Ход урока
I. Приветственное слово учителя
- Добрый день, ребята. Надеюсь, сегодняшний урок подарит нам всем массу новых знаний в ходе нашего общения.
Чтение стихотворения.
Знания – столь драгоценная вещь –
Всю жизнь собирай по крупицам,
И, если стремление к знаниям есть,
Мы можем этим гордиться.
- Для чего нужны знания?
(- Знания необходимы, чтобы в будущем заниматься любимым делом; получить ту профессию, о которой мечтали)
- Почему важно изучать язык?
(-Изучение языка необходимо, чтобы грамотно писать и говорить!
- Язык помогает нам общаться друг с другом!)
- Приобретая знания, мы открываем для себя много нового в различных областях, сегодня я желаю всем нам успехов и новых открытий в языке.
II. Мотивация учебной деятельности.
- Почему важно изучать язык?
(Язык служит средством общения людей)
- Язык-это развивающееся явление, у языка есть свои законы, своя история. Языков на планете много.
- Кто скажет, сколько языков на земном шаре?
- А сколько языков в нашем регионе?
- Вы задумывались когда-нибудь над тем, что такое язык?
- Найти ответ на этот вопрос нам поможет текст.
Чтение текста.
Современный русский язык - один из богатейших языков мира. Его величие создается огромным словарным запасом.
Следует различать понятия русский национальный язык и литературный русский язык.
Национальный язык многолик и существует в целом ряде форм (разновидностей).
- На какие вопросы вы хотели бы найти ответы?
- Давайте зададим вопросы к тексту.
(- Какие разновидности русского языка существуют?
- Чем отличается русский национальный язык от литературного русского языка?)
- Ответы на эти вопросы и станут открытием новых знаний о родном языке.
III.Актуализация знаний.
1. Формулирование темы
- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(О разновидностях русского языка)
2. Запись темы урока. Лексический и орфографический комментарий темы.
- Как вы понимаете значение слова «разновидности»?
- К каким словарям мы можем обратиться, чтобы ответить на этот вопрос?
- Какие разновидности русского языка представлены на схеме? Что включает в себя общенародный русский язык?
(Общенародный язык: диалект, жаргон (военный жаргон, словарь хакера, молодежный сленг), литературный язык).
-Можно ли узнать по речи, где живет человек, откуда он родом? Как называются слова, которые передают самобытность той местности, откуда человек родом?
(Диалекты)
Составьте словарик из 3-4 слов-диалектов, характерных для жителей одной местности.
(Кабак, бурак, хата, клуня, жердёлы, шипчина, гардал, вытяпала, курчата, пивень).
- Скажите, какие ещё слова портят нашу речь и порой звучат неуместно?
(Жаргоны)
- А каким языком пользуются мастера слова, когда пишут свои книги? (Литературный язык)
5. Работа с учебником.
- Как вы понимаете, что такое «воспитанный» язык? Составьте словарик из 3-4 прилагательных-синонимов.
(Культурный, нормированный, уместный, выразительный)
IV. Актуализация опыта на этапе закрепления ЗУН.
1. Лексическое разграничение разновидностей русского языка. Упражнение 3.
- Сравните два отрывка из произведений писателя Б.В. Шергина. Чем они отличаются друг от друга?
(Первый текст передает характерные особенности той местности, где живет человек, второй - соответствует нормам литературного языка)
- Какие слова в первом отрывке не соответствуют нормам литературного языка? Как они будут звучать на «воспитанном» языке?
(варианты ответов обучающихся)
2. Просмотр фрагмента мультфильма «Волшебное кольцо» (видео)http://my.mail.ru/mail/89067842758.2011/video/_myvideo/266.html
- Ребята, нужно заметить, что не всегда использование в речи нелитературного языка звучит неуместно.
- Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Волшебное кольцо ». (просмотр видео)
- Какие чувства вызвал у вас просмотр фрагмента мультфильма? О какой разновидности языка идет речь? (о просторечии)
- Звучали ли неуместно просторечия, используемые автором в этом художественном фрагменте? (нет)
- Почему вы так считаете? (автор использовал их, чтобы передать живую и образную речь).
3.
Посмотрите на название темы нашего урока. Какие положения мы ещё не рассмотрели?
(Язык и речь)
Обратимся к упражнению.
- Прочитайте текст, который поможет вспомнить, чем различаются понятия язык и речь. 1) Прочитайте текст, который поможет вам вспомнить, чем различается понятия язык и речь. С чем известный лингвист Михаил Викторович Панов сравнивает процесс речи? Язык? Речевые высказывания?
Представим себе конвейер. С конвейера все время сходят новые часы, только что собранные. Для этого нужны, во-первых, какие-то части, заранее заготовленные (они делаются не на этом конвейере), и, во-вторых, умелая сборка готовых частей по известным правилам. Правила могут быть где-то записаны, но важнее, что они есть в головах сборщиков. И правила для всех одинаковые: все сборщики собирают часы одного типа.
Некоторые часы (большинство) отвечают стандарту, идут точно, другие будут работать с капризами; встречается, наверное, и брак. Этот конвейер с часами — аналогия речи. Речь — это конкретные часы (высказывания) на конкретном конвейере (мыслительный и речевой аппарат человека).
А язык? Это те правила, по которым идет сборка, это тот план выбора нужных частей, которые используются как готовые,— они образованы тоже по каким-то правилам до речевого конвейера.
Задача языковеда — найти в речи язык, подняться от речи к языку.
2)Запишите вопросы для беседы о различии между языком и речью, основываясь на прочитанном тексте. С чем бы вы сравнили язык и речь?
С чем известный лингвист Михаил Викторович Панов сравнивает процесс речи? Язык? Речевые высказывания?
(М.В.Панов сравнивает процесс речи с конвейером по сборке часов: часы сходят с конвейера разные: отвечающие стандарту, с браком и т.д. То есть речь – это конкретные часы (высказывания) на конкретном конвейере (мыслительный и речевой аппарат человека). А язык – это правила, по которым идёт сборка).
3. Лексическая работа после текста.
- Давайте попробуем составить таблицу, в которой укажем функции языка и речи.
Функции языка и речи.
Язык | Речь |
1. Язык как средство общения между людьми. 2. Язык используется как средство мышления в форме слов. 3. Язык как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям (в виде устных преданий, письменных источников, аудиозаписей). 4. Язык нейтрален: к нему неприменимы характеристики эмоциональной выразительности, звучности, темпа, интонации. | 1. Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. 2. Речь присуща конкретному человеку. 3. Речь - это средство передачи информации, как вербальной (говорение) так и невербальной (письмо, жесты и пр.). Речь не может существовать вне языка, ибо первое есть форма существования второго 4. Речь экспрессивна и эмоционально окрашена. |
- А с чем бы вы сравнили язык и речь?
(Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом: язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой; с паровозом и вагончиками; с солнцем и лучами).
- Подберите глаголы к слову язык.
(Владеть, использовать, изучать, понимать).
- Подберите прилагательные к слову речь.
- (Образная, выразительная, правильная).
V.Домашнее задание
Составить памятки (3-5 предложений) на выбор:
1. «Как нужно общаться со своими ровесниками?»
2. «Как нужно общаться со взрослыми?»
3. «Как нужно общаться с родителями?»
4. «Как нужно общаться с учителями?»
5. «Как нужно общаться с близким другом?»
6. «Как нужно общаться с малознакомыми ребятами во дворе?»