Спор сенсуалистов и рационалистов. Субъективный идеализм и агностицизм Нового времени

Философия XVII -XVIII веков.

XVII век явился временем крупных перемен в философии. Философия XVII века развивалась в тесном взаимодействии с наукой (математикой, механикой, физикой), a её важнейшим объектом стали природа и источники знания, методы его получения и формы существования.

В связи с политикой о природе и источниках достоверного знания в XVII веке сформировались два крупных философских течения:

Эмпиризм (Ф. Бэкон и др.) - подчеркивает, что важнейшим                                           источником знаний является живой чувственный опыт, а достоверность                                                знаний проверяется в ходе эксперимента.

Из эмпиризма вытекает сенсуализм – учение, подчеркивающее особую роль ощущений в получении знаний; солипсизм - крайняя степень сенсуализма.

Рационализм (Р. Декарт и др.) - в качестве важнейшего источника знаний полагает деятельность человеческого разума.

    Несмотря на сильное влияние точного знания, в философии XVII века по-прежнему присутствовала идея Бога. В некоторых учениях (И.Ньютона и др.) Бог рассматривался как некий «перводвигатель», источник движения и развития мира. Полагалось, однако, что после сотворения мир развивался по собственным законам. Такая точка зрения в философии есть деизм.

Символом философии Нового времени и его ключевой фигурой стал Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.), английский мыслитель и государственный деятель, автор работ «Новый Органон», «Опровержение философий», «О достоинстве и приумножении наук», «Новая Атлантида».

Ф.Бэкон полагал, что важнейшей целью общества и науки должно быть «познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой, покуда всё не станет для него возможным».

Конечная цель науки – изобретения и открытия. Цель же их – человеческая польза: удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей.

Но наука, по Бэкону, в современном виде не способна решать позитивные задачи, необходимо перестроить здание науки. Для этого следует проделать два вида работ: критическую и позитивную.

Критическая, разрушающая часть направлена на выявление причин человеческих заблуждений и на выработку рекомендаций по их преодолению. Здесь можно выделить два основных направления: учение об идолах и критику схоластического метода познания.

Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засорённость сознания людей идолами - искажёнными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Он различал 4 вида идолов:

1. Идолы рода - ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств.

2. Идолы пещеры - искажённые представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира.

3. Идолы рынка (площади) ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов.

4. Идолы театра - ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем.

Центральная часть философии Бэкона - учение о методе. Метод («путь») - совокупность процедур и приемов, применяемых для получения достоверного знания.

Ф. Бэкон полагал, что в научном познании основным должен быть опытно-индуктивный метод, предполагающий движение знания от простых определений и понятий к более сложным и развернутым («от частного к общему»). Это есть не что иное, как анализ эмпирических фактов с помощью разума.

Ф.Бэкон подчеркивал, что основным источником достоверных знаний об окружающем мире является живой чувственный опыт, практика человека («нет ничего в разуме, чего не было до этого в чувствах»).

Заложенную Ф.Бэконом традицию научной методологии продолжил французский философ и ученый Рене Декарт (1596-1650гг.). Его работы «Размышления о первой философии», «Рассуждение о методе» были посвящены раскрытию предмета философии и выявлению её отношений с естествознанием. На первом месте в его трудах содержалась проблема метода научного познания.

Декарт исходил из принципа тесной взаимосвязи всех наук. «Вся философия, - писал он, - подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводятся к трем главным: медицине, механике и этике». Главными двигателями научного поиска являются опыт и математика.

Учения о методе Р. Декарт резюмирует в четырёх правилах:

1. Не принимай ничего на веру, в чём с очевидностью не уверен;

2. Разделяй каждую проблему, избранную для изучения на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения;

3. Располагай свои мысли в определенном порядке, постепенно продвигаясь от простого знания к более сложному, развернутому;

4. Делай всюду перечни настолько полные, обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Эти правила можно обозначить как правила ОЧЕВИДНОСТИ (достижение должного качества знаний), АНАЛИЗА (идущего до последних оснований) и КОНТРОЛЯ (позволяет избежать ошибок в осуществлении как анализа, так и синтеза).

Процесс мышления, по Р. Декарту, должен вести к постепенному преодолению всякого рода сомнений, но одновременно и к новым сомнениям. В этом смысле здоровый ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ СКЕПСИС есть начало и завершение научного поиска.

Р.Декарт так же занимался исследованием материи и её важнейших свойств. К числу таковых он относил протяженность тел (пространственные характеристики) и их корпускулярность (внутренняя расчлененность). Он подчеркивал значение для науки принципа детерминологизма (всеобщей причинной обусловленности сил в природном мире). Он же выделил гипотезу о развитии мира во времени, т.е. эволюции.

В истории философии Р. Декарт известен как дуалист.

Учение Р. Декарта продолжал Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677гг).

В основном философском труде «Этика» он исследовал тему природы человека, его свободы и познавательной деятельности. Он был убежден, что мир познаваем, а достоверное знание о нём несут идеи человеческого ума, представленные в математике.

Основные идеи:

1. Субстанцией всего является Бог, присутствующий в природе в качестве её универсальной программы. Бог и природа слиты и нераздельны.

2. Познание Мира происходит в 3 стадии: I - чувственное восприятие внешнего мира, представления о нем; II - рассуждения разума и получение мнений; III - истинное (интуитивное) и аналитическое знание, получаемое непосредственно разумом и независимое от чувственного опыта.

3. Человеческий разум бесконечен и неисчерпаем в своих возможностях.

4. В окружающем человека мире происходит в силу необходимости как закона этого мира. Свободная воля человека невозможна, т.к. люди включены в мировую цепь причинно-следственных связей. Эти связи порождают все человеческие аффекты (страсти) - желание, радость, печаль. Страсти господствуют над людьми, а не наоборот.

Б. Спиноза даже способ подачи своей философии был типично рационалистический. Спиноза брал за образец строгости рассуждения геометрию Евклида. Своё главное сочинение, «Этику», он даже по форме уподобил геометрическому трактату: он перечислил аксиомы, а затем вывел из них «теоремы» о человеческом поведении.

Эмпирическую философию в Англии развивали также Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704).

Т. Гоббс истоком и основой всей духовно-практической деятельности человека объявлял ощущения. Познание - это сравнение, сочетание и разделение идей, которые возникают на почве чувственных впечатлений. Полагая такое, Т. Гоббс вместе с тем придерживался и принципов рационализма. Образцом достоверного знания он считал математику; обращал внимание на роль языка в научном понимании. Слова языка – это как бы знаки, которыми обозначаются те или иные предметы. Язык имеет социальное происхождение, т.к. создан людьми в ходе их совместной чувственно-практической деятельности.

Окружающая природа, по Т. Гоббсу, это не одушевленный организм, а колоссальная совокупность материальных тел, которые расположены в геометрическом порядке, появляются и исчезают. Важнейшими свойствами тел являются протяженность и внешняя форма, а также движение и покой. Пространство и время зависят от движения тел: нет никакого времени вообще, а есть лишь время в конкретных материальных системах. В природе действуют материальные причины, в качестве которых выступают активные тела.

«Бог есть неподвижный перводвигатель, тончайшее естественное тело; он привел мир в движение, а далее не вмешивался в его судьбу. Жизнь - то «движение членов», где сердце - пружина, нервы - нити, а суставы - колеса живой машины». Всем людям присуще стремление к самосохранению, им свойственны жадность, страх, гнев и т.д.

Джон Локк в качестве источника познания выделяет опыт. Он различает два вида опыта:

а) Внешний опыт (рефлексия) - состоит из совокупности определений;

б) Внутренний опыт образуется из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью.

Все идеи, по Локку, также делятся на простые (содержат в себе однообразные представления и восприятия) и сложные (образуются из простых идей). К простым идеям он относит идеи пространства, формы, покоя, движения, света и т.д. Сложные идеи образуются в рамках 3-х способов:

1. Соединение нескольких идей в одну сложную;

2. Сведение двух идей друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну;

3. Обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в реальной действительности.

Сложные идеи делятся на 3 вида:

· Идеи модусов (идеи, зависящие от субстанций, либо являющиеся их свойсвами);

· Идеи отношения;

· Идеи субстанции.

Идеи и понятия не являются врожденными, а имеют опытное происхождение.

Наиболее достоверным, по мнения Локка, является математическое знание. По степени точности - интуитивное знание. Дедуктивный характер носит демонстративное знание, весьма точное – умозрительное (умственное) знание. В ходе непосредственного восприятия предметов возникает сенситивное знание.

В Германии принципов рационализма придерживался Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1717гг), ученый и философ. Он был «вундеркиндом»: в 15 лет он поступил в Лейпцигский университет, а в 20 ему предложили должность профессора Нюрнбергского университета; однако молодой Лейбниц отказался от этого места, предпочтя карьеру дипломата. Г. Лейбниц разработал учение о множестве субстанций - монад.

Монада - это простейшая духовная неделимая частица, из совокупности которых состоит мир. Каждая монада индивидуальна и неповторима. Монады не воспринимаются органами чувств человека. Верховная монада - Бог. Активность монад обусловливает развитие мира: монады всюду, это первичная активная сила, которая лежит в основе любого изменения. Монады существуют в телах, но, в отличие от тел, они вечны. Прогресс монад не имеет пределов, а потому прогресс человеческих знаний тоже безграничен. Органы чувств позволяют постичь только лежащее на поверхности, внешние законы мира и его причины, могут быть по-настоящему познаны лишь усилиями разума. Логика и математика обеспечивают высшую степень аналитичности и достоверности знания. Непременное условие постижения истины - соблюдение закона достаточного основания, т.е. подтверждения выводов фактами, опытами.

Исаак Ньютон (1643 - 1727гг.) – английский ученый, сделавший крупные открытия (дисперсия света, законы механики и др.), явился создателем классической механики, которая объясняла развитие природы движением и столкновением физических тел. 

По его мнению, МАТЕРИЯ есть инертная масса, приходящая в движение посредством воздействия внешних сил (земного тяготения). ДВИЖЕНИЕ – перемещение тел из одной точки пространства в другую.

Весь космический механизм вечен и неизменен. «Бог есть не душа мира, а его властитель и всемогущий повелитель», - писал Ньютон.

Реакцией на рационализм в начале 18 века стал агностицизм (направление философии, утверждающее о невозможности познания мира»).

Его представителями выступали:

· Джордж Беркли (1685 – 1753) – утверждал, что материальный мир независимо от человека не существует, имеют место лишь ощущения и восприятия человека. «Мир – это лишь комплекс наших ощущений, их комбинация. Материя – это пустое и красивое слово. Идеи даны человеку от Бога как высшей и мудрой духовной причины».

· Давид Юм (1711 – 1776) – полагал, что человек имеет дело не с внешним миром, а с потоком своих ощущений и представлений. «Нам ничего неизвестно об окружающем мире. Мы всего лишь соединяем или же разъединяем наши впечатления и как бы конструируем из них мир. Мир для человека непознаваем».

18 век в истории Западной Европы называется эпохой Просвещения. Наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции (Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо). Философия Просвещения представляет собой последовательный культ человеческого разума, восприятие его как основного орудия преобразования общественных отношений на более гуманных основаниях. Дух Просвещения – это дух свободомыслия и гуманизма.

Основные представители:

Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755) – автор труда «О духе законов», романа «Персидские письма».

Считал, что источники социальной борьбы лежат на почве противоположности имущественных интересов людей. Социальные конфликты требуют правового регулирования общественных отношений. Законы общества носят двоякий характер: «естественные» законы вытекают из биологической природы людей и побуждают каждодневно совершать индивидуальные поступки; законы «общественного» состояния людей устанавливаются ими с помощью государства.

Он выделяет три формы государства: республика, монархия и деспотия (наиболее опасна, так как порождает беззаконие и произвол). Наиболее приемлема республика, так как власть находится в руках народа и осуществляется им на законных основаниях. Законодательная, исполнительная и судебная власть должны быть разделены и направлены на сдерживание друг друга. «Каждой форме правления присущ свой принцип: республике – добродетель, монархии – честь, деспотии – страх».

Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694 – 1778). Критиковал религиозный фанатизм,идейную нетерпимость.Он стоял на позициях деизма и полагал, что, сотворив однажды мир и наделив его законами, Бог далее не вмешивался в существование мира. Бог сотворил живые существа и даровал им активную силу. Бог есть сверхъестественный механик, запустивший всемирный механизм.

    Мир материален, средство его познания – естествознание. Человек – венец эволюции природы, телесное существо, способное чувствовать и мыслить. Но человек – существо и социальное, способное познавать, преобразовывать природу, создавать цивилизованное сообщество.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778) – считал, что с появлением государства формируется «цивилизация неравенства», суть которой – насилие человека над человеком. Для обретения свободы требуется достижение «гражданского состояния», основанного на добровольном договоре людей правовой организации общества. Государство должно быть республикой, не допускать наличия богачей и бедняков, сувереном в нём станет народ, а его права будут неотчуждаемы и неделимы ни с кем.

Дени Дидро (1713 – 1784) – исследовал проблему единства материального мира и его самодвижения.

Поль Анри Гольбах (1723 – 1789) – немецкий философ, материалист, атеист. Автор трудов «Система природы», «Разоблачённое христианство».

Заявлял, что материя есть причина всего, она имеет свои внутренние силы и не нуждается в толчке извне. Она – единство всего существующего и разнообразного. Жизнь материи – некий круг рождений и разрушений в различных формах, чему никогда не будет конца.

По мнению Гольбаха, природа не сотворена Богом и существует благодаря самой себе. Материя без свойств – есть чистое «ничто». Мир имеет молекулярное строение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: