Знаки препинания при прямой речи
Тип урока: урок закрепления знаний.
Вид урока: урок – практикум с элементами игровой технологии
Ход урока
Организационный момент
- Добрый день, уважаемые гости и ребята!
Актуализация знаний в начале урока
Начнём урок с традиционной разминки.
Разминка. Вхождение в тему.
Ребята! Представьте себя в роли текстологов-исследователей древних текстов. Ваша задача – «перевести» написанное на современный язык пунктуации. Запишите предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные правила.
Вэтуминутупослышалсялегкийшумииззашкапаявиласьпалашабледнаяитрепещущаяахпетрандреевичсказалаонавсплеснуврукамикакойденеккакиестрасти (Отрывок из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
Прочитайте расшифрованные предложения. Объясните постановку знаков препинания.
Чем осложнено второе предложение? (Прямой речью)
Целеполагание
- Обратимся к теме сегодняшнего урока, которая непосредственно связана со знаками препинания и условиями их расстановки. Как она будет звучать?
|
|
Ученики формулируют тему: « Знаки препинания при прямой речи»
Постановка целей:
1. повторить понятие «прямая речь», углубить знания;
2. выработать навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
3. отработать правильность употребления в устной и письменной речи предложений с прямой речью.
4. Фронтальный опрос.
1. Вспомните, что называется прямой речью, как она оформляется на письме.
(Прямая речь – это воспроизводимая дословно чужая речь, вводимая в текст словами автора; может состоять из одного или нескольких предложений.
С синтаксической точки зрения прямая речь связывается со словами автора только по смыслу и интонационно).
2. Из каких двух частей состоит предложение с прямой речью?
3. Вспомните! Место прямой речи по отношению к авторским словам. (Запись на доске и в тетради).
А: «П». «П», – а. «П, – а, – п».
А: «П!» «П!» – а. «П, – а. – П».
А: «П?» «П?» – а. «П? – а.– П».
А: «П…» «П…» – а. «П! – а.– П».
«П … – а. – П».
после перед слова
|
|
слов автора словами автора автора внутри
прямой речи
5. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков
Прочитайте предложения выразительно, интонационно выделяя прямую речь.
1) (Не) пишешь ли ты стихов вдруг спросил Петр Иванович 2) Как это странно думает Верочка ведь я сама все это передумала, перечувствовала, что он говорит и о бедных, и о женщинах. 3)Огл..дев внимательно нов..чка с ног до головы, он буркнул Фамилия? 4) Ну сказал я с радостью близко ночлег. 5) А ты меня Вася (не) пугай... равнодушно попросила она. 6) Уже вечер спросила она с (не)доумением. Правда, темно. Но ведь весь день было темно, как ночью. Который час 7) Говорит им князь тогда Добрый путь вам господа. 8) Делайте, что хотите отвечал им сухо Дубровский я уже здесь (не) хозяин. 9) (Не)даром на нем эта кольчуга подумал я уж он, верно, что(нибудь) замышляет. 10) (За)чем вы повязаны платком спросил я Владимира. 11) Однажды пр..ходил ко мне этот Шурка сказал директор Понравился мне паренек: умный, самостоятельный.
Выпишите предложения, соответствующие данным схемам. Расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.
1) «П, – а, – п».
2) А: «П».
3) «П?» – а.
4) «П, – а. – П».
5) А:«П?».
Углубление знаний учащихся.
Работа по карточкам.
- Прочитайте предложение. Объясните постановку знаков препинания.
Составьте схему предложения.
«Гоп, гоп, эгей! – крикнул им ласково Макар и, похлопав ладонью шею своего любимого вороного коня, сказал, обращаясь ко мне: – Спать пора!»
«П! – а: – П!»
- Авторские слова содержат два разных глагола, относящихся к разным частям прямой речи, после авторских слов ставится двоеточие и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
Работа по карточкам. Чтение предложений, составление схем, выводы.
«Я знаю, что вы завтра уезжаете, поэтому и пришел,- сказал Князев и добавил: – Вы уж извините, что так нескладно вышло…»
«П, – а: – П …»
Авторские слова содержат два разных глагола, относящихся к разным частям прямой речи, после авторских слов ставится двоеточие и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
Кайгородов сказал: «Да ну, чего тут!…» – и посмотрел на жену.
А: «П!..» – а.
На мой вопрос: «Когда придет поезд?»– никто не ответил.
А: «П?» – а.
Когда он говорил: «Извините, я посвящаю вас в тайны этого письма», она внимательно смотрела на него.
А: «П», а.
Прямая речь разрывает авторские слова, перед ней ставится двоеточие, после нее запятая (по условиям контекста) или тире, если на месте разрыва не должно быть знака.
Сказав: «До свидания», она вышла из комнаты.
Сказав, она вышла из комнаты.
А:«П», а.
Она сказала: «До свидания» – и вышла из комнаты.
Она сказала и вышла из комнаты.
А:«П» – а.
Он сказал: «Извините …» и закрыл дверь.
Он сказал и закрыл дверь.
А: «П …» а.
- В прямую речь включается тот знак (он ставится до закрывающих кавычек), который должен был стоять в конце ее, кроме точки;
после кавычек ставится знак, отделяющий авторские слова от прямой речи:
тире, если на месте разрыва не должно быть знаков,
или запятая, если она имеется в авторских словах (проверить можно, опустив прямую речь).
|
|
7. Сделаем выводы.
Место слов автора
А: «П». А: «П!» А: «П?»
«П», – а. «П!» – а. «П?» – а.
Слова автора разрывают предложение прямой речи
«П, – а, – п».
Слова автора на границе предложений
«П, – а. – П».
«П! – а. – П».
«П? – а. – П».
В словах автора – два глагола со значением речи, мысли.
«П, – а: – П».
8. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Расставьте пропущенные знаки препинания, заменяя, где нужно, строчные буквы прописными.
1. Эта княжна Мери прехорошенькая сказал я ему. У неё такие бархатные глаза именно бархатные.2.Заметьте любезный доктор сказал я что без дураков было бы на свете очень скучно!.. 3. Хорошо начинайте сказал я продолжая рассматривать потолок и внутренно улыбаясь. 4. Я уверен продолжал я что княжна в тебя уже влюблена. 5. Вы молчите продолжала она вы может быть хотите чтоб я первая вам сказала что я вас люблю... 6. Княжна сказал я вы знаете что я над вами смеялся!.. 7. Да я уже здесь служил при Алексее Петровиче отвечал он приосанившись. Когда он приехал на Линию я был подпоручиком прибавил он и при нём получил два чина за дела против горцев.
(По М.Ю. Лермонтову.)
Отметьте неверные схемы предложений
1. «П»,: а. 5. «П, – а. – П».
2. А: – «П». 6. «П, – а: – п ».
3. «П», – а. 7. А: – «П,» – А.
4. «П,– а, – п».
Отметьте предложения, в которых знаки препинания расставлены неверно.
1. Белинский писал – "В "Онегине" все части органически сочленены...
2. "Двенадцать миллионов людей вне закона!..Ужас!.." – писал в своем дневнике Герцен, имея в виду крепостных крестьян тогдашней России.
3. "Первоэлементом литературы – указывал Горький – является язык, основное орудие ее и – вместе с фактами, явлениями жизни – материал литературы".
4. Приближение грозы художественно описывается так: "Между далью и правым горизонтом мелькнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой... ".
|
|