Пунктуация. Словообразование - урок от 21 мая
Ребята, вам сегодня предстоит вспомнить основные случаи расстановки знаков препинания и способы образования слов.
Случаи расстановки знаков препинания:
Запятая ставится:
1.При однородных членах предложения:
- если однородные члены соединяются интонацией,
например: Я закончил четверть с пятерками, четверками (однородные дополнения- пятерками, четверками);
- если однородные члены соединяются повторяющимися союзами: И,ИЛИ,ЛИБО:
например: Я закончил четверть и с пятерками, и четверками (запятая ставится перед повторяющимся союзом);
- если однородные члены соединяются союзами: А, НО, ДА (=НО), ЗАТО:
например, Я люблю весну, а не зиму. (дополнения весну и зиму соединяются при помощи союза А, перед которым ставится запятая)
2. В сложных предложениях:
- перед союзами: А, НО, ДА (=НО), ЗАТО И,ИЛИ,ЛИБО,
Например: Раздался выстрел, но олень только головой помотал. (сложное предложение, 1 –я основа: выстрел раздался, 2-я основа – олень помотал, простые предложения соединяются союзом И, перед которым ставим запятую)
|
|
- перед союзами: КОГДА, КАК,ЧТО, ПОТОМУ, ТАК КАК и т.п.
Например: Я знаю, что я ничего не знаю. (Сложное, 1- я основа – я знаю, 2-я основа – я не знаю, простые предложения соединяются союзом ЧТО, перед которым ставим запятую)
- если простые предложения соединяются при помощи интонации,
Например:Я сижу в своем саду, горит светильник (Сложное, 1 –я основа – я сижу, 2-я светильник горит, простые предложения соединяются при помощи интонации, на письме разделяются запятой)
3. При обращениях (обращение в начале и в конце предложения выделяется одной запятой. в середине - двумя),
например: Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (обращение – моя старушка- стоит в середине предложения, выделяем двумя запятыми)
Тире ставится:
- в простых предложениях между подлежащим и сказуемым,.если они выражены или сущ в форме Им. П, или оба являются глаголами Н.Ф.
Например, Книга – источник знаний (между подлежащим – книга – и сказуемым – источник ставим тире, так подлежащее и сказуемое выражены сущ в Им.п;
Жить – Родине служить (между подлежащим жить – и сказуемым – служить – ставим тире, так так подлежащее и сказуемое выражены глаголами Н.Ф.)
Способы образования слов
Название способа определяется по той морфеме, которая появляется в новом слове.
Повторив материал, обозначенный выше, вы должны выполнить следующие задания:
Задание 1 Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
|
|
1) Зеленоватые валы накатывались на скалы и с шумом разбивались о камни.
2) Висячие сады Вавилона удивительное сооружение.
3) Пальнул Федор Федорович по сороке да не попал.
4) Все остаются на своих местах.
Задание 2 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Дождь бьет по листьям и они становятся похожими на жалкие лохмотья.
2) Смотрите братцы кто-то бежит за нами!
3) Ветер тихо колышет листьями дуба и навевает сон.
4) Была ночь когда охотник вышел из леса на берег моря.
Задание 3 Выделите основы предложений, расставьте знаки препинания:
Прошло несколько часов а он всё не отрывался от колодца.
У какого-то острова поднялся ураган когда мы стояли на якоре
Я решителен находчив и смел.
Находчивость великая вещь
Задание 4 Сделайте морфемный (выделите все морфемы в слове) и словообразовательный (укажите, от какого слова произошло исходное и определите способ его образования) разборы слова:
ПЕСЧАНЫЙ
Выполненное задание отправьте в лс или в Элжур