Одним из важнейших элементов ценовой политики предприятия выступает определение базовой цены реализации товара . Базовая цена определяется предприятием исходя из денежного выражения индивидуальных текущих издержек на производство и реализацию продукции плюс норма прибыли или рентабельность производства продукции, т.е. минимально необходимая цена реализации . Индивидуальные текущие издержки на производство и реализацию товара и индивидуальные запросы производителей по его прибыльности выступают основными факторами отклонения базовой цены от фактической рыночной цены продажи.
К методам ценообразования на основе себестоимости относятся следующие методы:
1) метод полных затрат;
2) метод сокращенной себестоимости.
Метод полных затрат . Применение метода полных затрат предполагает использование следующих показателей себестоимости:
· фактическая (отчетная) себестоимость;
· плановая себестоимость;
· нормативная себестоимость.
Наиболее эффективно для ценообразования применять нормативную себестоимость . В этом случае расчет полной себестоимости производится на основе существующих норм и нормативов расходуемых ресурсов. Такой расчет исключает всевозможные лишние затраты, возникающие в результате отклонения от технологии производства товара, неэффективной системы управления предприятием, способствует снижению затрат.
|
|
Методы ценообразования, рассмотренные ниже, предполагают включение в цену продукции, помимо себестоимости, определенного процента наценки. Однако показатель себестоимости в каждом случае рассчитывается по-разному.
Метод ценообразования на основе переменных затрат . Сущность данного метода заключается в расчете некоторой процентной наценки к переменным затратам для каждого вида продукции. Для расчета используются две формулы.
· Процент наценки (ПН) :
,
где ПП — плановая прибыль;
СПЗ — суммарные постоянные затраты;
СППЗ — суммарные переменные производственные затраты.
· Удельные переменные затраты (УПЗ) :
,
где СППЗ — суммарные переменные производственные затраты,
К — количество реализованных единиц продукции.
Цена на основе переменных затрат (БЦ) :
БЦ = УПЗ + УПЗ ∙ ПН,
где УПЗ — удельные переменные затраты;
ПН — процент наценки.
Цена устанавливается суммированием процентной надбавки и переменной себестоимости. Она должна покрыть всю сумму затрат и обеспечить получение желаемой прибыли.
Метод определения цены на основе сокращенной себестоимости . Под сокращенной себестоимостью понимается сумма прямых переменных затрат. Метод получил достаточно широкое распространение в условиях рыночных отношений. Сущность метода состоит в определении начального уровня оптовой цены на основе прямых переменных затрат. Главный критерий отнесения затрат к категории переменных — это зависимость их от объемов производимой продукции.
|
|
Принятие решений о ценообразовании во многом определяет продолжительность действия принимаемого решения — так называемый временный горизонт решения . С принятием краткосрочного решения о цене связано понятие «краткосрочный нижний предел цены», соответственно, с принятием долгосрочного решения о цене — «долгосрочный нижний предел цены».
Краткосрочный нижний предел цены означает цену, которая покрывает только переменную часть затрат. Продажа товаров по переменным затратам может возникнуть у предприятия, когда у него появляется возможность установить отдельные цены на разовый заказ. Снижать цену на такие заказы можно до уровня переменных затрат. Учитывая краткосрочный характер принимаемого решения, долгосрочные последствия, как правило, становятся несущественными.