Полная и сокращенная себестоимость в ценообразовании

Одним из важнейших элементов ценовой политики предприятия выступает определение базовой цены реализации товара . Базовая цена определяется предприятием исходя из денежного выражения индивидуальных текущих издержек на производство и реализацию продукции плюс норма прибыли или рентабельность производства продукции, т.е. минимально необходимая цена реализации . Индивидуальные текущие издержки на производство и реализацию товара и индивидуальные запросы производителей по его прибыльности выступают основными факторами отклонения базовой цены от фактической рыночной цены продажи.

К методам ценообразования на основе себестоимости относятся следующие методы:

1) метод полных затрат;

2) метод сокращенной себестоимости.

Метод полных затрат . Применение метода полных затрат предполагает использование следующих показателей себестоимости:

· фактическая (отчетная) себестоимость;

· плановая себестоимость;

· нормативная себестоимость.

Наиболее эффективно для ценообразования применять нормативную себестоимость . В этом случае расчет полной себестоимости производится на основе существующих норм и нормативов расходуемых ресурсов. Такой расчет исключает всевозможные лишние затраты, возникающие в результате отклонения от технологии производства товара, неэффективной системы управления предприятием, способствует снижению затрат.

Методы ценообразования, рассмотренные ниже, предполагают включение в цену продукции, помимо себестоимости, определенного процента наценки. Однако показатель себестоимости в каждом случае рассчитывается по-разному.

Метод ценообразования на основе переменных затрат . Сущность данного метода заключается в расчете некоторой процентной наценки к переменным затратам для каждого вида продукции. Для расчета используются две формулы.

· Процент наценки (ПН) :

,

где ПП — плановая прибыль;

СПЗ — суммарные постоянные затраты;

СППЗ — суммарные переменные производственные затраты.

· Удельные переменные затраты (УПЗ) :

,

где СППЗ — суммарные переменные производственные затраты,

К — количество реализованных единиц продукции.

Цена на основе переменных затрат (БЦ) :

БЦ = УПЗ + УПЗ ∙ ПН,

где УПЗ — удельные переменные затраты;

ПН — процент наценки.

Цена устанавливается суммированием процентной надбавки и переменной себестоимости. Она должна покрыть всю сумму затрат и обеспечить получение желаемой прибыли.

Метод определения цены на основе сокращенной себестоимости . Под сокращенной себестоимостью понимается сумма прямых переменных затрат. Метод получил достаточно широкое распространение в условиях рыночных отношений. Сущность метода состоит в определении начального уровня оптовой цены на основе прямых переменных затрат. Главный критерий отнесения затрат к категории переменных — это зависимость их от объемов производимой продукции.

Принятие решений о ценообразовании во многом определяет продолжительность действия принимаемого решения — так называемый временный горизонт решения . С принятием краткосрочного решения о цене связано понятие «краткосрочный нижний предел цены», соответственно, с принятием долгосрочного решения о цене — «долгосрочный нижний предел цены».

Краткосрочный нижний предел цены означает цену, которая покрывает только переменную часть затрат. Продажа товаров по переменным затратам может возникнуть у предприятия, когда у него появляется возможность установить отдельные цены на разовый заказ. Снижать цену на такие заказы можно до уровня переменных затрат. Учитывая краткосрочный характер принимаемого решения, долгосрочные последствия, как правило, становятся несущественными.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: