Надпочечники их расположение, функция, гормоны, гипо- и гиперфункция

Надпо́чечники (лат. glandulae suprarenales) — парные эндокринные железы, расположенные над верхней частью почек позвоночных животных и человека.

У человека расположены в непосредственной близости к верхнему полюсу каждой почки. Играют важную роль в регуляции обмена веществ и в адаптации организма к неблагоприятным условиям (реакция на стрессовые условия).

Мозговое вещество служит основным источником катехоламиновых гормонов в организме — адреналина и норадреналина. Некоторые же из клеток коркового вещества принадлежат к системе «гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников» и служат источником кортикостероидов.

Гипофункция - когда выработка гормонов снижена. Это могут быть первичные причины, когда поражаются непосредственно сами клетки надпочечников. К такому состоянию относится болезнь Аддисона.

Гиперфункция- когда нарушается регуляция выработки гормонов, например, опухоли или инсульт головного мозга, опухоли надпочечников и другие.

16. Острота зрения, ее возрастные особенности. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков

Острота зрения — это физиологическая способность глаз чётко различать объекты.

У новорожденных острота зрения очень низкая. К 6 мес она увеличивается и составляет 0,1, в 12 мес – 0,2, а в возрасте 5 –6 лет равна 0,8–1,0. У подростков острота зрения повышается до 0,9–1,0. В первые месяцы жизни ребенка острота зрения очень низкая, в трехлетнем возрасте только у 5 % детей она соответствует норме, у семилетних – у 55 %, в девятилетнем – у 66 %, у 12 – 13-летних – 90 %, у подростков 14 –16 лет – острота зрения, как у взрослого.

Поле зрения у детей уже, чем у взрослых, но к 6–8 годам оно быстро расширяется и продолжается этот процесс до 20 лет. Восприятие пространства (пространственное зрение) у ребенка формируется с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора. Восприятие формы предмета (объемное зрение) начинает формироваться с 5- месячного возраста. Форму предмета ребенок определяет на глаз в возрасте 5–6 лет.

В раннем возрасте, между 6–9-м мес, у ребенка начинает развиваться стереоскопическое восприятие пространства (он воспринимает глубину, отдаленность расположения предметов).

У большинства шестилетних детей развита острота зрительного восприятия и полностью дифференцированы все отделы зрительного анализатора. К 6 годам острота зрения приближается к норме.

Первое правило, позволяющее постоянно контролировать состояние глаз ребенка – это регулярные обследования у офтальмолога.

Профилактические мероприятия для предотвращения ухудшения зрения можно начинать уже с трехлетнего возраста. Начинают все с преподнесения правил в игровой форме, а после это входит в полезную привычку. Так, первое, чему нужно научить ребенка – это долго не держать глаза открытыми и периодически моргать, не допуская пересыхания поверхности глазного яблока, долго не смотреть пристально одну точку и периодически сменять фокус с близлежащих предметов на более отдаленные.

Также для сохранения зрения в идеальном состоянии просто необходим полноценный отдых и прогулки на свежем воздухе. Минимум полтора часа в день нужно проводить на улице, и не важно, за активными видами спорта или неспешными пешими прогулками. В это время глаза должны отдыхать, так что сидеть на лавочке и читать что-то не стоит.

Существуют и прочие рекомендации, которые помогут уберечь зрение ребенка от различных заболеваний:

- правильное питание, грамотно составленный рацион, благодаря которому ребенок может получать все полезные вещества и витамины в полном объеме. В меню обязательно должны входить блюда из яиц, рыбы и мяса, а также орехи, сливочное масло и вода в достаточном объеме;

- во время чтения или другой активной работы ребенку необходимо делать небольшие перерывы каждые 10 минут;

- в современных условиях очень важно научить ребенка правильно смотреть телевизор и работать за компьютером. Длительность таких занятий в дошкольном возрасте не должна превышать получаса в сутки. Монитор компьютера должен располагаться на расстоянии вытянутой руки малыша, а оптимальным расстоянием до экрана телевизора считается от 2 до 5-ти метров в зависимости от его диагонали;

- сидеть за столом во время работы (рисования или выполнения домашнего задания) нужно прямо, наклонив голову вперед лишь немного, локти не должны свисать со стола, а ноги должны полностью опираться на пол или скамеечку.

Профилактика нарушений зрения у школьников

Возраст, в котором дети поступают в школу, совпадает с периодом неустойчивости органа зрения в его функциях. Помимо этого, учебный процесс неразрывно связан со значительными зрительными нагрузками.

В группу риска попадает каждый ребенок, который во время обучения ведет малоактивный образ жизни, часто болеет и редко пребывает на свежем воздухе.

Важно правильно обустроить место для занятий

В качестве профилактики нарушений зрения огромное значение в период школьного обучения у детей и подростков имеет правильная организация рабочего места:

- нужно позаботиться о хорошей освещенности. Искусственное освещение не должно создавать на поверхности бликов и слишком резких теней. Лампу для левшей нужно располагать с правой стороны и наоборот, при этом прямые лучи не должны попадать в глаза. Оптимальная мощность лампочки в рамках 60-80 Ватт. Также не должно быть резкого перехода во время перевода взгляда от рабочей поверхности к темной комнате, поэтому во время работы также нужно включать и общее освещение в комнате;

- подоконники лучше не заставлять, окна необходимо регулярно мыть, а мебель для работы подбирать светлых оттенков, чтобы ничто не препятствовало нормальному естественному освещению;

- во время выполнения заданий нужно помнить о необходимых перерывах и глазной гимнастике.

Соблюдение вышеперечисленных правил и рекомендаций поможет минимизировать нагрузку на глаза и правильно ее распределить, что без сомнений окажет положительный эффект на остроту зрения ребенка.

 

 

Тест по теме обзорной лекции: Основные закономерности роста и развития организма.

1. Возрастная физиология – это:

а. наука, изучающая физиологию детей;

б. ветвь физиологии, которая изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза;

в. наука о функциях живого организма как единого целого.

2. Что означает онтогенез

а) развитие популяции

б) индивидуальное развитие организма

в) развитие вида

3. Выбрать что не относится к закономерностям роста и развития:

а. неравномерность и непрерывность роста и развития;

б. «энергетическое правило скелетных мышц»;

в. одновременное развитие всех органов, отсутствие гетерохронии;

г. надежность биологической системы.

4. Масса головного мозга ребенка к концу первого года жизни:

а. увеличивается в 2 - 2,5 раза;

б. увеличивается в 5 раз;

в. не изменяется.

5. К центральной нервной системе относятся:

а. головной и спинной мозг;

б. все нервные волокна и скопления нервных клеток;

в. головной мозг.

6. Принцип доминанты, заключающийся в том, что деятельность нервной системы как целого связана с образованием в отдельных участках нервной системы господствующих очагов возбуждения, был открыт:

а. Сеченовым;

б. Тархановым;

в. Ухтомским.

7. Дети в сравнении со взрослыми имеют:

а. более высокую возбудимость нервной ткани;

б. большую специализацию нервных центров;

в. менее выраженные явления индукции нервных процессов.

8. Условные рефлексы – это:

а. стереотипные реакции живого организма на какое-либо воздействие;

б. индивидуально приобретенные в течение жизни или специального обучения реакции, возникающие на основе образования связи между условным раздражителем и безусловнорефлекторным актом;

в. рефлексы, которые наследуются потомством от родителей, сохраняются в течение всей жизни организма и воспроизводятся из поколения в поколение.

9. Внешнее (безусловное) торможение — это:

а. врожденное генетически запрограммированное торможение;

б. торможение, возникающее при определенных условиях, и иногда требующее длительного времени;

в. торможение, которое развивается либо при большой силе стимула, либо при слабом функционировании центральной нервной системы.

10. Вторая сигнальная система формируется:

а. в возрасте до одного года;

б. с помощью органов чувств;

в. в обществе, в общении с другими людьми.

 

Ответы к тесту: 1.б, 2.б, 3.в, 4.а, 5.а, 6.в, 7.а, 8.б, 9.а, 10.в

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: