Когнитивные индикаторы суицидального риска

1. Разрешающие установки к суицидальному поведению.

2. Так называемая негативная триада, характерная иД3 депрессивных состояний: негативные оценки своей лич­ности, окружающего мира и будущего. Собственная лич­ность предстает как ничтожная, не имеющая права жить, расценивается как место потерь и разочарований; будущее мыслится как бесперспективное, безнадежное.

3. «Туннельное видение» — неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида.

4. Наличие суицидальных мыслей, намерений, планов. Степень суицидального риска прямо связана с тем, име­ются ли у человека только неопределенные редкие мыс­ли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, оформилось намерение совершить самоубийство («я сделаю это. другого выхода нет») и по­явился конкретный план, который включает в себя реше­ние о методе самоубийства, средствах, времени и месте. Чем более обстоятельно разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации.

Вопросы: Может ли ситуация измениться к лучшему? Есть ли какой-нибудь выход из сложившегося положения? Думает ли собеседник о самоубийстве? Как часто ему при­ходят в голову такие мысли? Как он оценивает подобные поступки? У него есть конкретный план? Решил ли он, ко­гда это сделает? Каким образом собирается уйти из жиз­ни? Есть ли у него средства самоубийства — таблетки, ору­жие и т. п.; знает ли он, где это приобрести? Что могло бы изменить его намерения? Что можно сделать (что должно произойти), чтобы его намерения изменились?

5. Импульсивность как характерологическая черта иг­рает важную роль в суицидальном поведении, особенно у подростков. Импульсивный человек может в течение нескольких минут перейти от мысли о самоубийстве к су-ицидальным действиям. Поэтому, когда мы имеем дело с Подростком, важно помнить, что отсутствие суицидального плана в настоящее время ничего не говорит о степе­ни суицидального риска. Подросток с любыми признака­ми суицидальной активности должен находиться под по­стоянным наблюдением взрослых, разумеется, это наблю­дение должно быть неназойливым и тактичным. Другими словами, его нельзя предоставлять самому себе.

6. Существенное значение имеет доступность средств суицида (фармакологические препараты всегда под рукой или их еще нужно приобрести и т. п.). Степень летальности средств суицида не имеет определяющего значения в оцен­ке степени риска суицидального поведения. Если суицидент воспользовался неэффективными средствами, попыт­ка все же совершена, при этом вероятность суицидально­го поведения в будущем возрастает.

Подростки, в отличие от здоровых взрослых, чаше ис­пользуют жестокие средства суицида, такие, как прыжки с высоты — в данном случае нет необходимости специ­ально готовиться к суицидальному акту.

Эмоциональные индикаторы суицидального риска

1) амбивалентность по отношению к жизни;

2) депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;

3) переживание горя.

Вопросы: Как пациент себя чувствует в последнее время. Какое у него теперь настроение? Часто ли его охватывает отчаяние (и другие сильные негативные чувства: острое чув­ство вины, отвращения к себе, беспомощности, безнале*" ности)? Когда он в последний раз чувствовал сильную по­давленность? Сколько времени это продолжалось?

Ресурсы (средства решения проблем)

Это те «сильные стороны» человека, которые служат основой его жизнестойкости и увеличивают вероятность. Преодолеть кризис с позитивным балансом.

Внутренние ресурсы

• инстинкт самосохранения;

• интеллект;

• социальный опыт;

• коммуникативный потенциал;

• позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы

• поддержка семьи и друзей;

• стабильная работа;

• приверженность религии;

• устойчивое материальное положение;

• медицинская помощь;

• индивидуальная психотерапевтическая программа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: