ПРАКТИКУМ
Анализ собственной деятельности, общения и личности - это ведущее средство, которое преподаватель использует ежедневно, оценивая то, как ему удалось провести занятие, свои достижения и недостатки, эмоциональное состояние, уровень своей уверенности и многое другое. В ходе такого анализа педагог исследует собственную личность, определяет свои сильные и слабые стороны, отыскивает причины возможных конфликтов.
Методика 1. Выявление преобладающего «Я-состояния» (Э. Берн). Для выполнения теста необходимо оценивать правильность каждого из предлагаемых высказываний по десятибалльной шкале.
- Мне порой не хватает выдержки.
- Если мои желания мешают мне, я умею их подавлять.
- Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
- Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях.
- Меня трудно обмануть.
- Мне бы понравилось быть воспитателем.
- Бывает, что мне хочется подурачиться.
- Каждый должен выполнять свой долг.
- Я думаю, что правильно понимаю происходящие события.
- Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
- Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
- Молодое поколение должно учиться у старших жизни.
- Я, как и многие люди, бываю обидчив.
- Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
- Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
- Я – увлекающийся человек.
- Мой основной критерий оценки человека – объективность.
- Мои взгляды непоколебимы.
- Бывает, что я не уступаю в споре из-за упрямства.
- Правила оправданы, пока полезны.
- Люди должны соблюдать все правила, независимо от ситуации.
Обработка: состояние «ребенка» характеризуют высказывания 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19; состояние «взрослого» - 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20; состояние «родителя» - 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21. Чтобы определить структуру своего «я-состояния», необходимо разделить сумму баллов по соответствующей позиции на общую сумму баллов и умножить на 100%. Наиболее предпочтительным считается состояние «взрослого» и наименее предпочтительным – «родителя».
|
|
Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Взрослое состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
|
|
Детское состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно отвечает за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда острых, необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека.
Методика 2. Диагностика ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия (В.Г. Маралов).
Инструкция: оцените по 5-балльной шкале степень своего согласия с каждым из приведенных ниже утверждений (5 баллов - полностью согласен, 4 балла - скорее согласен, чем нет, 3 балла - и да, и нет (в равной степени), 2 балла - скорее не согласен, 1 балл - полностью не согласен).
1.Преподаватель - главная фигура, от него зависит успех и эффективность учебно-воспитательной работы.
2. Лучше работать с исполнительным и дисциплинированным студентом, чем с инициативным и активным.
3. Большинство родителей не умеют воспитывать своих детей.
4. Творчество преподавателя - это лишь благое пожелание, его реальная деятельность полностью зарегламентирована.
5. Лучше провести занятие, используя готовые методические рекомендации признанных специалистов, чем что-то выдумать самому.
6. Для успеха работы в вузе важнее овладеть технологией обучения, чем раскрывать себя как личность студентам.
7. Студент подобен глине, при желании из него можно «лепить» все, что угодно.
8. Выполняй точно все указания администрации, и у тебя будет меньше хлопот.
9. Хорошая дисциплина - залог успеха в обучении и воспитании.
10. Вуз должен обучать, а семья - воспитывать.
11. Используя понятия «успеваемость» и «дисциплина» можно дать точную и обстоятельную характеристику студента.
12. Наказание не лучшая мера, но оно необходимо.
13. Хорош тот студент, который хорошо учится.
14. В вузе гораздо чаще встречаются средние по своим способностям студенты, чем способные.
15. Строгий преподаватель в конечном итоге оказывается лучше, чем нестрогий.
16. Со студентами не стоит придерживаться демократического стиля общения, в противном случае они «сядут на шею».
17. Юноши нуждаются в большем контроле, чем девушки.
18. Поддерживать следует только ту инициативу студентов, которая соответствует поставленным педагогом задачам.
19. Хорош тот педагог, который умеет контролировать поведение студентов.
20. Не всегда в процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные способности студентов.
21. Основную ответственность за поведение и воспитание несет семья, а не образовательное учреждение.
22. Задача студента одна - хорошо учиться.
23. Лучше лишний раз раскритиковать работу студента, чем перехвалить.
24. По-моему, родители предъявляют завышенные требования к вузу.
25. В конфликтных ситуациях чаще прав преподаватель (он опытнее),
чем студент.
26. Главная задача преподавателя - реализовать требования программы обучения.
27. Разрабатывая план занятия, необходимо ориентироваться, в первую очередь, на требования госстандарта и содержание необходимого минимума знаний по дисциплине.
28. Контролирующая функция в процессе обучения должна принадлежать преимущественно педагогу.
|
|
29. Хороший преподаватель может обучить любого студента вне зависимости от его способностей и особенностей.
30. Наиболее эффективной для вуза является система программированного обучения, когда этапы процесса обучения последовательно прописаны, а его результат заранее известен.
Обработка: 101 балл и выше - выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия; 91-100 баллов - умеренная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель; 81-90 баллов умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия; 80 баллов и ниже - выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия.
Методика 3. Изучение устойчивости психики преподавателя к влиянию стрессовых факторов.
Инструкция: ответьте на поставленные вопросы словами «всегда», «часто», «иногда», «редко», «никогда».
- Легко ли вы раздражаетесь из-за мелочей?
- Нервничаете ли, если приходится ждать?
- Краснеете ли, если смущаетесь?
- Обижает ли Вас критика?
- Придерживаетесь ли Вы принципа «око за око»?
- Есть ли у Вас постоянное увлечение, интерес?
- Можете ли Вы кого-нибудь обидеть, будучи в раздражении?
- Свойственна ли Вам необязательность?
- Часто ли Вы перебиваете собеседника?
- Страдаете ли Вы отсутствием аппетита?
- Часто ли Вы беспокоитесь без основания?
- Чувствуете ли Вы себя по утрам «не в своей тарелке»?
- Испытываете ли Вы ощущение хронической усталость?
- Чувствуете ли Вы разбитость даже после полноценного сна?
- Бывают ли у вас проблемы с сердцем?
- Часто ли Вы ощущаете боли в области спины или шеи?
- Часто ли Вы барабаните пальцами по столу или покачиваете ногой?
- Любите ли Вы похвалу?
- Считаете ли Вы себе непризнанным совершенством?
- Часто ли колеблется Ваш вес?
Обработка: за каждый ответ «всегда» присвойте себе 4 балла, за ответ «часто» - 3 балла, за ответ «иногда» - 2 балла, за ответ «редко» - 1 балл, за ответ «никогда» - 0 баллов. Посчитайте общее количество баллов (СТР).
СТР менее 30 баллов - хороший уровень стрессоустойчивости (человек самостоятельно без значительных психических затрат справляется с влиянием стрессовых факторов).
|
|
СТР 31-45 баллов - подвержен влиянию стресса, нужно быть более внимательным к себе, к своему эмоциональному состоянию.
СТР 46-60 баллов - постоянная угроза стресса, необходима профилактическая работа (самоанализ, аутотренинг, приемы расслабления, управления своими эмоциями).
СТР более 80 баллов - постоянно пребывает в стрессовой ситуации, которая угрожает здоровью, необходима коррекция.
Задание:
После прохождения диагностик и обработки результатов, сделайте небольшой анализ по заданию, отвечая на вопросы: можно ли считать полученные результаты объективными в вашем случае? Какие диагностики Вы бы стали использовать в профессиональной деятельности? Нужны ли подобные методики для самоанализа педагогической деятельности? Какие из них Вам показались более интересными?