Основные понятия стилистики

Стилистика и редактирование русского языка

Олег Витальевич

Основные понятия стилистики

  1. Предмет и задача стилистики
  2. Стилистические коннотации
  3. Понятие функционального стиля. Основание классификации функциональных стилей.

 

1.В зависимости от сферы применения языка содержания высказывания, ситуации и целей общения, выделяются несколько функционально-стилевых разновидностей(стилей), которые характеризуются определенной системой отбора и организацией в них языковых средств.

Объектом исследования стилистики являются единицы языковой системы всех уровней в их совокупности.

Функциональная стилистика выдвигает на 1 план задачу объективного исследования естественного использования речи, различных ее типов, разновидностей, т.е. «изучает диалектику языка в речи»(развитие – Алла Васильева). Функциональная стилистика происходит на смену традиционной (20 гг 20 века). Рассматривает стиль как систему статического характера, где многообразно реализуется диалектический закон перехода количества в качество. И различия между стилями выражаются не только в наличии разных качественных признаков, но и в различных количественных проявлениях качественно-общих признаков.

Главная задача стилистики – изучение и описание функциональных стилей, признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц, которые объединяют их в частные функционально-однородные подсистемы.

 

2.Языковые единицы кроме своего основного содержания (денотация), могут иметь дополнительные семантические (смысловые) или стилистические значения и окраску(стилистические коннотации), которые ограничивают возможности употребления данной единицы языка определенными сферами и условиями общения..

Различаются 2 разновидности стилистических коннотации – национально-экспрессивные (оценочные) и функционально-стилевые.  национально-экспрессивные коннотации связаны с выражением отношения к предмету (веточка, дурочка, козленок, труженик, мученик). Языковые средства с такой окраской традиционно делят на мелиоративные, выражающие положительное отношение к высказываемому (энтузиаст, восхитительный, несгибаемый, одухотворенный) и пейоративные (оскорбительные), выражающие отрицательное отношение к предмету (главарь. примиренчество, белоручка). Среди положительных окрасок выделяются возвышенная, торжественная, риторическая (беззаветное служение родине, водрузить стяг, за державу обидно), одобрительная, ласкательная (голубонька, барашек). Среди отрицательных выделяют пренебрежительную (болтун, замухрышка), неодобрительную (лежебока, тащиться), презрительные (аноним),

   Функционально-стилевые коннотации обусловлены преимущественным употреблением языковой единицы в какой-то определенной сфере общения. Традиционно такие средства с такой окраской разделяются на книжные (отчизна, уведомление, чрезмерный, крайний) и разговорные (поставить на ноги, понарассказывать, в отпуску, 500 грамм). Разговорные единицы употребляются преимущественно в устной речи, в бытовом общении. Их использование в письменной речи ограничивается художественной литературой и публицистикой.

   В научной литературе, официально-деловых документах разговорные единицы не уместны.

К разговорным очень близки просторечные языковые элементы. Стоящие на грани литературного употребления, часто они даже не литературные языковые единицы. К книжным относятся стилистически ограниченные и закрепленные в своем употреблении языковые единицы, встречающиеся преимущественно в письменной речи, не характерные для обычного разговора. Они используются в научной литературе, публицистике, официально-деловых документах и художественной литературе. Среди книжных еще выделяются обще-книжные (истина, начинание, аналогия, аспект, ибо, быть в отпуске, килограммов) и …

Ряд книжных слов имеет также поэтическую окраску (ланиты. очи, дивный, лучезарный, скорбь, кручина) они употребляются в особых формах речи с определенной целью. Часто стилистическая окраска бывает двуплановая. Указывает не только на сферу распространения звуковой единицы, но и на ее оценочный характер(балбес, спрятаться в кусты, педант). С формами образования оценочных суждений – просто – приставки, суффиксы..

   Книжные, разговорные и просторечные языковые элементы могут соотноситься с нейтральными, незакрепленными за какой-либо определенной сферой общения имеющими нулевую стилистическую окраску.

   За пределами стилистической парадигмы находятся многие термины и общеупотребительные языковые единицы, не имеющие стилистических синонимов.

 

26 сен. 09 г.

 

3. Функциональный стиль – это исторически сложившаяся и общественно-особенная разновидность литературного языка, функционирующая в определенной сфере человеческой деятельности и общения, создаваемая особенностями употребления в этой сфере языковых средств и их специфическая организация.

 

В основе классификации стилей лежат экстра-линвистические (лежащие вне языка) факторы: сфера применения языка, обусловленная ею тематика, цели общения. Сферы применения языка соотносятся с видами деятельности человека, которые соответствуют тем или иным формам общественного сознания (наука, политика, искусство… - научная деятельность, деловая, административно-правовая и художественная. Соответственно этой деятельности выделяют и книжные стили – научный, оф-дел, публицистический, художественный). Стилям этим противопоставлен стиль неофициальной речи, экстралингвистической основой которого является сфера бытовых отношений и общения. Сферы применения языка влияют в значительной мере на тематику и содержание высказывания. Каждая из сфер имеет свои актуальные темы. Публицистика и худ, оф-дел…однако в разных сферах может обсуждаться одна и та же тема, хотя цели преследуются различные.

 

В каждом стиле можно выделить стилистически-окрашенные языковые единицы, употребляющиеся по преимуществу в данной сфере. Однако стиль не следует понимать лишь как сочетание стилистически маркИрованных средств, как результат суммирования в процессе функционирования языка единиц одной стилистической окраски. Одни и те же языковые средства (морфологического уровня, фонетического и синтаксического) могут использоваться в разных сферах деятельности, соединяя все стили в единую языковую систему. Т.о. в процессе функционирования в соответствии с той или иной коммуникативной задачей, происходит отбор языковых средств и их своеобразная организация, благодаря корой эти единицы оказываются взаимосвязанными по функциональному значению.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: