Лабораторная работа № 9

Тема: конструкция масляной системы.

Цель: Изучить конструкцию масляной системы.

 

Ход работы:

Масляная система служит для соз­дания необходимого давления и под­вода масла к трущимся деталям, отво­да тепла от них, а также для удаления продуктов износа и частиц нагара, по­падающих между трущимися поверх­ностями. Масляная система состоит из внутренней и внешней. Внутренние си­стемы смазки дизелей представляют собой совокупность каналов и трубок в деталях, обеспечивающих подвод масла ко всем механизмам деталей. Системы подвода масла к деталям у всех дизелей принципиально одинако­вы. Из внутренней системы, например, дизеля ПД1М (рис. 1) насос 3 за­бирает масло по маслоотводящей тру­бе 1 из поддона дизеля и подает его во внешнюю систему. Внешние системы обеспечивают циркуляцию, очистку и охлаждение масла, забираемого из поддона дизеля и подводимого к его масляному коллектору. Внешняя масляная система содержит насосы, охладители масла, фильтры, контрольные и защитные приборы. Пройдя внешнюю систему, охлажденное и очищенное масло по­ступает в масляный коллектор 5 дизе­ля, из которого оно по каналам 2 по­дается к коренным и шатунным под­шипникам коленчатого вала. От ша­тунных шеек коленчатого вала масло подается по каналам 8 в шатунах на охлаждение поршней и смазывание трущихся деталей цилиндропоршневой группы. Для смазывания подшипников распределительного вала масло от коллектора подводится к трубкам 7. К рычагам толкателей масло подается по трубкам 9 и далее по каналам 15 и 14 в рычагах и штангах толкателей - на смазывание рычагов механизма га­зораспределения. От масляного кол­лектора масло поступает также к ше­стерням привода распределительного вала (по трубке 13) и к подшипникам турбокомпрессора (по трубкам 10, 11). После смазывания деталей и сбороч­ных единиц дизеля масло сливается в поддон дизеля 17 (маслосборник). Внешние масляные системы дизе­лей 10Д100, 5Д49 и ПД1М различают­ся числом масляных насосов, распо­ложением трубопроводов и фильтров, типом охладителей масла и способами соединения отдельных элементов си­стемы.

Тепловоз 2ТЭ10В. В системе (рис.2) установлен один масляный насос 1, обеспечивающий циркуляцию мас­ла под давлением в основном контуре, включающем масляную ванну в кар­тере дизеля, трубопровод, охладитель масла (водомасляный теплообменник) 10, фильтр грубой очистки 13 и масля­ные коллекторы дизеля с его внутрен­ней системой. Помимо основного кон­тура, масляная система имеет ряд до­полнительных контуров: два незави­симых друг от друга контура тонкой очистки масла, контур прокачивания масла перед пуском дизеля, а также контур смазывания редукторов.

Рисунок- 1масляная система 10Д-100

1-маслоотводящий канал; 2-канал в КВ; 3-масляный насос; 4-фильтр грубой очистки масла; 5-масляный коллектор; 6-трубка к коренному подшипнику; 7-трубка к подшипнику распределительного вала; 8-канал в шатуне; 9-трубка к рычагам толкателя; 10-подвод к фильтру турбокомпрессора;11- подвод к подшипникам турбокомпрессора; 12-слив масла с турбокомпрессора; 13-подвод масла к шестерням; 14-подвод к рычагам клапанов газораспределения; 15-подвод к распределительным шестерням; 16-подвод к приводу масляного насоса; 17-маслосборник.

 

После масляного насоса 1 около 5-6% масла направляется к бумаж­ным фильтрам тонкой очистки 12, от­куда сливается снова в картер дизеля. Так как часовая подача насоса раз в 70 превышает объем масла в дизеле, то такой доли масла, направляемой в фильтры тонкой очистки, вполне до­статочно для его очистки. Кроме того, второй контур очистки - контур цент­робежной очистки - обеспечивает очи­стку еще 10% объема масла. Контур центробежной очистки включает до­полнительный масляный насос, уста­новленный в картере дизеля, и цент­робежный очиститель масла, после ко­торого масло стекает обратно в кар­тер дизеля. В картере установлен пре­дохранительный клапан, который при достижении в картере давления масла 0,8-1,02 МПа перепускает часть мас­ла в основной контур. Маслопрокачивающий шестерен­ный насос 6, соединенный с электро­двигателем, служит для прокачки мас­ла в системе перед пуском дизеля для надежной подачи масла к его трущим­ся деталям, чтобы устранить задиры и уменьшить затраты мощности при пуске. Масло забирается насосом из картера дизеля и через невозвратный клапан 7 подается в фильтр грубой очистки, откуда поступает в масляные коллекторы дизеля и далее во внут­реннюю систему. Время прокачки мас­ла 1,5 мин определяется настройкой реле времени. Для смазывания под­шипников редукторов масло поступа­ет после фильтра тонкой очистки 12 через предохранительный клапан, от­регулированный на давление 0,07- 0,08 МПа.

В масляной системе дизеля уста­новлены устройства автоматической защиты и приборы контроля. Защита дизеля от работы без масла или с по­ниженным его давлением осуществ­ляется двумя реле давления. При па­дении давления масла в конце верх­него коллектора ниже 0,05-0,06 МПа происходит остановка дизеля в резуль­тате воздействия реле давления на цепь питания электромагнита золот­ника остановки регулятора; при паде­нии давления ниже 0,11 МПа проис­ходит сброс нагрузки в результате воз­действия другого реле давления на цепь возбуждения генератора. Температура масла контролируется термореле 8, которое устанавливается на выходе масла из дизеля.

        Реле срабатывает при температуре масла 85оС и снимает нагрузку с дизеля.




double arrow
Сейчас читают про: