18 век. Франция. Господство феодального строя; незыблемость абсолютной монархии; промышленная революция и рост капиталистического производства; огромные капитали сосредоточены в руках политически бесправного, но экономически самого сильного класса- буржуазии.
13 июля 1790 г. «Патриотические записки». Первым днем нового года считать 14 июля. Поздравлять друг друга словами: «Да хранит вас Бог, и да поразит он все бастилии и всех тиранов, как в 1789 году». Обнажать голову только когда жарко или когда захотим держать речь перед собранием. Отказаться от привычки кланяться. Отказаться от фраз типа: «имею честь»… отказаться от париков и пудры для волос, каждый день мыть голову.
Христианское летоисчисление заменяется новым, построенном на революционном патриотизме.
Реформа системы общения. В 1792 году было введено обращение на «ТЫ». «Республика представляет собой большое общество друзей, следовательно, надо обращаться в ней друг другу на «ТЫ».
Символика французской революции. Фигурка Марианны- символ того что женщины сыграли важную роль в событиях 1789 г. Олимпия де Гуж- составила «Декларацию прав женщины и гражданки». Теруань де Мерикур- основала полит клуб в кот женщины вступали наравне с мужчинами. Май 1793 г- создается «Общество революционных республиканок».
Алтарь отечества- эмблема, символизирующая о патриотических чувствах нации.
Дерево свободы- первое дерево было посажено 8 мая 1790 года.
Трехцветное знамя. Кокарда. Фригийский колпак- символ гражданской сознательности, равенства, революционной воинственности, освобождения от рабства.
Гильотина- машина для обезглавливания 1789-1792г. «С помощью моей машины вас отрубают голову в одно мгновение и совершенно не больно.» Доктор Луи Гильотен.
Марсельеза- патриотическая песня для сражающихся войск. («Песня рейнской армии»). Автор Руже де Лиль 1792 г.
Ораторское искусство. Большая ставка делалась на устные выступления. При каждом полит деятеле был «PR- консультант». Робеспьер- Сен-Жюст. Дантон- Демулен. Эбер- Шометт.
Печать. Распространялись на митингах и в общественных местах листовки, содержавшие комментарии по поводу происходящих событий.
Ж-П Марат издавал газету «Друг Народа», помещал в газетах резкие, страстные статьи в защиту интересов городской бедноты и крестьян. Комментировал существующее положение дел и пропагандировал террор. Предложил осуществить поиск «контрреволюционных элементов» через газету.
Начиная с 1789 года газета превращается в трибуну, с которой публицисты всех партий говорили все более и более расширяющемуся кругу читателей о текущих общественных и полит вопросах.
В 1789 г 21 августа в статье 11 «Декларация прав человека и гражданина» возвестила, что «свободное сообщение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; поэтому каждый гражданин может свободно говорить, писать и печатать, под условием ответственности за употребление этой свободой в случаях, определенных законом.
Гравюры. «Гравюрные картинки» передавали информацию и формировали общественное мнение. Создается прообраз визитных карточек.
20. История связей с общественностью в Византии.
Византия
11 мая 330 г- дата рождения византии
29 мая 1453- византия прекратила свое существование
население составляло 30-35 млн человек
основную часть населения составляли греки и эллинизированное население
на ее территории компактно проживали сирийцы, копты, фракийцы, иллирийцы, армяне, грузины, арабы, иудеи… ¼ населения проживала в городах.
В состав Византии вошла восточная половина Римской империи. Расположена на стыке трех континентов- европы, азии и африки, занимала площадь до 1 млн. кв км.
Столица восточной части римской империи- константинополь- выросла на месте городка Византий, небольшой греческой колонии, заселенной греками, выходцами из города Мегары.
Византий находился в бухте золотой Рог, на европейской стороне пролива Босфор.
Через него шла торговля между европейскими и азиатскими странами и город разбогател на одних пошлинах, взимаемы с купцов.
Император Константин Великий перенес столицу из Рима в Византий, позднее Константинополь.
Потеряв столицу, василевс, обычно терял и трон, а узурпатор, напротив, захватив только константинополь, обретал все права законного василевса.
Столица была внешней вывеской, витриной империи. Задача- поразить варваров великолепием «Второго Рима». Внушить иноземцам мысль об исключительности «богом избранной «империи.
«мастерская вселенной»
религиозный центр- в констинополе было более 250 церквей и более 120 монастырей (в каждом своя церковь).
Полит деятели и философы Византии не уставали повторять, что Константинополь- Новый Рим, что их страна- Романия, что они сами- ромеи, а их держава- единственная (Римская) хранимая Богом империя.
Един Бог- един василевс- единая империя. Василев- помазанник Божий- обладал безграничной властью. Не было страшнее преступления, чем «оскорбление величества». Но мятеж против императора как личности, недостойной трона, не осуждался, если мятежники выходили победителями. За 1122 года существования империи в ней сменилось до 90 василевсов. Каждый правил не более 13 лет.
Император.
Одним из подтверждений прав на престол была порфирородность. Порфирородным называли того кто был рожден в Порфире- особой палате женский покоев царского дворца.
Эпитет «порфирородный» означал что родители василевса занимали императорский трон, и следовательно, у «порфирородного» имелись права, которые если не юридически, то в силу обычая, давали ему ряд преимущества перед «непорфирородными».
Появлялся перед народов лишь в сопровождении блестящей свиты и вооруженной охраны. На пути следования иногда воздвигались особые деревянные подмостки, на кот вместе с музыкантами и исполнителям гимнов имели право взойти видные горожане, иноземные послы, знатные путешественники. Перед ним простирались ниц, во время тронной речи его закрывали особыми занавесями, сидеть в его присутствии получали право единицы. Его одежды и предметы быта были пурпурного цвета.
В его честь слагались торжественные гимны и славословия. В своих грамотах он говорил о себе чаще во множественном числе «царственность наша».
Не уставал восхвалять собственные деяния во благо народа, кот «благоденствует» под его скипетром. Толпе на улицах и площадях следовало выкрикивать хором «здравицу» и «славу» василевсу.
Византия.
Победа над врагами, внешними и внутренними: сопровождалась празднествам в столице и на ипподроме. В 4-7 вв ипподром в Византии был единственным местом, где мог легально выразить свое отношение к политике императора.
Воздействие на власть осуществлялось и с помощью слухов- о склонности к ереси, о неполадках в семьей, о тайных пороках. Критика власти осуществляется в антиправительственных сочинениях и в «тайных листках». Закон повелевал сжигать подобные листки, а их сочинителей подвергать жестоким карам.
Иноземным гостям предлагали выбрать себе подарок из груд золота и драгоценных камней в казнохранилище.