Скоростные способности (быстрота)

1. Определение и термины

  СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ - это комплекс функциональных свойств челове­ка, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для дан­ных условий отрезок времени.

Комплекс скоростных возможностей можно называть термином быстрота (сейчас его применяют реже).

Термин скорость применим только в том случае, если мы говорим о скорости бега, плавания. Скорость в этих двигательных действиях измеряется в М/С, а в скоростные способности оцениваются временем.

2. Факторы скоростных способностей

От чего зависят скоростные способности, насколько хорошо они проявляются?

2.1 Подвижности нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.

 При быстрых движениях мышца должна быстро сокращаться и расслабляться. Антагонисты работают поочередно. Передача управления с одной мышцы на антагонист должна происходить быстро.

2. 2   Соотношения различных мышечных волокон, их эластичность, растяжимость, большой процент быстрых волокон в мышце.

Очень важен процент быстросокращающихся волокон в мышце, как правило это 10 – 30 %. Люди с большим количеством быстрых волокон (белых утомляемых) встречаются редко. Эти дети склонны хорошо проявлять себя в прыжках, в ускорениях, хотя не тренировались специально.

2.3  Эффективности внутримышечной и межмышечной координации.

Это согласованность работы мышц антагонистов и синергистов, мышцы и мышечные группы не должны мешать друг другу, работать в согласовании.

2.4  Совершенства техники движений

Чем меньше «лишних движений», тем быстрее производится  движение. Работая над   техникой,  спортсмен добивается экономизации, а в дальнейшем быстроты движений.

2.5  Степень развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гиб­кости.

Умение настроится, мобилизоваться имеет большое значение. Гибкость, эластичность нужны, что бы мышцы антагонисты быстро и эффективно растягивались, не тормозили действие агониста (сокращающейся главной мышцы)

2.6  Содержания АТФ в мышцах, скорость  расщепления АТФ и быстрота ресинтеза (восстановления) АТФ.

Важно понимать, что АТФ будет ресентизироваться из креатинфосфата (КрФ), запасы которого в мышцах очень ограничены и в зависимости от возраста и тренированности составляют 5 – 20 сек)

2.7 К проявлению скоростных способностей более склонны лица мезоморфного (атлетического) типа.

2.8 Температура внешней среды.

Максимальная скорость движений наблюдается при температуре +20-22°С. При температуре +16°С скорость снижается на 6-9 %.

3. Виды (формы проявления скоростных способностей)

Различают элементарные и комплексные виды (формы) проявления скоростных спо­собностей.

 К элементарным формам относят четыре вида скоростных способнос­тей:

3.1  Способность к быстрому реагированию на сигнал.

Реакцию разделяют на простую и сложную. Сложная делится на реакцию выбора и реакцию на движущийся объект (РДО)

Простая реакция - это ответ заранее известным движением на заранее извес­тный, но внезапно появляющийся сигнал. Например, старт в беге, скоростная стрельба по силуэтам, бросок набивного мяча от груди или из-за головы по ожида­емому сигналу и пр. Все остальные типы реакций - сложные.

В двигательных реакциях различают три фазы:

1.Сенсорную - от момента появления сигнала до первых признаков мышечной активности.

2.Премоторную - от появления электрической активности мышц до начала дви­жения. Эта фаза наиболее стабильна и составляет 25-60 мс.

3.Моторную - от начала движения до его завершения.

Сенсорная и премоторные фазы образуют латентный (скрытый) компонент ре­акции, а моторная - двигательный.

Латентный и двигательные компоненты времени реак­ции имеют на оси времени общий участок (он обозначен штриховкой). Это означа­ет, что в данное время начинают работать несколько параллельных уровней регуля­ции.

В области физического воспитания обычно измеряют общее время реакции, т.е. промежуток времени между моментом (to) появления сигнала и моментом (tn) окончания реагирования на него. Например, моментом ухода со стартовых колодок в беге на короткие дистанции. Сокращение целостного времени простой двигатель­ной реакции в результате тренировки происходит, главным образом, за счет её мо­торного компонента. Установлено, что перцептивные и двигательные процессы яв­ляются относительно независимыми, причем индивидуальные различия времени латентного компонента значительно больше, чем время движения. Латентный пе­риод реакции служит информативным показателем состояния ЦНС. Поэтому эта составляющая имеет большое значение при контроле за состоянием организма в процессе занятий физическими упражнениями.

Согласно физиологическим представлениям латентное время реакции склады­вается из пяти составляющих:

1. Появление возбуждения в рецепторе. Раздражитель должен быть воспринят ("выхвачен") органом чувств - глазом, ухом, тактильным чувством, вестибулярным аппаратом.

2. Передача возбуждения по центростремительному нерву в ЦНС.

3. Переход возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сиг­нала.

4. Передача возбуждения от ЦНС к мышце.

5. Возбуждение в мышце и появление в ней механической активности.

Время, затрачиваемое на появление возбуждения в рецепторе во многом зави­сит от физической природы раздражителя, его интенсивности и особенностей вос­принимающего рецептора. Так, время восприятия звуковых и тактильных раздра­жителей намного короче времени рецепции зрительного раздражителя, поскольку в последнем случае значительную долю времени занимает фотохимический про­цесс, преобразующий световую энергию в нервный импульс. Время передачи воз­буждения по центростремительному нерву в ЦНС зависит от подвижности нервных процессов.

Считается, что этот фактор в наибольшей степени изменяется под влиянием уп­ражнений. Основная доля латентного времени реакции уходит на "центральную за­держку" - время, необходимое для переработки поступающего сигнала и формиро­вания эффекторной импульсации в ЦНС, от ее укорочения, очевидно в решающей мере зависит возможность улучшения скрытого периода реакции. На время прове­дения возбуждения вдоль нервных волокон влияет толщина этих волокон. Скорость нервных импульсов равна 50-120 мс. Установлено, что она практически не зависит от тренировки, не изменяется с возрастом, достигая своего максимума от 9-11 лет до 25-28 лет. После этого периода скорость уменьшается.

Таким образом, время необходимое для проведения нервных импульсов - одно из врожденных слагаемых времени реакции.

Соотношение латентного и моторного компонентов в общем времени реакции зависит от характера реакции, возраста, вида спорта, квалификации спортсмена, состояния утомления организма и пр. Значительное улучшение быстроты простой реакции - задача весьма сложная, фактически речь идет о выигрыше сотых, иногда десятых долей секунды. На долю латентного компонента приходится 20-25 % и мо­торного - 75-80 % общего времени. К примеру, у квалифицированных спринтеров общее время реакции на выстрел стартера колеблется в пределах 0,30-0,40 сек., из них латентный период составляет 0,06-0,10 сек., моторный - 0,24-0,30 сек. Бла­годаря совершенствованию элементов старта можно улучшить общий результат в спринте на 0,05-0,08 сек.

В простых реакциях наблюдается большой перенос быстроты: люди, быстро ре­агирующие какой-либо частью тела на один сигнал, оказываются наиболее быст­рыми при реагировании другими частями тела. Например, человек быстро реаги­рующий на звуковой сигнал рукой будет быстро реагировать на этот раздражитель и ногой. Время простой реакции во многом зависит от того, на что обращается основное внимание ученика: на восприятие сигнала (сенсорный тип реакции) или на предстоящее действие (моторный тип реакции). Если внимание акцентировано на предстоящее движение, то время реагирования меньше, чем если оно направ­лено на восприятие сигнала. Отсюда педагогический вывод: надо учить занимаю­щихся умению концентрировать внимание на предстоящем действии.

Сложные реакции. В них выделяют:

1. Реакции на движущийся объект.

Реакции выбора.

Чаще всего эти типы реакций встречаются в играх и единоборствах. Быстрота реакции на движущийся объект составляет 0.18-1.00 сек. Латентный период этой реакции больше, чем простой и может достигать 300 мс. К примеру, время реакции вратаря при движении рукой с ловушкой в среднем имеет величину 0,18-0,21 сек., с "блином" - 0,22-0,23 сек.; при выдвижении ногой, одноименной с ловушкой - 0,22-0,24 сек., одноименной с блином - 0,24-0,26 сек.

Скрытый период реакции на движущийся предмет слагается из четырех элемен­тов:

1. Человек должен увидеть движущийся предмет (мяч, игрока).

2. Оценить направление и скорость его движения.

3. Выбрать план действий.

4. Начать его осуществление.

Основная доля этого времени (более 80%) уходит на зрительное восприятие, т.е. умение видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Эта способность тренируема и ее развитию на занятиях следует уделять особое внимание. Для этого используются упражнения с реакцией на движущийся объект. При их выполнении следует:

• постепенно увеличивать скорость движения объекта;

• сокращать дистанцию между объектом и занимающимися;

• уменьшать размеры движущегося объекта.

Одним из средств развития этой способности может быть игра в баскетбол, фут­бол или ручной мяч с мячами меньшего размера, чем обычные.

Важное значение на сокращение времени реакции имеет умение человека пре­дугадывать движение, скажем, полет мяча в футболе или шайбы в хоккее, по дей­ствиям игрока, производящего удар. Так, в современном хоккее скорость полета шайбы в бросках достигает свыше 50 м/с. Это значит, что с расстояния до 10м. вратарь практически не успевает среагировать на брошенную шайбу. Однако очень часто вратарь удачно реагирует на шайбу, брошенную даже с более близкого рас­стояния. Это происходит благодаря предугадыванию, предвосхищению (антиципа­ции) полета шайбы.

Реакция выбора связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда воз­можных в соответствии с изменением поведения партнера, противника или окру­жающей обстановки. Этот гораздо более сложный тип реакции. Здесь время реак­ции во многом зависит от большого запаса тактических действий и технических приемов, выработанных в длительной тренировке, от умения мгновенно выбрать из них наиболее выгодных.

 

3.2 Способность к выполнению одиночных   движений с максимальной скоростью.

Быстрота одиночного движения проявляется в способности с высокой скоро­стью выполнять отдельные двигательные акты.

Это, например, скорость движения руки при метании копья, ударе по волейбольному мячу, уколе в фехтовании, ско­рость движения ноги при ударе по футбольному мячу или клюшки при выбрасыва­нии в хоккее с шайбой. Наибольшая быстрота одиночного движения достигается при отсутствии добавочного внешнего сопротивления

3.3 Способность к выполнению движений в максимальном темпе.

Многие путают   понятие "темп" и близко связано с ним понятие "скорость", но они не тождественны.

Темп – это количество движений в единицу времени (шагов, ударов).

Спринтер делает 5 шагов в сек, а бежит со скоростью 10 м в секунду.

К настоящему времени накоплен ряд научных фактов, которые показывают, что и эти способности имеют сложную структуру. В частности, установлено, что макси­мальный темп элементарных скоростных движений нельзя считать единой формой проявления скоростных способностей. Об этом свидетельствует тот факт, что меж­ду показателями максимального темпа, проявляемого в движениях, выполняемых из разных исходных положений, с отягощениями различного веса и без отягоще­ний, с изменением амплитуды движений отсутствует тесная взаимосвязь.

Более высокие показатели максимального темпа наблюдаются в движениях вер­хних конечностей - по сравнению с нижними; правых - по сравнению с левыми; дистальных - по сравнению с проксимальными. Следовательно, существует своеоб­разная топография максимальных темповых возможностей человека.

Элементарные формы проявления быстроты в различных сочетаниях и в сово­купности с другими способностями и техническими навыками обеспечивают комп­лексное проявление скоростных способностей в сложных двигательных актах, ха­рактерных для конкретного вида спортивной деятельности.

К комплексным формам проявления относятся:

· способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной

(стартовые скоростные способности) - стартовый разгон в спринтерском беге, конь­кобежном и гребном спорте, бобслее, рывки в футболе, "доставание" укороченного мяча в теннисе;

· способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости (дистан­ционные скоростные способности) - в беге, плавании и других циклических локомоциях, способность быстро переключаться с одних действий на другие и т.п.

Скоростные способности человека очень специфичны. Можно очень быстро вы­полнять одни движения и сравнительно медленнее - другие, обладать хорошим стар­товым ускорением и невысокой дистанционной скоростью и наоборот. Тренировка в быстроте реакции практически не скажется на частоте движений. Знание этих фактов очень важно для практики. Так, при подборе физических упражнений, на­пример, для баскетболистов, футболистов, теннисистов, для которых главной яв­ляется стартовая скорость, соответственно, нужно основное внимание уделять не бегу по дистанции, а стартовым ускорениям из разных положений и быстрым изме­нениям направления движения. А в занятиях, например, с прыгунами в длину сле­дует стремиться к повышению дистанционной скорости, а не стартового разгона. Относительная независимость между отдельными формами скоростных способно­стей говорит о том, что нет, очевидно, единой причины, обуславливающей макси­мальную скорость во всех без исключения двигательных заданиях. Прямой (непос­редственный) перенос скоростных способностей наблюдается только в координа­ционно-сходных двигательных действиях. Так, в упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение, улучшение результата в прыжках с места скажется на показателях в спринтерском беге, толкании ядра, в то же время на ско­рости плавания и удара в боксе это не отразится. Значительный перенос скорост­ных способностей в координационно-различных движениях наблюдается только у слабо физически подготовленных людей.

4. Средства развития скоростных способностей

К скоростным упражнением есть несколько общих требований

· Они должны быть хорошо изучены, техника доведена до автоматизма

· Обьем малый (до утомления) повторы также до утомления

· Интенсивность максимальная

Часто применяют

· Циклические упражнения (спринт)

· Упражнения по сигналам

Например:

• низкий старт в беге по команде преподавателя;

• в ходьбе по кругу - на неожиданный резкий, короткий сигнал преподавателя (хлопок в ладоши, свисток) выполнить прыжок вверх или в сторону, приседание, из­менить направление движения на 180 или 360;

• по ожидаемому сигналу преподавателя выполнить простой бросок (от груди или из-за головы) набивного мяча и т.д.

