим отвернулись от молодого автора. Редактор журнала «Новый мир» Константин Симонов прямо с трибуны сказал: «В наши ряды вкрался чуждый товарищ!»

Так началась опала Дудинцева. Жили они с семьёй в нищете, получали анонимные письма с угрозами. Но, к удивлению писателя, его поддерживали самые обычные люди со всех уголков СССР, а также – учёные-биологи, которые оказывали материальную помощь и пустили в свой круг. Там и пробудился в писателе интерес к противостоянию мичуринцев и вейсманистов-морганистов.

О чём роман? Послевоенный СССР. На фоне острой потребности «накормить население» и поднять сельское хозяйство в послевоенную пору, появляется фигура академика Рядно. Он декларирует принципы «мичуринской агробиологии» – лженауки, замешанной на антизападной риторике и весьма расплывчатых и невежественных тезисах. Рядно, заручившись поддержкой Сталина, не без помощи КГБ начинает охоту на вейсманистов-морганистов, представителей классической генетики, чья работа, напротив, носит сугубо научный и профессиональный характер. Он подозревает появление так называемого «кубла» в одном из институтов и отправляет туда свою правую руку – Фёдора Дёжкина, дабы вывести заговорщиков на чистую воду. Он ещё не знает, что Дёжкина уже начали одолевать сомнения в истинности мичуринской биологии и вреде вейсманистов-морганистов…

Сам автор идею своей книги выразил так: «Ведь невозможно спокойно видеть тех, кто умеет совлечь с одержимого большим делом человека его сияющие одежды, кто залезает в них сам и щеголяет, обманывая других своей заимствованной привлекательностью и громкими словами. Здесь целый мир сложностей. В романе «Белые одежды» я хочу сорвать маски, под которыми прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место. Мне хотелось бы вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознавания добра и зла. Или, как сказал один мой читатель, создать инструментарий добра».

Намерение автора создать инструментарий добра удалось, несмотря на то, что автор нигде не говорит о Боге. Мораль без Бога, по сути, лишается основного критерия истины. Человек должен поступать праведно, не понимая, что есть праведность, и зачастую принимая за неё всё, что угодно. Именно этим и пользовалась партийная номенклатура, легко подменяя понятия.

Но Дудинцев находит то единственно верное определение добра, которое помогает нравственному человеку не заблудиться в безбожном мире. «Добро – это страдание». Для лучших героев романа жизнь складывается так, что страдания становятся для них необходимым условием существования добра. Они выстрадали научное открытие, оставаясь верными своим нравственным принципам, и страдание, пока существует зло, будет всегда атрибутом добра.

 

Домашнее задание

1) Составить конспект по теоретической части.

2) Прочитать роман В. Дудинцева «Белые одежды». Ответить письменно на вопросы по произведению.

3) Срок выполнения – 04.06.2020

 

Вопросы

1. Где и когда происходит действие романа?

2. Кто такой Ф. Дежкин? С какой целью он приезжает в город?

3. В романе автор использует несколько христианских образов. Назовите их. С кем из героев они связаны. Что вы узнали о св.Себастьяне?

4. Кто такой Торквемада и почему Дежкин получает такое прозвище?

5. Что увидел в сельскохозяйственном вузе Дежкин?

6. Почему на сессии ВАСХНИЛ 1948 г. большинство ученых пошло за Т.Д.Лысенко, за его новой «мичуринской наукой»? Почему научный спор обернулся трагедией для многих людей?

7. Почему о генетике заговорили как о реакционной, антинародной науке?

8. Какова главная цель командировки Дежкина?

9. Как Ф.И. Дежкин становится двойником Стригалева? Сознательно ли он делает этот выбор и почему?

10. Кто в романе противостоит героям, живущим по законам добра?

11. Как в роман входит тема возмездия?

12. Докажите, что «белые одежды» в понимании автора – олицетворение сил добра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: