Что такое полемичность речи и каковы её особенности в работе педагога-дефектолога

21.04 2020

Выполнила: Кучкунова Нияра, 19-С(Д)О

Практическое занятие

Тема: Основы педагогической риторики

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ответы на вопросы.

Назовите характерные особенности педагогической риторики?

Педагогическая риторикаэто вид частной риторики, а именно теория и практика эффективного речевого общения в сфере образования и воспитания подрастающего поколения.

Ее отличие от других частных риторик в том, что она изучает речевое взаимодействие учителя и ученика, преподавателя и студента; способствует нахождению путей оптимизации педагогического общения.

Риторика в педагогической сфере рассматривает условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности для правильного формирования личности школьника, обеспечивает эмоциональный климат обучения и управление социально-психологическими процессами, повышает уровень владения речевыми средствами с использованием максимальных возможностей личностных особенностей педагога в учебном процессе.

Что такое повествование, каковы его характерные особенности в работе педагога-дефектолога?

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» – что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Каким образом можно придать динамику повествованию?

Динaмикa дeйcтвия в пoвecтвoвaтeльныx тeкcтax мoжeт пepeдaвaтьcя пpи пoмoщи нoминaтивныx и нeпoлныx пpeдлoжeний, в peмe кoтopыx иcпoльзoвaны oтглaгoльныe cyщecтвитeльныe, a тaкжe пpeдлoжнo-имeнныe фopмы co знaчeниeм нaпpaвлeния, нapeчия, xapaктepизyющиe дeйcтвиe в poли oбcтoятeльcтв пpи пpoпyщeннoм глaгoлe-cкaзyeмoм. Г.A.3oлoтoвa paccмaтpивaeт тaкиe cлyчaи кaк гpaммaтикo-cтилиcтичecкyю paзнoвиднocть тeкcтoв c динaмичecкoй дoминaнтoй.

Динамика повествования создается благодаря использованию глаголов, которые могут выражать быструю смену событий, последовательность их развития, поэтому чаще всего используются глаголы конкретного действия. Динамика может передаваться также значением глаголов, их разными видовременными планами, порядком следования, отнесением их к одному и тому же субъекту, обстоятельственными словами со значением времени, союзами и т.д. Вступает в силу принцип стремительного повествовательного движения, и стиль приобретает захватывающую быстроту

Что такое описание и каковы его характерные особенности в работе педагога-дефектолога?

Описание – композиционная форма, которую используют в литературоведении и лингвистике для подробной характеристики предметов или явлений в целях создания художественного образа.

Текст описания состоит из следующих частей:

1. общая характеристика предмета, общее впечатление;

2. признаки, детали;

3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность – преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Что такое рассуждение (размышление) и каковы его характерные особенности?

Рассуждение — ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме. Развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

1. тезис – мысль, которую нужно доказать;

2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;

3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);

2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);

3. рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Что такое полемичность речи и каковы её особенности в работе педагога-дефектолога

Можно выделить два вида полемичности:

1) имплицитную (или скрытую, внутреннюю)

Проявляется практически во всех речах, поскольку оратору приходится убеждать аудиторию в своей правоте, не называя возможных несогласных слушателей или оппонентов, которые могут быть в данной аудитории или вне ее.

2) эксплицитную (или открытую, внешнюю).

Связана с открытой защитой своих взглядов и опровержением оппонентов. Об ирреальном оппоненте можно говорить тогда, когда оратор, стремясь высказать свои взгляды, опровергает существующие, борется с воображаемым противником. О реальном — если оппонент персонифицирован, назван, от его имени формулируются смыслы, подлежащие опровержению. Поскольку эксплицитная полемичность направлена на определенное, реальное лицо, может возникнуть полемика между оратором и этим лицом, если последнее публично выступает в защиту своих взглядов.

Полемическая форма речи предполагает тщательный анализ исходного фактического материала, статистических данных, научных проблем, мнений различных людей и т. д., основанную на этом строгую аргументацию, а также эмоциональное воздействие на слушателя, необходимые в процессе убеждения.

Благодаря полемичности усиливается аналитическая сторона речи, ее информативная значимость и проявляется комментаторская позиция оратора. Полемический характер выступления связан с рядом обстоятельств: в аудиторий всегда находятся люди, которые имеют противоположную точку зрения или скептически относятся к идеям автора, и этих людей следует убедить; истины, выраженные в такой форме, легче усваиваются аудиторией, активизируют у слушателей мыслительные процессы; данная форма позволяет сопоставить и оценить различные теории и тем самым проверить подлинность суждения.

 

Список литературы:

1. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. Учебник для вузов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Gray/13.php

2. Былкова, С. В. Культура речи. Стилистика: учебное пособие / С. В. Былкова, Е. Ю. Махницкая. — 5-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2018. — 400 с. — ISBN 978-5-89349-675-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109525

3. Петрякова, А. Г. Культура речи: учебное пособие / А. Г. Петрякова. — 3-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2016. — 488 с. — ISBN 978-5-9765-2101-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/90274. — Режим доступа: для авториз. пользователей.

4. Щербакова, Н. Н. Основы речевой культуры дефектолога: учебно-методическое пособие / Н. Н. Щербакова. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2014. — 116 с. — ISBN 978-5-9765-2190-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/70435 — Режим доступа: для авториз. пользователей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: