Диагностический инструментарий для обеспечения самопознания преподавателя

ПРАКТИКУМ

Анализ собственной деятельности, общения и личности - это ведущее средство, которое преподаватель использует ежедневно, оценивая то, как ему удалось провести занятие, свои достижения и недостатки, эмоциональное состояние, уровень своей уверенности и многое другое. В ходе такого анализа педагог исследует собственную личность, определяет свои сильные и слабые стороны, отыскивает причины возможных конфликтов.

Методика 1. Выявление преобладающего «Я-состояния» (Э. Берн). Для выполнения теста необходимо оценивать правильность каждого из предлагаемых высказываний по десятибалльной шкале.

  1. Мне порой не хватает выдержки.
  2. Если мои желания мешают мне, я умею их подавлять.
  3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
  4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях.
  5. Меня трудно обмануть.
  6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
  7. Бывает, что мне хочется подурачиться.
  8. Каждый должен выполнять свой долг.
  9. Я думаю, что правильно понимаю происходящие события.
  10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
  11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
  12. Молодое поколение должно учиться у старших жизни.
  13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
  14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
  15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
  16. Я – увлекающийся человек.
  17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
  18. Мои взгляды непоколебимы.
  19. Бывает, что я не уступаю в споре из-за упрямства.
  20. Правила оправданы, пока полезны.
  21. Люди должны соблюдать все правила, независимо от ситуации.

Обработка: состояние «ребенка» характеризуют высказывания 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19; состояние «взрослого» - 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20; состояние «родителя» - 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21. Чтобы определить структуру своего «я-состояния», необходимо разделить сумму баллов по соответствующей позиции на общую сумму баллов и умножить на 100%. Наиболее предпочтительным считается состояние «взрослого» и наименее предпочтительным – «родителя».

Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно отвечает за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда острых, необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека.

Методика 2. Диагностика ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия (В.Г. Маралов).

Инструкция: оцените по 5-балльной шкале степень своего согласия с каждым из приведенных ниже утверждений (5 баллов - полностью согласен, 4 балла - скорее согласен, чем нет, 3 балла - и да, и нет (в равной степени), 2 балла - скорее не согласен, 1 балл - полностью не согласен).

1.Преподаватель - главная фигура, от него зависит успех и эффективность учебно-воспитательной работы.

2. Лучше работать с исполнительным и дисциплинированным студентом, чем с инициативным и активным.

3. Большинство родителей не умеют воспитывать своих детей.

4. Творчество преподавателя - это лишь благое пожелание, его реальная деятельность полностью зарегламентирована.

5. Лучше провести занятие, используя готовые методические рекомендации признанных специалистов, чем что-то выдумать самому.

6. Для успеха работы в вузе важнее овладеть технологией обучения, чем раскрывать себя как личность студентам.

7. Студент подобен глине, при желании из него можно «лепить» все, что угодно.

8. Выполняй точно все указания администрации, и у тебя будет меньше хлопот.

9. Хорошая дисциплина - залог успеха в обучении и воспитании.

10. Вуз должен обучать, а семья - воспитывать.

11. Используя понятия «успеваемость» и «дисциплина» можно дать точную и обстоятельную характеристику студента.

12. Наказание не лучшая мера, но оно необходимо.

13. Хорош тот студент, который хорошо учится.

14. В вузе гораздо чаще встречаются средние по своим способностям студенты, чем способные.

15. Строгий преподаватель в конечном итоге оказывается лучше, чем нестрогий.

16. Со студентами не стоит придерживаться демократического стиля общения, в противном случае они «сядут на шею».

17. Юноши нуждаются в большем контроле, чем девушки.

18. Поддерживать следует только ту инициативу студентов, которая соответствует поставленным педагогом задачам.

19. Хорош тот педагог, который умеет контролировать поведение студентов.

20. Не всегда в процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные способности студентов.

21. Основную ответственность за поведение и воспитание несет семья, а не образовательное учреждение.

22. Задача студента одна - хорошо учиться.

23. Лучше лишний раз раскритиковать работу студента, чем перехвалить.

24. По-моему, родители предъявляют завышенные требования к вузу.

25. В конфликтных ситуациях чаще прав преподаватель (он опытнее),

чем студент.

26. Главная задача преподавателя - реализовать требования программы обучения.

27. Разрабатывая план занятия, необходимо ориентироваться, в первую очередь, на требования госстандарта и содержание необходимого минимума знаний по дисциплине.

28. Контролирующая функция в процессе обучения должна принадлежать преимущественно педагогу.

29. Хороший преподаватель может обучить любого студента вне зависимости от его способностей и особенностей.

30. Наиболее эффективной для вуза является система программированного обучения, когда этапы процесса обучения последовательно прописаны, а его результат заранее известен.

Обработка: 101 балл и выше - выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия; 91-100 баллов - умеренная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель; 81-90 баллов умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия; 80 баллов и ниже - выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия.

Методика 3. Изучение устойчивости психики преподавателя к влиянию стрессовых факторов.

Инструкция: ответьте на поставленные вопросы словами «всегда», «часто», «иногда», «редко», «никогда».

  1. Легко ли вы раздражаетесь из-за мелочей?
  2. Нервничаете ли, если приходится ждать?
  3. Краснеете ли, если смущаетесь?
  4. Обижает ли Вас критика?
  5. Придерживаетесь ли Вы принципа «око за око»?
  6. Есть ли у Вас постоянное увлечение, интерес?
  7. Можете ли Вы кого-нибудь обидеть, будучи в раздражении?
  8. Свойственна ли Вам необязательность?
  9. Часто ли Вы перебиваете собеседника?
  10. Страдаете ли Вы отсутствием аппетита?
  11. Часто ли Вы беспокоитесь без основания?
  12. Чувствуете ли Вы себя по утрам «не в своей тарелке»?
  13. Испытываете ли Вы ощущение хронической усталость?
  14. Чувствуете ли Вы разбитость даже после полноценного сна?
  15. Бывают ли у вас проблемы с сердцем?
  16. Часто ли Вы ощущаете боли в области спины или шеи?
  17. Часто ли Вы барабаните пальцами по столу или покачиваете ногой?
  18. Любите ли Вы похвалу?
  19. Считаете ли Вы себе непризнанным совершенством?
  20. Часто ли колеблется Ваш вес?

Обработка: за каждый ответ «всегда» присвойте себе 4 балла, за ответ «часто» - 3 балла, за ответ «иногда» - 2 балла, за ответ «редко» - 1 балл, за ответ «никогда» - 0 баллов. Посчитайте общее количество баллов (СТР).

СТР менее 30 баллов - хороший уровень стрессоустойчивости (человек самостоятельно без значительных психических затрат справляется с влиянием стрессовых факторов).

СТР 31-45 баллов - подвержен влиянию стресса, нужно быть более внимательным к себе, к своему эмоциональному состоянию.

СТР 46-60 баллов - постоянная угроза стресса, необходима профилактическая работа (самоанализ, аутотренинг, приемы расслабления, управления своими эмоциями).

СТР более 80 баллов - постоянно пребывает в стрессовой ситуации, которая угрожает здоровью, необходима коррекция.

Задание:

После прохождения  диагностик и обработки результатов, сделайте небольшой анализ по заданию, отвечая на вопросы: можно ли считать полученные результаты объективными в вашем случае? Какие диагностики Вы бы стали использовать в профессиональной деятельности? Нужны ли подобные методики для самоанализа педагогической деятельности? Какие из них Вам показались более интересными?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: