Надпо́чечники (лат. glandulae suprarenales) — парные эндокринные железы, расположенные над верхней частью почек позвоночных животных и человека.
У человека расположены в непосредственной близости к верхнему полюсу каждой почки. Играют важную роль в регуляции обмена веществ и в адаптации организма к неблагоприятным условиям (реакция на стрессовые условия).
Мозговое вещество служит основным источником катехоламиновых гормонов в организме — адреналина и норадреналина. Некоторые же из клеток коркового вещества принадлежат к системе «гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников» и служат источником кортикостероидов.
Гипофункция - когда выработка гормонов снижена. Это могут быть первичные причины, когда поражаются непосредственно сами клетки надпочечников. К такому состоянию относится болезнь Аддисона.
Гиперфункция- когда нарушается регуляция выработки гормонов, например, опухоли или инсульт головного мозга, опухоли надпочечников и другие.
16. Острота зрения, ее возрастные особенности. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков
|
|
Острота зрения — это физиологическая способность глаз чётко различать объекты.
У новорожденных острота зрения очень низкая. К 6 мес она увеличивается и составляет 0,1, в 12 мес – 0,2, а в возрасте 5 –6 лет равна 0,8–1,0. У подростков острота зрения повышается до 0,9–1,0. В первые месяцы жизни ребенка острота зрения очень низкая, в трехлетнем возрасте только у 5 % детей она соответствует норме, у семилетних – у 55 %, в девятилетнем – у 66 %, у 12 – 13-летних – 90 %, у подростков 14 –16 лет – острота зрения, как у взрослого.
Поле зрения у детей уже, чем у взрослых, но к 6–8 годам оно быстро расширяется и продолжается этот процесс до 20 лет. Восприятие пространства (пространственное зрение) у ребенка формируется с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора. Восприятие формы предмета (объемное зрение) начинает формироваться с 5- месячного возраста. Форму предмета ребенок определяет на глаз в возрасте 5–6 лет.
В раннем возрасте, между 6–9-м мес, у ребенка начинает развиваться стереоскопическое восприятие пространства (он воспринимает глубину, отдаленность расположения предметов).
У большинства шестилетних детей развита острота зрительного восприятия и полностью дифференцированы все отделы зрительного анализатора. К 6 годам острота зрения приближается к норме.
Первое правило, позволяющее постоянно контролировать состояние глаз ребенка – это регулярные обследования у офтальмолога.
Профилактические мероприятия для предотвращения ухудшения зрения можно начинать уже с трехлетнего возраста. Начинают все с преподнесения правил в игровой форме, а после это входит в полезную привычку. Так, первое, чему нужно научить ребенка – это долго не держать глаза открытыми и периодически моргать, не допуская пересыхания поверхности глазного яблока, долго не смотреть пристально одну точку и периодически сменять фокус с близлежащих предметов на более отдаленные.
|
|
Также для сохранения зрения в идеальном состоянии просто необходим полноценный отдых и прогулки на свежем воздухе. Минимум полтора часа в день нужно проводить на улице, и не важно, за активными видами спорта или неспешными пешими прогулками. В это время глаза должны отдыхать, так что сидеть на лавочке и читать что-то не стоит.
Существуют и прочие рекомендации, которые помогут уберечь зрение ребенка от различных заболеваний:
- правильное питание, грамотно составленный рацион, благодаря которому ребенок может получать все полезные вещества и витамины в полном объеме. В меню обязательно должны входить блюда из яиц, рыбы и мяса, а также орехи, сливочное масло и вода в достаточном объеме;
- во время чтения или другой активной работы ребенку необходимо делать небольшие перерывы каждые 10 минут;
- в современных условиях очень важно научить ребенка правильно смотреть телевизор и работать за компьютером. Длительность таких занятий в дошкольном возрасте не должна превышать получаса в сутки. Монитор компьютера должен располагаться на расстоянии вытянутой руки малыша, а оптимальным расстоянием до экрана телевизора считается от 2 до 5-ти метров в зависимости от его диагонали;
- сидеть за столом во время работы (рисования или выполнения домашнего задания) нужно прямо, наклонив голову вперед лишь немного, локти не должны свисать со стола, а ноги должны полностью опираться на пол или скамеечку.
Профилактика нарушений зрения у школьников
Возраст, в котором дети поступают в школу, совпадает с периодом неустойчивости органа зрения в его функциях. Помимо этого, учебный процесс неразрывно связан со значительными зрительными нагрузками.
В группу риска попадает каждый ребенок, который во время обучения ведет малоактивный образ жизни, часто болеет и редко пребывает на свежем воздухе.
Важно правильно обустроить место для занятий
В качестве профилактики нарушений зрения огромное значение в период школьного обучения у детей и подростков имеет правильная организация рабочего места:
- нужно позаботиться о хорошей освещенности. Искусственное освещение не должно создавать на поверхности бликов и слишком резких теней. Лампу для левшей нужно располагать с правой стороны и наоборот, при этом прямые лучи не должны попадать в глаза. Оптимальная мощность лампочки в рамках 60-80 Ватт. Также не должно быть резкого перехода во время перевода взгляда от рабочей поверхности к темной комнате, поэтому во время работы также нужно включать и общее освещение в комнате;
- подоконники лучше не заставлять, окна необходимо регулярно мыть, а мебель для работы подбирать светлых оттенков, чтобы ничто не препятствовало нормальному естественному освещению;
- во время выполнения заданий нужно помнить о необходимых перерывах и глазной гимнастике.
Соблюдение вышеперечисленных правил и рекомендаций поможет минимизировать нагрузку на глаза и правильно ее распределить, что без сомнений окажет положительный эффект на остроту зрения ребенка.
Тест по теме обзорной лекции: Основные закономерности роста и развития организма.
1. Возрастная физиология – это:
а. наука, изучающая физиологию детей;
б. ветвь физиологии, которая изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза;
в. наука о функциях живого организма как единого целого.
|
|
2. Что означает онтогенез
а) развитие популяции
б) индивидуальное развитие организма
в) развитие вида
3. Выбрать что не относится к закономерностям роста и развития:
а. неравномерность и непрерывность роста и развития;
б. «энергетическое правило скелетных мышц»;
в. одновременное развитие всех органов, отсутствие гетерохронии;
г. надежность биологической системы.
4. Масса головного мозга ребенка к концу первого года жизни:
а. увеличивается в 2 - 2,5 раза;
б. увеличивается в 5 раз;
в. не изменяется.
5. К центральной нервной системе относятся:
а. головной и спинной мозг;
б. все нервные волокна и скопления нервных клеток;
в. головной мозг.
6. Принцип доминанты, заключающийся в том, что деятельность нервной системы как целого связана с образованием в отдельных участках нервной системы господствующих очагов возбуждения, был открыт:
а. Сеченовым;
б. Тархановым;
в. Ухтомским.
7. Дети в сравнении со взрослыми имеют:
а. более высокую возбудимость нервной ткани;
б. большую специализацию нервных центров;
в. менее выраженные явления индукции нервных процессов.
8. Условные рефлексы – это:
а. стереотипные реакции живого организма на какое-либо воздействие;
б. индивидуально приобретенные в течение жизни или специального обучения реакции, возникающие на основе образования связи между условным раздражителем и безусловнорефлекторным актом;
в. рефлексы, которые наследуются потомством от родителей, сохраняются в течение всей жизни организма и воспроизводятся из поколения в поколение.
9. Внешнее (безусловное) торможение — это:
а. врожденное генетически запрограммированное торможение;
б. торможение, возникающее при определенных условиях, и иногда требующее длительного времени;
в. торможение, которое развивается либо при большой силе стимула, либо при слабом функционировании центральной нервной системы.
10. Вторая сигнальная система формируется:
а. в возрасте до одного года;
б. с помощью органов чувств;
в. в обществе, в общении с другими людьми.
|
|
Ответы к тесту: 1.б, 2.б, 3.в, 4.а, 5.а, 6.в, 7.а, 8.б, 9.а, 10.в