Упражнения "на быстроту реакции" выполняют в облегченных условиях; в усло­виях, максимально приближенных к соревновательным, а также в вариативных си­туациях. Например, для развития быстроты двигательной реакции при старте в спринте можно использовать начало движения из различных исходных положений: из положения высокого старта; из упора присев; из положения широкого выпада; из положения стоя на коленях или лежа на спине и др.

В том случае, когда выполнение упражнения связано с реагированием на звук, то целесообразно применять разнообразные сигналы - от самых громких (выстрел, свисток) до очень тихих, к примеру, щелчок пальцами. Использование звуковых раз­дражителей различной силы, во-первых, позволяет избежать адаптации к его силе, во-вторых, усложняет ситуацию: ученик должен быть более внимательным и собран­ным, чтобы среагировать на сигнал.

· Подвижные игры с ускорениями и сигналами

· Эстафеты

· Упражнения «взрывного характера»

· Упражнения с естественным ограничением времени (подкинул мяч, присел, встал, поймал мяч)

 

5. Методы развития силовых способностей

5.1 Стандартный интервальный (повторный)

Термин «повторный метод» часто применяют, когда упражнение каждый раз выполняется с максимальной интенсивностью, для скоростных он является основным:

Обьем – 5 – 20 сек, повторы 2 – 10 по состоянию до утомления

Интенсивность 90 – 100%

Отдых между повторами полный, до чсс 90 – 120 ударов в минуту, до ощущения готовности к повтору, 1.5 – 3 мин и более в предсоревновательной подготовке.

Предполагается постепенное изменение скорости в повторах.

5.2  Вариативный – контрастное выполнение упражнение в переменной интенсивности (медленно – быстро). Объем остается малым, а интенсивность меняется от низкой к высокой, например, по сигналу.

5.3  Игровой – использование подвижных и спортивных игр с ускорениями, сигналами.

5.4  Соревновательный – когда есть противник, мотивация выполнять упражнение быстро возрастает. Часто используют задания в парах на опережение, эстафеты.

 

6. Особенности методики развития скоростных способностей

6.1 Планировать развитие скоростных способностей в первой половине урока, до наступления утомления

6.2 Использовать полные отдыхи, во время отдыха использовать вибрационные упражнения

6.3 Возможно применения незначительных отягощений, менее 30 % от максимального

6. 4 Варьировать тренировочные упр и нагрузки, избегать возникновения «скоростного барьера»

В практике нередко приходится наблюдать длительную остановку в росте спортивных результатов в тех видах спорта, в которых преимущественно проявля­ются скоростные качества. Несмотря на продолжающиеся тренировки, результаты в спринтерских упражнениях не улучшаются.

Образуется, так называемый, "скоростной барьер". Одной из причин этого явле­ния следует считать продолжительное применение одних и тех же средств, мето­дов, нагрузок и условий занятий. В результате возникают условия к образованию двигательного динамического стереотипа, т.е. стойкой системности нервных про­цессов в коре больших полушарий головного мозга. Это, в свою очередь, приводит к стабилизации скоростных параметров движений, в силу чего они с большим тру­дом поддаются дальнейшему совершенствованию.

Поэтому одной из важнейших задач при развитии скоростных способностей яв­ляется предупреждение образования скоростного барьера, а если он возник - его разрушение и ослабление.

Для предупреждения "скоростного барьера" в занятиях с начинающими, необ­ходимо не спешить с узкой специализацией в каком-либо упражнении, а добивать­ся относительно высоких результатов, используя иные средства при их широкой вариативности. Скоростные упражнения следует применять не в стандартном, не­изменном виде, а в вариативных изменяющихся ситуациях и формах.

Очень полезны подвижные и спортивные игры, упражнения на местности.

При занятиях с квалифицированными спортсменами уменьшается объем нагруз­ки в соревновательном упражнении и увеличивается удельный вес скоростно-силовых и других общеподготовительных и специально-подготовительных упражне­ний.

Для преодоления "скоростного барьера" создают облегченные условия, в кото­рых бы спортсмен превысил свою наивысшую скорость и сумел запомнить эти но­вые ощущения большой скорости.

Скорость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы спортсмен мог в бли­жайшее время показать такую же в обычных условиях.

В ряде случаев целесообразным оказывается прекращение на некоторое время занятий в избранном виде и переключение на иные виды физических упражнений, с помощью которых можно повысить уровень скоростно-силовых качеств.

6.5  Учитывать, что другие качества и способности также могут положительно влиять на развитие скоростных способностей:

Гибкость придает мышцам элластичность, свободу движений

Скоростно – силовые упражнения дают положительный перенос для скоростных

Координационные упражнения позволяют избегать лишних движений, зажатости

6.7 Уделять большое   скоростным упражнениям в начальной школе, у подростков. В дальнейшем роль скоростных упражнений снижается, для взрослых и пожилых скоростные упр практически   не применяются.

Вопрос:

раскройте роль скоростных упражнений в вашем ИВС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: