В 1990-х годах на первый план вышли сугубо литературные проблемы, которые оформлялись в тени «журнальной войны» конца 1980-х..
В конце 1980-х годов несколько журналов («Урал», «Даугава», «Родник») выпустили специальные номера, целиком отданные так называемому «андеграунду» (писателям младшего и более старших поколений, работающих не в реалистической, а в авангардистской или постмодернистской манерах).
Критики Сергей Чупринин и Михаил Эпштейн описали целый пласт, не вписывающийся в рамки традиционных литературных вкусов.
Были открыты легально: Вен. Ерофеев, Саша Соколов, Д. Пригов, Л. Рубинштейн и др. представителей «андеграундной» эстетики.
Затем поэмы Вен. Ерофеева «Москва-Петушки», романа А. Битова «Пушкинский дом», «Школы для дураков» Саши Соколова и «Палисандрии», а также альманах постмодернистской литературы «Зеркала» (1989).
Серии книг новых авторов, отличающихся нетрадиционной манерой письма, в издательстве «Московский рабочий» (серия «Анонс»).
Это привело к легализации литературного андеграунда и к вынужденному признанию авангардистской и постмодернистской эстетик составными частями текущей литературы.
Эпилог — статья Виктора Ерофеева «Поминки по советской литературе» в которой он выделял три потока советской литературы: официальную, либеральную и «деревенскую» и доказывая, что им на смену идет «новая литература», преодолевающая узко-социологический взгляд на мир, ориентированная на эстетические задачи прежде всего, и не заинтересованная в поисках пресловутой «правды».
Дискуссия - о русском постмодернизме и его месте в современном литературном процессе.
В 1990-ых появился феномен литературных премий - форма неофициального, негосударственного признания авторитета писателей, играют роль меценатов, помогающих выдающимся писателям справляться с экономическими трудностями посткоммунистического периода.
Приверженцы различных эстетик ищут способы диалога с оппонентами. Наиболее влиятельной оказалась британская Букеровская премия за лучший русский роман (учреждена в 1992-м году), за ней последовали немецкая премия имени Пушкина, «шестидесятническая» премия «Триумф», «Антибукер», учрежденный «Независимой газетой», премия Академии современной русской словесности им. Аполлона Григорьева, премия Солженицына.