1. Разрешающие установки к суицидальному поведению.
2. Так называемая негативная триада, характерная иД3 депрессивных состояний: негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего. Собственная личность предстает как ничтожная, не имеющая права жить, расценивается как место потерь и разочарований; будущее мыслится как бесперспективное, безнадежное.
3. «Туннельное видение» — неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида.
4. Наличие суицидальных мыслей, намерений, планов. Степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, оформилось намерение совершить самоубийство («я сделаю это. другого выхода нет») и появился конкретный план, который включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и месте. Чем более обстоятельно разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации.
|
|
Вопросы: Может ли ситуация измениться к лучшему? Есть ли какой-нибудь выход из сложившегося положения? Думает ли собеседник о самоубийстве? Как часто ему приходят в голову такие мысли? Как он оценивает подобные поступки? У него есть конкретный план? Решил ли он, когда это сделает? Каким образом собирается уйти из жизни? Есть ли у него средства самоубийства — таблетки, оружие и т. п.; знает ли он, где это приобрести? Что могло бы изменить его намерения? Что можно сделать (что должно произойти), чтобы его намерения изменились?
5. Импульсивность как характерологическая черта играет важную роль в суицидальном поведении, особенно у подростков. Импульсивный человек может в течение нескольких минут перейти от мысли о самоубийстве к су-ицидальным действиям. Поэтому, когда мы имеем дело с Подростком, важно помнить, что отсутствие суицидального плана в настоящее время ничего не говорит о степени суицидального риска. Подросток с любыми признаками суицидальной активности должен находиться под постоянным наблюдением взрослых, разумеется, это наблюдение должно быть неназойливым и тактичным. Другими словами, его нельзя предоставлять самому себе.
6. Существенное значение имеет доступность средств суицида (фармакологические препараты всегда под рукой или их еще нужно приобрести и т. п.). Степень летальности средств суицида не имеет определяющего значения в оценке степени риска суицидального поведения. Если суицидент воспользовался неэффективными средствами, попытка все же совершена, при этом вероятность суицидального поведения в будущем возрастает.
|
|
Подростки, в отличие от здоровых взрослых, чаше используют жестокие средства суицида, такие, как прыжки с высоты — в данном случае нет необходимости специально готовиться к суицидальному акту.
Эмоциональные индикаторы суицидального риска
1) амбивалентность по отношению к жизни;
2) депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
3) переживание горя.
Вопросы: Как пациент себя чувствует в последнее время. Какое у него теперь настроение? Часто ли его охватывает отчаяние (и другие сильные негативные чувства: острое чувство вины, отвращения к себе, беспомощности, безнале*" ности)? Когда он в последний раз чувствовал сильную подавленность? Сколько времени это продолжалось?
Ресурсы (средства решения проблем)
Это те «сильные стороны» человека, которые служат основой его жизнестойкости и увеличивают вероятность. Преодолеть кризис с позитивным балансом.
Внутренние ресурсы
• инстинкт самосохранения;
• интеллект;
• социальный опыт;
• коммуникативный потенциал;
• позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы
• поддержка семьи и друзей;
• стабильная работа;
• приверженность религии;
• устойчивое материальное положение;
• медицинская помощь;
• индивидуальная психотерапевтическая программа.