Задание 2: Какие образы возникают у Вас при чтении первого отрывка? Сформулируйте свой вывод на основании прочитанного отрывка (укажите роль педагога)

Позднякова Анна Ивановна

Занятие рассчитано на 3 занятия. Задание и ответы присылать после третьего занятия.

Тема: Учитель-информатор, учитель-собеседник, учитель-комментатор.

Задание 1: Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста. Какую роль играет в этом тесте 1 предложение? (укажите роль педагога)

Ответ: Тема данного текста – своеобразие мастерства С.Т. Аксакова, заключающееся в живом, неподдельном интересе писателя к народной речи и введение в произведение различными способами региональной лексики, которая является  средством создания особого местного колорита в описании жизни и быта героев и одним из основных способов познания ребёнком окружающего мира.

Основная мысль заключается в том, что внимательное, бережное отношение писателя к народной речи становится основой изображения не только процесса познания ребёнком открывающегося перед ним мира, но и особенностей жизни и быта жителей оренбургского края.

Учитель, приглашающий своих учеников к размышлению, это учитель-комментатор. Обращаясь к интересному высказыванию великого русского писателя Ф.М. Достоевского, приводя живые примеры из текста о восприятии ребёнком мира, учитель настраивает ребят на осознанное восприятие нового материала. Он сам приводит примеры использования региональной лексики писателем, комментирует их, обращая внимание на различные способы её введения (курсив, пояснение, детальное описание предмета)

 

Размышления к использованию региональной лексики в произведениях С. Т. Аксакова

Своеобразие мастерства С. Т. Аксакова заключается в том, что образы, созданные им, кажутся «почти действительнее самой действительности» (Ф. М. Достоевский). Язык писателя обладает той простотой, которая свойственна лишь мастеру.  Способы использования региональной лексики в произведении С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова — внука» осознаются в процессе осознания и понимания окружающего мира Сережей Багровым. Материальный мир, который ощущает и пытается осознать герой, прослеживается в его восклицании «Сколько новых предметов, сколько новых слов!», свидетельствующем о процессе постижения ребенком мира посредством слова.

Те фразы, которые еще не знакомы нашему герою, но на которые и автор хотел бы обратить внимание читателя, выделены авторским курсивом. Они-то (эти слова) поражают героя свежестью, меткостью смыслового выражения, являются свидетельством богатства русского языка: «Румяная Матреша имела чудесный голос и была запевалой.  Отношение С. Т. Аксакова к народной речи сродни В. И. Далю, который рекомендовал изучать и усваивать русскую речь народа… Введение в текст новых для героя слов сопровождается детальным описанием предмета или явления, с которым мальчик сталкивается впервые. Причем ис-­
пользование перифраз и других способов отражает наивно-непосредственное мировосприятие ребенка.

Толкование новых для героя слов через более понятное, уже известное выглядит следующим образом. «Белые, чистые пески с грядами разноцветной гальки, то есть камешков, широко расстилались перед нами». Но возможны пояснительные конструкции или авторский комментарий. Например: «По всему водяному пространству, особенно посреди Волги, играли беляки: так называются всплески воды, когда гребни валов, достигнув крайней высоты, вдруг обрушиваются в брызги и белую пену».

Таким образом, познание ребенком окружающего мира посредством слова находит отражение в системе используемых речевых средств.


Задание 2: Какие образы возникают у Вас при чтении  первого отрывка? Сформулируйте свой вывод на основании прочитанного отрывка (укажите роль педагога).

Ответ: Образ ребёнка, наивного и внимательного, с интересом всматривающегося в мир, окружающий его, становится центральным в данном фрагменте. Это его глазами видит читатель «румяную Матрёшу» и узнаёт о том, что она была «запевалой», рассматривает на берегу «гальки» и играющие «беляки». И каждое новое слово, услышанное ребёнком, становится ярким, зримым, и для читателя. Смеющаяся, весёлая крестьянка, шуршащие, яркие камешки, пенящиеся волны – все эти образы становятся по-особому значимыми, яркими, выпуклыми, запоминающимися.

Учитель помогает детям  увидеть яркие детали,  называет способы введения региональной лексики, демонстрирует, как посредством новых, зачастую неожиданных для ребёнка  слов, свежих и метких, мир для него   становится  ярче, образнее, интереснее. __________________________________________________________________

Другая важная особенность произведений С. Т. Аксакова заключается в этнографической достоверности повествования. Знакомство героя с неизвестными ему сторонами деревенской жизни отражено в использовании диалектных слов, создающих местный колорит, вносит в повествование особую экспрессию, ощущение свежести и яркости изображаемого. Для повествования употребление диалектизмов — и память о детстве, которую он бережно и благородно хранит, и свидетельство искренней, преданной, горячей любви к родной природе, родным местам, народному языку, это и возможность передать «свежим» словом суть предмета, запомнившегося навсегда.

Писатель создает поэтический мир семьи, показывает ребенка в окружении матери, сестры, отца на фоне российской природы. Рождаются образы Матери-природы, Человека-сына. И вот она сама природа!  … Мы проехали мимо пруда: на грязных и отлогих берегах его еще виднелись ледяные закрайки; стадо уток плавало посредине. Я просил отца застрелить уточку, но отец отвечал, что «уточки далеко и что никакое ружье до них не достанет». Лукавит отец, как-то непонятно ведут себя взрослые.

А в природе все может случиться: то много бликов и отражений, то может прошуметь ливень с грозой и окончиться солнечной улыбкой; может наплыть облако и обернуться радугой… В «Детских годах Багрова-внука» две различные стихии: ручьи слез и воды — чем-то родственны друг другу. Вот и образ отца, который «очень любил всякие воды, особенно ключевые».

Следы недавно сбывшей воды везде были приметны: сухие прутья, солома, облепленная илом и землей, уже высохшая от солнца, висели клочьями на зеленых кустах; стволы огромных деревьев высоко от корней были плотно как будто обмазаны также высохшею тиной и песком…

С. Т. Аксаков использует языковые средства говоров, которые расширяют кругозор как героя, так и читателя. Яровые хлеба: овсы, полбы и пшеницы… (полба — южн. злак. растение между ячменем и пшеницей). Диалектизмы выделяются кавычками, курсивом, имеются сноски. Прежнее русло Демы называлось старицей. Лексическим диалектизмам отведена строго определенная цель: они являются косвенным указанием на место действия, служат реалистическому описанию (знакомят с бытом: нары, светец, куделя, лучина, обычаями местных жителей: водосвятие, сорочины).

Особую роль играют этнографические диалектизмы — слова, называющие вещи, предметы, явления, характерные для быта, хозяйства и не имеющие параллелей в литературном языке: колода, ларь, позумент и др. Ряд таких слов имеет близкие параллели в литературном языке, однако полная замена диалектизмов нежелательна, поскольку теряется экспрессивность речи.

Под региональной лексикой следует понимать лексику, характеризующую территориальные страты XIX века — диалект и просторечие. Это особенно важно для изучения особенностей русского языка XIX века Оренбургской губернии, как территории говоров позднего заселения. Не случайно русские народные говоры являются источником фольклора и фольклорной лексики, глубоко поэтичной по своей природе. Под воздействием литературного языка на базе диалектов возникают другие промежуточные образования (городские, региональные и областные, обиходно-разговорные формы языка). Границы между этими образованиями весьма зыбки, текучи и неустойчивы.

Таким образом, жизнь и быт крестьян, их профессионально-промысловая деятельность, описание быта и образа жизни героев произведений С. Т. Аксакова переданы живым народным языком, отражающим определенный уровень культуры, поскольку язык — воплощение культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: