Выполненное задание отправьте в лс или в Элжур

Пунктуация. Словообразование - урок от 21 мая

Ребята, вам сегодня предстоит вспомнить основные случаи расстановки знаков препинания и способы образования слов.

Случаи расстановки знаков препинания:

Запятая ставится:

1.При однородных членах предложения:

- если однородные члены соединяются интонацией,

например: Я закончил четверть с пятерками, четверками (однородные дополнения- пятерками, четверками);

- если однородные члены соединяются повторяющимися союзами: И,ИЛИ,ЛИБО:

например: Я закончил четверть и с пятерками, и четверками (запятая ставится перед повторяющимся союзом);

- если однородные члены соединяются    союзами: А, НО, ДА (=НО), ЗАТО:

например, Я люблю весну, а не зиму. (дополнения весну и зиму соединяются при помощи союза А, перед которым ставится запятая)

2. В сложных предложениях:

- перед союзами: А, НО, ДА (=НО), ЗАТО И,ИЛИ,ЛИБО,

Например:  Раздался выстрел, но олень только головой помотал. (сложное предложение, 1 –я основа: выстрел раздался, 2-я основа – олень помотал, простые предложения соединяются союзом И, перед которым ставим запятую)

- перед союзами: КОГДА, КАК,ЧТО, ПОТОМУ, ТАК КАК и т.п.

Например: Я знаю, что я ничего не знаю. (Сложное, 1- я основа – я знаю, 2-я основа – я не знаю, простые предложения соединяются союзом ЧТО, перед которым ставим запятую)

- если простые предложения соединяются при помощи интонации,

Например:Я сижу в своем саду, горит светильник (Сложное, 1 –я основа – я сижу, 2-я светильник горит, простые предложения соединяются при помощи интонации, на письме разделяются запятой)

3. При обращениях (обращение в начале и в конце предложения выделяется одной запятой. в середине - двумя),

например: Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (обращение – моя старушка- стоит в середине предложения, выделяем двумя запятыми)

 

 

Тире ставится:

- в простых предложениях между подлежащим и сказуемым,.если они выражены или сущ в форме Им. П, или оба являются глаголами Н.Ф.

Например, Книга – источник знаний (между подлежащим – книга – и сказуемым – источник ставим тире, так подлежащее и сказуемое выражены сущ в Им.п;

Жить – Родине служить (между подлежащим жить – и сказуемым – служить – ставим тире, так так подлежащее и сказуемое выражены глаголами Н.Ф.)

 

Способы образования слов

Название способа определяется по той морфеме, которая появляется в новом слове.

Повторив материал, обозначенный выше, вы должны выполнить следующие задания:

Задание 1 Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Зеленоватые валы накатывались на скалы и с шумом разбивались о камни.

2) Висячие сады Вавилона удивительное сооружение.

3) Пальнул Федор Федорович по сороке да не попал.

4) Все остаются на своих местах.

 

 

Задание 2 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Дождь бьет по листьям и они становятся похожими на жалкие лохмотья.

2) Смотрите братцы кто-то бежит за нами!

3) Ветер тихо колышет листьями дуба и навевает сон.

4) Была ночь когда охотник вышел из леса на берег моря.

 

Задание 3 Выделите основы предложений, расставьте знаки препинания:

Прошло несколько часов а он всё не отрывался от колодца.

  У какого-то острова поднялся ураган  когда мы стояли на якоре

Я решителен находчив и смел.

Находчивость великая вещь

 

Задание 4  Сделайте морфемный (выделите все морфемы в слове) и словообразовательный (укажите, от какого слова произошло исходное и определите способ  его образования) разборы слова:

ПЕСЧАНЫЙ

 

Выполненное задание отправьте в лс или в Элжур

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: