Методические рекомендации по организации занятости обучающихся в летний период с применением дистанционных технологий (лето в режиме он-лайн)
В период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией, сохраняется необходимость продолжения работы образовательных организаций по осуществлению занятости детей.
Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи по организации занятости обучающихся в летний период с применением дистанционных образовательных технологий.
Обеспечение занятости детей и организации их свободного времени в дистанционном формате рекомендуем обеспечивать по направлениям реализации следующих мероприятийных событий:
- образовательные интенсивы;
- он-лайн-конкурсы;
- воспитательные мероприятия;
- организация профильных смен (лагерей).
Нормативно-правовая база
При организации дистанционного обучения необходимо руководствоваться нормами, предусмотренными следующими нормативными документами:
|
|
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ст.13,16,17);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 103 от 17 марта 2020 года «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации №104 от 17 марта 2020 года «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавируснойинфекции на территории Российской Федерации»;
- письмо Министерства просвещения Российской Федерации 1Д-39/04 от 19 марта 2020 года «О Методических рекомендациях по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ СПО и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
|
|
- приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 23.03.2020 г. №266 «Об организации образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции»;
- письмо министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;
- письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 23.03.2020 № 80-12/260 «О направлении методических рекомендаций по организации дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования».
Общие положения
Лето – это время увлекательного отдыха, интересных активностей, новых знакомств и общения с друзьями. При организации летнего оздоровительного отдыха в дистанционном режиме необходимо учитывать возрастные физиологические и психологические особенности детей и подростков, специфику взаимодействия в дистанционном формате.
Дистанционный режим взаимодействия имеет ряд своих особенностей: удаленность, опосредованность общения, добровольность (участник в любой момент может выйти из он-лайн-общения), ограниченность сенсорного опыта и способов эмоционального выражения, необходимость высокого уровня самоконтроля и мотивированности участников. В своей работе педагог, использующий дистанционные технологии, сталкивается с определенными трудностями психологического характера. Это могут быть сложности в организации деятельности детей, в определении их индивидуальных особенностей и выборе стиля педагогического общения, проблемы повышения и поддержания мотивации участия, создания благоприятного социально-психологического климата в он-лайн-группе. При дистанционном формате чаще всего педагог не может непосредственно наблюдать за эмоциями участников (невербальными компонентами коммуникации), отслеживать моменты беспокойства или непонимания и оперативно реагировать на потребности участников. При организации интернет-коммуникации педагогу важно уделять значительное внимание системе обратной связи, удобной и комфортной для всех: чаты и онлайн-конференции для непосредственного общения и видео, фото, аудио запись результатов заданий. Возрастные особенности детей и подростков определяют методы и формы интернет-коммуникаций.
Младший школьный возраст (7 – 11 лет). Основной вид деятельности – учебная. Это период освоения новых навыков, развивается внимание и мышление ребенка, саморегуляция поведения возрастает. Организация деятельности, внешний контроль и поддержание мотивации со стороны взрослого (педагога, родителя) все еще играют значительную роль. Важным мотивационным стимулом для младшего школьника является личная успешность. Для решения этой задачи используются соревновательные игры с набором баллов, многоуровневые задания (чтобы каждый участник мог быть успешным), присвоение различных званий («самый быстрый», «самый веселый», «самый оригинальный» и др.).
Условия успешности онлайн-занятий для младших школьников:
- четкие и понятные правила и инструкция для самостоятельного выполнения;
|
|
- система самоконтроля (баллы, смайлики, цветовые жетоны);
- понятные и прозрачные критерии оценки успешности;
- личная включенность педагога в общение как с ребёнком отдельно, так и с группой в целом. Записать обращение и слова поддержки.
- формирование групповой принадлежности (название, девиз, значки участникам на аватарку, коллективный портрет, монтаж видео и фотоколлаж работ ).
Основным организующим взаимодействие взрослым является не родитель, а педагог. Роль родителя – организовать время, место и техническую возможность. Отличие – большая самостоятельность и соревновательность.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью. Используйте в презентации эффекты анимации, меняйте цветовой фон. Поддерживайте мотивацию, например, «По окончании задания вас ждет сюрприз». Но в то же время им интересна окружающая жизнь, которую они наблюдают с интересом, пытаясь увидеть в ней что-то новое и необычное. Поэтому младшим школьникам интересны исследовательские проекты и эксперименты, которые можно делать в обычной жизни. Темп деятельности нужно держать достаточно высокий, чередовать виды активности. Проблемные ситуации, квесты, игры-путешествия, загадки, рисунки, танцы и физкультура повышают интерес участников дистанционного формата общения.
Подростковый возраст (12 – 15 лет). Основной вид деятельности подростков - межличностное общение. При дистанционном общении участники получают меньше положительных эмоций в сфере межличностных отношений. Поэтому желательно создавать мероприятия, направленных на командообразование с целью сплочения дистанционной группы, моделировать ситуации командного взаимодействия, что будет обогащать эмоциональные переживания участников, повышать эффективность взаимодействия между ними. Ощущение собственной значимости и ценности среди сверстников для подростка является ведущей потребностью. Квесты и многоуровневые игры, челенджи, которые нужно проходить как личное, так и командное первенство будут ведущими активностями. Коммуникативные игры из серии «Расскажи мне обо мне» об индивидуальных особенностях участников группы, изучение собственных качеств и черт характера лучше проводить в закрытых группах общения. Дистанционное общение может давать ощущение анонимности, и подростки представляют не реальную, а виртуальную личность, пробуют провокационные способы общения.
|
|
Для эффективной организации дистанционного формата с подростками важно:
- договориться о совместных правилах коммуникации и неукоснительно им следовать всем участникам;
- предоставить возможность самоорганизации от планирования до стадии контроля (выбор направленности и темы занятий, уровня сложности, темпа выполнения);
- привлекать подростков к определенным видам деятельности на общее благо – собрать ответы членов команды, записать музыку, подготовить материал к заданиям по определенной теме, сделать коллаж и т.п. Использовать такие формы, как мозговой штурм, аукцион идей;
- предлагать темы для исследования и обсуждения.
Юношеский возраст (16-18 лет). Ведущая деятельность в юношеском возрасте - познавательная. В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение. Ранняя юность - это установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках. Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. В этот период формируется обобщение представление о самом себе, понимание и переживание своего «Я», своей индивидуальности, своей личности. Повышается интерес к художественной и философской литературе.Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции.
Необходимо помнить, что участниками мероприятийных событий могут быть воспитанники, незнакомые друг с другом, соответственно, необходимо организовать знакомство в группе, обеспечить психологический настрой на результат, использовать психологические игры и несложный диагностический инструментарий. Для формирования психологического завершения каждого дня профильной смены ежедневно необходимо проводить рефлексию.В начале и конце дня в качестве рефлексивного инструмента можно использовать методику «Облако тегов».
С учетом того, что реализация дистанционных образовательных технологий предполагает высокую долю взаимодействия ребенка с техническими средствами обучения (компьютер, мобильные устройства и т.д.) максимальная рекомендуемая продолжительность видов деятельности с привлечением подобных средств составляет для обучающихся 1-2 классов не более 20 минут, 3-4 классов – не более 25 минут, 5-6 классов – не более 30 минут, для учащихся 7-11 классов – 35 минут одномоментно. Чтобы не допустить перегрузки обучающихся следует избегать рекомендаций к просмотру длительных видеолекций, выполнения объемных заданий, сосредоточившись на основных, принципиальных элементах содержания.
В качестве профилактики утомляемости и перегрузки воспитанников в план проведения мероприятий следует включать физкультминутки, физкультурные паузы, спортивные разминки, зарядку для глаз и т.д. Для младшего и среднего школьного возраста рекомендуется игровая форма подобной профилактики.
При разработке программы лагеря следует учитывать и режим дня участников. Под режимом понимается обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
Жизнедеятельность организма человека имеет определенные биоритмы, связанные со сменой дня и ночи. В течение дня активность ребенка изменяется. Максимальная работоспособность отмечается в периоды с 8 до 12 часов и с 16 до 18 часов. В период с 14 до 16 часов ребенок проявляет наименьшую активность. Именно поэтому занятия, которые могут вызвать переутомление, планируют на первую половину дня. Учет биоритмов в создании распорядка дня помогает оптимально распределить нагрузку ребенка. В каникулярный период работоспособность в течение недели не является цикличной по сравнению с учебным периодом.
Построениережима может быть на основе биологического ритма функционирования организма. Биологические ритмы - это суточные ритмы сна и бодрствования, изменения температуры тела, работы сердечно-сосудистой системы, состава крови и других жизненно важных показателей состояния здоровья. Подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов.Второй подъём в 16 - 18 часов более низкой интенсивности и продолжительности.
Повышение уровня познавательной активности решается за счет геймификации. Например, выполнение какого-либо задания стоит определенное количество баллов, его своевременное выполнение приносит дополнительный бонус. Разрабатывается определенная система градации, при которой есть такая знакомая для подростков ситуация как переход на новый уровень, например с «новичка» на «продвинутый», с «продвинутого» на «эксперта». Возможно промежуточное подведение итогов в виде рейтинга лучших. Эта система работает хорошо, т.к. в удаленном процессе участник видит только свои достижения, и для дальнейшего продвижения ему необходимы некоторые ориентиры.
Общий алгоритм организации занятости обучающихся в летний период с применением дистанционных технологий
1. Создание рабочей группы по реализации он-лайн форм занятости.
- Координатор проекта (начальник лагеря)
- Методист
- IT специалист
- Преподаватели образовательного модуля
- Тьютор(вожатый) 1 на группу(10-15 детей).
2. Разработка программы он-лайн лагеря.
3. Издание приказа о проведении он-лайн лагеря с закреплением обязанностей педагогов и утверждением программы.
4. Информирование обучающихся и их родителей о реализации программ дистанционной занятости, в том числе знакомство с программой,с расписанием активностей. Информирование родителей может быть подтверждено письменным заявлением родителя (законного представителя) о выборе формы занятости, либо согласием о реализации дистанционных программ занятости или их частей с применением электронного обучения или дистанционных образовательных технологий, в удобном для родителя (законного представителя) формате.
5. Направление анонса реализуемой программы для размещения на центральной интернет-площадке (дистантврн.рф).
Анонс должен содержать следующую инфомацию:
- профиль (естественно-научный, физкультурно-спортивный, социально-педагогический, туристско-краеведческий, художественный и т.п.);
- целевая аудитория (возраст участников «от», «до»);
- сроки проведения;
- необходимое техническое оборудование;
- краткая программа (описание основных мероприятий);
- ожидаемые результаты;
- порядок подключения участников (регистрация и т.п.).
6. Разработка памяток, рекомендаций, инструкций для участников.
Участников и родителей необходимо проинформировать о том, что для участия в мероприятиях необходимо иметь постоянный высокоскоростной интернет, навыки использования различных интернет платформ (Вконтакте, Zoom,Skype, и т.п. – при необходимости), наличие работающих видеокамеры и микрофона в гаджетах.
Участие в он-лайн мастер-классах программы может потребовать наличия у ребенка ряда канцелярских принадлежностей: пластилина, красок, ножниц, кисточек, карандашей и т.п. – об этом также необходимо проинформировать участников и родителей.
7. Набор и формирование групп участников. Назначение каждой группе тьютора.
Для набора групп целесообразно использовать Googleформы –заполненные сведения автоматически формируется в таблицу.
8. Формирование расписания активностей на каждый день в соответствии с планом программы по каждому профилю программы.
9. Регулярное информирование родителей и обучающихсяо реализации программы с использованием общедоступных информационных ресурсов (сайт учреждения, официальные группы учреждения в социальных сетях и др.).
4. Формы реализации дистанционных форм занятости:
Условно программу дистанционной формы занятости можно разделить на 2 составляющие:
- образовательная;
- коммуникативная.
Для реализации каждого из направлений необходимо использовать различные форматы:
При реализации образовательного модуля можно использовать видеолекции; мастер-классы по прикладному искусству; анимированные презентации; практические задания или описания опытов, которые участники могут выполнить самостоятельно в домашних условиях. Также можно организовать видеоконференцию с выполнением заданий в режиме реального времени совместно всеми участниками, или разделить их на группы по интересам (следует учитывать, что при большом числе участников время обратной связи уменьшается, а значит, эффективность занятий снижается).
Формат видеоконференций также хорошо работает в малых группах, например, при обсуждении проектов, вопросов, вынесенных на обсуждение, рефлексии. Данный формат необходим для реализации следующей составляющей программы занятости «коммуникативной». Ее реализация складывается в организации общения между участниками программы, посредством организации чатов, форумов, закрытых групп в социальных сетях и т.п.
Целесообразно использовать следующие виды дистанционной активности:
- совместное принятие правил взаимодействия в виртуальном общении и добровольность их соблюдения;
- активное включение в генерирование идей, разработку сценариев игр и дискуссионных тем;
- игры-взаимодействия в онлайн режиме: Мафия, Контакт и т.п.;
- виртуальная экскурсия, виртуальный концерт или спектакль с последующим обсуждением впечатлений в чате;
- игры-самопрезентации: «Твои качества и черты характера на букву имени», «Совпадение» (участники игры будут писать ответы на вопросы: «Любимое имя, животное, растение, кино и т.д.» Затем даётся задание найти в группе человека, с которым больше всего совпадений);
- игры «Узнай другого». Например, «Магазин». (Ведущий–продавец предлагает остальным приобрести у него какие-либо качества, которыми хотели бы обладать другие, а взамен отдать то, от чего бы хотели избавиться.) Или игра «Комплименты» или «Угадай человека по ассоциациям»
- дискуссии по темам, которые интересны ребятам. Например, «Свобода», «Одиночество», «Жизненное призвание», «О любви» и др.
Мотивационные и организующие стимулы:
- традиции и ритуалы дня: утренняя «мотивашка»; песня дня, девиз дня; роль дня (например, Белый Ангел (утешает, помогает, заботится), Клоун (шутит, постит приколы для поднятия настроения), Скептик (критикует), Лидер (вдохновляет и мотивирует других), а на следующий день роль меняется; круг подведения итогов;
- возможность повысить свой статус: «любитель», «мастер», «профессионал»;
- личностная включенность и эмоциональность педагога, принимающий стиль общения.
Большое значение имеет профессиональный психологический настрой педагога на дальнейшую эффективную продуктивную деятельность с использованием дистанционных технологий, а так же работа педагога по созданию благоприятного психологического климата для микро/макрогруппы – участников мероприятийных событий. Важно сформировать у воспитанников понимание, что возникшую эпидемиологическую ситуацию можно воспринимать и использовать, как источник возможности развития и личностного роста. В сложившейся ситуации появилось больше возможностей для проявления воспитанниками самостоятельности, формирования самоорганизации.