1. Определение и термины
СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ - это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.
Комплекс скоростных возможностей можно называть термином быстрота (сейчас его применяют реже).
Термин скорость применим только в том случае, если мы говорим о скорости бега, плавания. Скорость в этих двигательных действиях измеряется в М/С, а в скоростные способности оцениваются временем.
2. Факторы скоростных способностей
От чего зависят скоростные способности, насколько хорошо они проявляются?
2.1 Подвижности нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.
При быстрых движениях мышца должна быстро сокращаться и расслабляться. Антагонисты работают поочередно. Передача управления с одной мышцы на антагонист должна происходить быстро.
2. 2 Соотношения различных мышечных волокон, их эластичность, растяжимость, большой процент быстрых волокон в мышце.
Очень важен процент быстросокращающихся волокон в мышце, как правило это 10 – 30 %. Люди с большим количеством быстрых волокон (белых утомляемых) встречаются редко. Эти дети склонны хорошо проявлять себя в прыжках, в ускорениях, хотя не тренировались специально.
2.3 Эффективности внутримышечной и межмышечной координации.
Это согласованность работы мышц антагонистов и синергистов, мышцы и мышечные группы не должны мешать друг другу, работать в согласовании.
2.4 Совершенства техники движений
Чем меньше «лишних движений», тем быстрее производится движение. Работая над техникой, спортсмен добивается экономизации, а в дальнейшем быстроты движений.
2.5 Степень развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гибкости.
Умение настроится, мобилизоваться имеет большое значение. Гибкость, эластичность нужны, что бы мышцы антагонисты быстро и эффективно растягивались, не тормозили действие агониста (сокращающейся главной мышцы)
2.6 Содержания АТФ в мышцах, скорость расщепления АТФ и быстрота ресинтеза (восстановления) АТФ.
Важно понимать, что АТФ будет ресентизироваться из креатинфосфата (КрФ), запасы которого в мышцах очень ограничены и в зависимости от возраста и тренированности составляют 5 – 20 сек)
2.7 К проявлению скоростных способностей более склонны лица мезоморфного (атлетического) типа.
2.8 Температура внешней среды.
Максимальная скорость движений наблюдается при температуре +20-22°С. При температуре +16°С скорость снижается на 6-9 %.
3. Виды (формы проявления скоростных способностей)
Различают элементарные и комплексные виды (формы) проявления скоростных способностей.
К элементарным формам относят четыре вида скоростных способностей:
3.1 Способность к быстрому реагированию на сигнал.
Реакцию разделяют на простую и сложную. Сложная делится на реакцию выбора и реакцию на движущийся объект (РДО)
Простая реакция - это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал. Например, старт в беге, скоростная стрельба по силуэтам, бросок набивного мяча от груди или из-за головы по ожидаемому сигналу и пр. Все остальные типы реакций - сложные.
В двигательных реакциях различают три фазы:
1.Сенсорную - от момента появления сигнала до первых признаков мышечной активности.
2.Премоторную - от появления электрической активности мышц до начала движения. Эта фаза наиболее стабильна и составляет 25-60 мс.
3.Моторную - от начала движения до его завершения.
Сенсорная и премоторные фазы образуют латентный (скрытый) компонент реакции, а моторная - двигательный.
Латентный и двигательные компоненты времени реакции имеют на оси времени общий участок (он обозначен штриховкой). Это означает, что в данное время начинают работать несколько параллельных уровней регуляции.
В области физического воспитания обычно измеряют общее время реакции, т.е. промежуток времени между моментом (to) появления сигнала и моментом (tn) окончания реагирования на него. Например, моментом ухода со стартовых колодок в беге на короткие дистанции. Сокращение целостного времени простой двигательной реакции в результате тренировки происходит, главным образом, за счет её моторного компонента. Установлено, что перцептивные и двигательные процессы являются относительно независимыми, причем индивидуальные различия времени латентного компонента значительно больше, чем время движения. Латентный период реакции служит информативным показателем состояния ЦНС. Поэтому эта составляющая имеет большое значение при контроле за состоянием организма в процессе занятий физическими упражнениями.
Согласно физиологическим представлениям латентное время реакции складывается из пяти составляющих:
1. Появление возбуждения в рецепторе. Раздражитель должен быть воспринят ("выхвачен") органом чувств - глазом, ухом, тактильным чувством, вестибулярным аппаратом.
2. Передача возбуждения по центростремительному нерву в ЦНС.
3. Переход возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сигнала.
4. Передача возбуждения от ЦНС к мышце.
5. Возбуждение в мышце и появление в ней механической активности.
Время, затрачиваемое на появление возбуждения в рецепторе во многом зависит от физической природы раздражителя, его интенсивности и особенностей воспринимающего рецептора. Так, время восприятия звуковых и тактильных раздражителей намного короче времени рецепции зрительного раздражителя, поскольку в последнем случае значительную долю времени занимает фотохимический процесс, преобразующий световую энергию в нервный импульс. Время передачи возбуждения по центростремительному нерву в ЦНС зависит от подвижности нервных процессов.
Считается, что этот фактор в наибольшей степени изменяется под влиянием упражнений. Основная доля латентного времени реакции уходит на "центральную задержку" - время, необходимое для переработки поступающего сигнала и формирования эффекторной импульсации в ЦНС, от ее укорочения, очевидно в решающей мере зависит возможность улучшения скрытого периода реакции. На время проведения возбуждения вдоль нервных волокон влияет толщина этих волокон. Скорость нервных импульсов равна 50-120 мс. Установлено, что она практически не зависит от тренировки, не изменяется с возрастом, достигая своего максимума от 9-11 лет до 25-28 лет. После этого периода скорость уменьшается.
Таким образом, время необходимое для проведения нервных импульсов - одно из врожденных слагаемых времени реакции.
Соотношение латентного и моторного компонентов в общем времени реакции зависит от характера реакции, возраста, вида спорта, квалификации спортсмена, состояния утомления организма и пр. Значительное улучшение быстроты простой реакции - задача весьма сложная, фактически речь идет о выигрыше сотых, иногда десятых долей секунды. На долю латентного компонента приходится 20-25 % и моторного - 75-80 % общего времени. К примеру, у квалифицированных спринтеров общее время реакции на выстрел стартера колеблется в пределах 0,30-0,40 сек., из них латентный период составляет 0,06-0,10 сек., моторный - 0,24-0,30 сек. Благодаря совершенствованию элементов старта можно улучшить общий результат в спринте на 0,05-0,08 сек.
В простых реакциях наблюдается большой перенос быстроты: люди, быстро реагирующие какой-либо частью тела на один сигнал, оказываются наиболее быстрыми при реагировании другими частями тела. Например, человек быстро реагирующий на звуковой сигнал рукой будет быстро реагировать на этот раздражитель и ногой. Время простой реакции во многом зависит от того, на что обращается основное внимание ученика: на восприятие сигнала (сенсорный тип реакции) или на предстоящее действие (моторный тип реакции). Если внимание акцентировано на предстоящее движение, то время реагирования меньше, чем если оно направлено на восприятие сигнала. Отсюда педагогический вывод: надо учить занимающихся умению концентрировать внимание на предстоящем действии.
Сложные реакции. В них выделяют:
1. Реакции на движущийся объект.
Реакции выбора.
Чаще всего эти типы реакций встречаются в играх и единоборствах. Быстрота реакции на движущийся объект составляет 0.18-1.00 сек. Латентный период этой реакции больше, чем простой и может достигать 300 мс. К примеру, время реакции вратаря при движении рукой с ловушкой в среднем имеет величину 0,18-0,21 сек., с "блином" - 0,22-0,23 сек.; при выдвижении ногой, одноименной с ловушкой - 0,22-0,24 сек., одноименной с блином - 0,24-0,26 сек.
Скрытый период реакции на движущийся предмет слагается из четырех элементов:
1. Человек должен увидеть движущийся предмет (мяч, игрока).
2. Оценить направление и скорость его движения.
3. Выбрать план действий.
4. Начать его осуществление.
Основная доля этого времени (более 80%) уходит на зрительное восприятие, т.е. умение видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Эта способность тренируема и ее развитию на занятиях следует уделять особое внимание. Для этого используются упражнения с реакцией на движущийся объект. При их выполнении следует:
• постепенно увеличивать скорость движения объекта;
• сокращать дистанцию между объектом и занимающимися;
• уменьшать размеры движущегося объекта.
Одним из средств развития этой способности может быть игра в баскетбол, футбол или ручной мяч с мячами меньшего размера, чем обычные.
Важное значение на сокращение времени реакции имеет умение человека предугадывать движение, скажем, полет мяча в футболе или шайбы в хоккее, по действиям игрока, производящего удар. Так, в современном хоккее скорость полета шайбы в бросках достигает свыше 50 м/с. Это значит, что с расстояния до 10м. вратарь практически не успевает среагировать на брошенную шайбу. Однако очень часто вратарь удачно реагирует на шайбу, брошенную даже с более близкого расстояния. Это происходит благодаря предугадыванию, предвосхищению (антиципации) полета шайбы.
Реакция выбора связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера, противника или окружающей обстановки. Этот гораздо более сложный тип реакции. Здесь время реакции во многом зависит от большого запаса тактических действий и технических приемов, выработанных в длительной тренировке, от умения мгновенно выбрать из них наиболее выгодных.
3.2 Способность к выполнению одиночных движений с максимальной скоростью.
Быстрота одиночного движения проявляется в способности с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные акты.
Это, например, скорость движения руки при метании копья, ударе по волейбольному мячу, уколе в фехтовании, скорость движения ноги при ударе по футбольному мячу или клюшки при выбрасывании в хоккее с шайбой. Наибольшая быстрота одиночного движения достигается при отсутствии добавочного внешнего сопротивления
3.3 Способность к выполнению движений в максимальном темпе.
Многие путают понятие "темп" и близко связано с ним понятие "скорость", но они не тождественны.
Темп – это количество движений в единицу времени (шагов, ударов).
Спринтер делает 5 шагов в сек, а бежит со скоростью 10 м в секунду.
К настоящему времени накоплен ряд научных фактов, которые показывают, что и эти способности имеют сложную структуру. В частности, установлено, что максимальный темп элементарных скоростных движений нельзя считать единой формой проявления скоростных способностей. Об этом свидетельствует тот факт, что между показателями максимального темпа, проявляемого в движениях, выполняемых из разных исходных положений, с отягощениями различного веса и без отягощений, с изменением амплитуды движений отсутствует тесная взаимосвязь.
Более высокие показатели максимального темпа наблюдаются в движениях верхних конечностей - по сравнению с нижними; правых - по сравнению с левыми; дистальных - по сравнению с проксимальными. Следовательно, существует своеобразная топография максимальных темповых возможностей человека.
Элементарные формы проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими способностями и техническими навыками обеспечивают комплексное проявление скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для конкретного вида спортивной деятельности.
К комплексным формам проявления относятся:
· способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной
(стартовые скоростные способности) - стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном и гребном спорте, бобслее, рывки в футболе, "доставание" укороченного мяча в теннисе;
· способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости (дистанционные скоростные способности) - в беге, плавании и других циклических локомоциях, способность быстро переключаться с одних действий на другие и т.п.
Скоростные способности человека очень специфичны. Можно очень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленнее - другие, обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью и наоборот. Тренировка в быстроте реакции практически не скажется на частоте движений. Знание этих фактов очень важно для практики. Так, при подборе физических упражнений, например, для баскетболистов, футболистов, теннисистов, для которых главной является стартовая скорость, соответственно, нужно основное внимание уделять не бегу по дистанции, а стартовым ускорениям из разных положений и быстрым изменениям направления движения. А в занятиях, например, с прыгунами в длину следует стремиться к повышению дистанционной скорости, а не стартового разгона. Относительная независимость между отдельными формами скоростных способностей говорит о том, что нет, очевидно, единой причины, обуславливающей максимальную скорость во всех без исключения двигательных заданиях. Прямой (непосредственный) перенос скоростных способностей наблюдается только в координационно-сходных двигательных действиях. Так, в упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение, улучшение результата в прыжках с места скажется на показателях в спринтерском беге, толкании ядра, в то же время на скорости плавания и удара в боксе это не отразится. Значительный перенос скоростных способностей в координационно-различных движениях наблюдается только у слабо физически подготовленных людей.
4. Средства развития скоростных способностей
К скоростным упражнением есть несколько общих требований
· Они должны быть хорошо изучены, техника доведена до автоматизма
· Обьем малый (до утомления) повторы также до утомления
· Интенсивность максимальная
Часто применяют
· Циклические упражнения (спринт)
· Упражнения по сигналам
Например:
• низкий старт в беге по команде преподавателя;
• в ходьбе по кругу - на неожиданный резкий, короткий сигнал преподавателя (хлопок в ладоши, свисток) выполнить прыжок вверх или в сторону, приседание, изменить направление движения на 180 или 360;
• по ожидаемому сигналу преподавателя выполнить простой бросок (от груди или из-за головы) набивного мяча и т.д.
Упражнения "на быстроту реакции" выполняют в облегченных условиях; в условиях, максимально приближенных к соревновательным, а также в вариативных ситуациях. Например, для развития быстроты двигательной реакции при старте в спринте можно использовать начало движения из различных исходных положений: из положения высокого старта; из упора присев; из положения широкого выпада; из положения стоя на коленях или лежа на спине и др.
В том случае, когда выполнение упражнения связано с реагированием на звук, то целесообразно применять разнообразные сигналы - от самых громких (выстрел, свисток) до очень тихих, к примеру, щелчок пальцами. Использование звуковых раздражителей различной силы, во-первых, позволяет избежать адаптации к его силе, во-вторых, усложняет ситуацию: ученик должен быть более внимательным и собранным, чтобы среагировать на сигнал.
· Подвижные игры с ускорениями и сигналами
· Эстафеты
· Упражнения «взрывного характера»
· Упражнения с естественным ограничением времени (подкинул мяч, присел, встал, поймал мяч)
5. Методы развития силовых способностей
5.1 Стандартный интервальный (повторный)
Термин «повторный метод» часто применяют, когда упражнение каждый раз выполняется с максимальной интенсивностью, для скоростных он является основным:
Обьем – 5 – 20 сек, повторы 2 – 10 по состоянию до утомления
Интенсивность 90 – 100%
Отдых между повторами полный, до чсс 90 – 120 ударов в минуту, до ощущения готовности к повтору, 1.5 – 3 мин и более в предсоревновательной подготовке.
Предполагается постепенное изменение скорости в повторах.
5.2 Вариативный – контрастное выполнение упражнение в переменной интенсивности (медленно – быстро). Объем остается малым, а интенсивность меняется от низкой к высокой, например, по сигналу.
5.3 Игровой – использование подвижных и спортивных игр с ускорениями, сигналами.
5.4 Соревновательный – когда есть противник, мотивация выполнять упражнение быстро возрастает. Часто используют задания в парах на опережение, эстафеты.
6. Особенности методики развития скоростных способностей
6.1 Планировать развитие скоростных способностей в первой половине урока, до наступления утомления
6.2 Использовать полные отдыхи, во время отдыха использовать вибрационные упражнения
6.3 Возможно применения незначительных отягощений, менее 30 % от максимального
6. 4 Варьировать тренировочные упр и нагрузки, избегать возникновения «скоростного барьера»
В практике нередко приходится наблюдать длительную остановку в росте спортивных результатов в тех видах спорта, в которых преимущественно проявляются скоростные качества. Несмотря на продолжающиеся тренировки, результаты в спринтерских упражнениях не улучшаются.
Образуется, так называемый, "скоростной барьер". Одной из причин этого явления следует считать продолжительное применение одних и тех же средств, методов, нагрузок и условий занятий. В результате возникают условия к образованию двигательного динамического стереотипа, т.е. стойкой системности нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга. Это, в свою очередь, приводит к стабилизации скоростных параметров движений, в силу чего они с большим трудом поддаются дальнейшему совершенствованию.
Поэтому одной из важнейших задач при развитии скоростных способностей является предупреждение образования скоростного барьера, а если он возник - его разрушение и ослабление.
Для предупреждения "скоростного барьера" в занятиях с начинающими, необходимо не спешить с узкой специализацией в каком-либо упражнении, а добиваться относительно высоких результатов, используя иные средства при их широкой вариативности. Скоростные упражнения следует применять не в стандартном, неизменном виде, а в вариативных изменяющихся ситуациях и формах.
Очень полезны подвижные и спортивные игры, упражнения на местности.
При занятиях с квалифицированными спортсменами уменьшается объем нагрузки в соревновательном упражнении и увеличивается удельный вес скоростно-силовых и других общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений.
Для преодоления "скоростного барьера" создают облегченные условия, в которых бы спортсмен превысил свою наивысшую скорость и сумел запомнить эти новые ощущения большой скорости.
Скорость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы спортсмен мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях.
В ряде случаев целесообразным оказывается прекращение на некоторое время занятий в избранном виде и переключение на иные виды физических упражнений, с помощью которых можно повысить уровень скоростно-силовых качеств.
6.5 Учитывать, что другие качества и способности также могут положительно влиять на развитие скоростных способностей:
Гибкость придает мышцам элластичность, свободу движений
Скоростно – силовые упражнения дают положительный перенос для скоростных
Координационные упражнения позволяют избегать лишних движений, зажатости
6.7 Уделять большое скоростным упражнениям в начальной школе, у подростков. В дальнейшем роль скоростных упражнений снижается, для взрослых и пожилых скоростные упр практически не применяются.
Вопрос:
раскройте роль скоростных упражнений в вашем ИВС.