1. Методика «Палитра интересов» (Савинов)
Ноябрь
Класс (III этап)
Личностные
1. Методика «Самооценка Дембо – Рубинштейна»
2. Опросник мотивации Н.Г. Лускановой
Сентябрь, март
Регулятивные
1. Методика «Интеллектуальная лабильность» модификации С.Н.Костроминой.
Познавательные
1. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» 1-4 субтесты (Э.Ф.Замбацявичене)
Коммуникативные
1. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Э. М. Александровская, Ст. Громбах(модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)
Выявление одаренных детей
1. Методика «Палитра интересов» (Савинов)
Ноябрь
Готовность к переходу в 5 класс
1. Тест школьной тревожности Филлипса
2. Методика сочинения (Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева)
Апрель
В систему диагностики универсальных учебных действий педагогом-психологом дополнительно к известным психодиагностическим тестам и опросникам могут быть включены наблюдение, анкетирование родителей и педагогов.
Коррекционно – развивающее направление
(Программа «Психологическая азбука» 1-4 класс» Т.А.Аржакаева,И.В.Вачков,А.Х.Попова)
Цель развивающей деятельности – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.
Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей – установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всех занятий – психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.
Структура группового занятия со школьниками.
· Ритуалы приветствия – прощания сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия.
· Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Может проводиться в начале занятия, между отдельными упражнениями. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
· Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса (развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы). Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны располагаться от простого к сложному (с учетом фактора утомления детей).
· Рефлексия занятия – оценка занятия в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
При проведении занятий используются методы:
· психолого-педагогические игры;
· развивающие упражнения;
· диагностические методы (мониторинг уровня личностно-мотивационного развития, эмоционального состояния ученика);
· рисуночные методы.
Принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Консультативное направление
2.
Групповые консультации для ШМО начальной школы «Проблемы внедрения ФГОС и пути их решения»
Педагоги
В теч. года
3.
Индивидуальные консультации для учителей по результатам психологической диагностики учащихся. Оформление индивидуальных карт развития учащихся
Педагоги
В теч. года
4.
Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и развития (по запросам)
Родители
В теч. года
5.
Консультирование педагогов по результатам итоговой диагностики развития УУД учащихся начальной школы
Педагоги
Апрель, май
6.
Индивидуальные консультации учащихся
(по запросу)
Учащиеся
В теч. года
План
Психолого-педагогического сопровождения ФГОС в 1-4 классах