Отметьте предложения, в которых знаки препинания расставлены неверно

Знаки препинания при прямой речи

Тип урока: урок закрепления знаний.

Вид урока:   урок – практикум с элементами игровой технологии

Ход урока

Организационный момент

- Добрый день, уважаемые гости и ребята!

Актуализация знаний в начале урока

Начнём урок с традиционной разминки.

Разминка. Вхождение в тему.

Ребята! Представьте себя в роли текстологов-исследователей древних текстов. Ваша задача – «перевести» написанное на современный язык пунктуации.   Запишите предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные правила.

Вэтуминутупослышалсялегкийшумииззашкапаявиласьпалашабледнаяитрепещущаяахпетрандреевичсказалаонавсплеснуврукамикакойденеккакиестрасти (Отрывок из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

Прочитайте расшифрованные предложения. Объясните постановку знаков препинания.

Чем осложнено второе предложение? (Прямой речью)

Целеполагание 

- Обратимся к теме сегодняшнего урока, которая непосредственно связана со знаками препинания и условиями их расстановки. Как она будет звучать?

Ученики формулируют  тему: « Знаки препинания при прямой речи»

Постановка  целей:

1. повторить понятие «прямая речь», углубить знания;

2. выработать навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;

3. отработать правильность употребления в устной и письменной речи предложений с прямой речью.

4. Фронтальный опрос.

1. Вспомните, что называется прямой речью, как она оформляется на письме.

(Прямая речь – это воспроизводимая дословно чужая речь, вводимая в текст словами автора; может состоять из одного или нескольких предложений.

С синтаксической точки зрения прямая речь связывается со словами автора только по смыслу и интонационно).

2. Из каких двух частей состоит предложение с прямой речью?

3. Вспомните! Место прямой речи по отношению к авторским словам. (Запись на доске и в тетради).

А: «П».                         «П», – а.                                                            «П, – а, – п».

А: «П!»                           «П!» – а.                                                            «П, – а. – П».

А: «П?»                           «П?» – а.                                                           «П? – а.– П».

А: «П…»                        «П…» – а.                                                          «П! – а.– П».

                                                                                                                            «П … – а. – П».

   после                                перед                                                                      слова

слов автора                       словами автора                                                автора внутри

                                                                                                                               прямой речи

 5. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Прочитайте предложения выразительно, интонационно выделяя прямую речь.

1) (Не) пишешь ли ты стихов вдруг спросил Петр Иванович 2) Как это странно думает Верочка ведь я сама все это передумала, перечувствовала, что он говорит и о бедных, и о женщинах. 3)Огл..дев внимательно нов..чка с ног до головы, он буркнул Фамилия? 4) Ну сказал я с радостью близко ночлег. 5) А ты меня Вася (не) пугай... равнодушно попросила она. 6) Уже вечер спросила она с (не)доумением. Правда, темно. Но ведь весь день было темно, как ночью. Который час 7) Говорит им князь тогда Добрый путь вам господа. 8) Делайте, что хотите отвечал им сухо Дубровский я уже здесь (не) хозяин. 9) (Не)даром на нем эта кольчуга подумал я уж он, верно, что(нибудь) замышляет. 10) (За)чем вы повязаны платком спросил я Владимира. 11) Однажды пр..ходил ко мне этот Шурка сказал директор Понравился мне паренек: умный, самостоятельный.

Выпишите предложения, соответствующие данным схемам. Расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.

1)  «П, – а, – п».

2)  А: «П».

3) «П?» – а.

4) «П, – а. – П».

5) А:«П?».

Углубление знаний учащихся.

 Работа по карточкам.

- Прочитайте предложение. Объясните постановку знаков препинания.

Составьте схему предложения.

«Гоп, гоп, эгей! – крикнул им ласково Макар и, похлопав ладонью шею своего любимого вороного коня, сказал, обращаясь ко мне: – Спать пора!»

                      «П! – а: – П!»

- Авторские слова содержат два разных глагола, относящихся к разным частям прямой речи, после авторских слов ставится двоеточие и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

Работа по карточкам. Чтение предложений, составление схем, выводы.

«Я знаю, что вы завтра уезжаете, поэтому и пришел,- сказал Князев и добавил: – Вы уж извините, что так нескладно вышло…»

                                  «П, – а: – П …»

   Авторские слова содержат два разных глагола, относящихся к разным частям прямой речи, после авторских слов ставится двоеточие и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

Кайгородов сказал: «Да ну, чего тут!…» – и посмотрел на жену.

                                   А: «П!..» – а. 

На мой вопрос: «Когда придет поезд?»– никто не ответил.

                                    А: «П?» – а.

Когда он говорил: «Извините, я посвящаю вас в тайны этого письма», она внимательно смотрела на него.

                                        А: «П», а.

     Прямая речь разрывает авторские слова, перед ней ставится двоеточие, после нее запятая (по условиям контекста) или тире, если на месте разрыва не должно быть знака.

Сказав: «До свидания», она вышла из комнаты.

Сказав, она вышла из комнаты.

                                           А:«П», а.  

 Она сказала: «До свидания» – и вышла из комнаты.

Она сказала и вышла из комнаты.

                                            А:«П» – а.  

Он сказал: «Извините …» и закрыл дверь.

Он сказал и закрыл дверь.

                                             А: «П …» а.

- В прямую речь включается тот знак (он ставится до закрывающих кавычек), который должен был стоять в конце ее, кроме точки;

после кавычек ставится знак, отделяющий авторские слова от прямой речи:

тире, если на месте разрыва не должно быть знаков,

или запятая, если она имеется в авторских словах (проверить можно, опустив прямую речь).

 7. Сделаем выводы.

Место слов автора

А: «П».    А: «П!»       А: «П?»

«П», – а. «П!» – а.     «П?» – а.            

Слова автора разрывают предложение прямой речи

«П, – а, – п».

Слова автора на границе предложений

«П, – а. – П».

«П! – а. – П».

«П? – а. – П».

В словах автора – два глагола со значением речи, мысли.

«П, – а: – П».

8. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков  

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Расставьте пропущенные знаки препинания, заменяя, где нужно, строчные буквы прописными.

1. Эта княжна Мери прехорошенькая сказал я ему. У неё такие бархатные глаза именно бархатные.2.Заметьте любезный доктор сказал я что без дураков было бы на свете очень скучно!.. 3. Хорошо начинайте сказал я продолжая рассматривать потолок и внутренно улыбаясь. 4. Я уверен продолжал я что княжна в тебя уже влюблена. 5. Вы молчите продолжала она вы может быть хотите чтоб я первая вам сказала что я вас люблю... 6. Княжна сказал я вы знаете что я над вами смеялся!.. 7. Да я уже здесь служил при Алексее Петровиче отвечал он приосанившись. Когда он приехал на Линию я был подпоручиком прибавил он и при нём получил два чина за дела против горцев.

                                                (По М.Ю. Лермонтову.)

Отметьте неверные схемы предложений      

           

      1. «П»,: а.   5. «П, – а. – П».

      2. А: – «П».       6. «П, – а: – п ».

      3. «П», – а.         7. А: – «П,» – А.

      4. «П,– а, – п».          

 

Отметьте предложения, в которых знаки препинания расставлены неверно.

1. Белинский писал – "В "Онегине" все части органически сочленены...

2. "Двенадцать миллионов людей вне закона!..Ужас!.." – писал в своем дневнике Герцен, имея в виду крепостных крестьян тогдашней России.

3. "Первоэлементом литературы – указывал Горький – является язык, основное орудие ее и – вместе с фактами, явлениями жизни – материал литературы".

4. Приближение грозы художественно описывается так: "Между далью и правым горизонтом мелькнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой... ".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: