Что характерно для молодёжных субкультур?

· Определённая знаковая символика: одежда, причёска, жаргон, приверженность музыкальным, спортивным или иным кумирам.

· Особый стиль поведения: формы общения и взаимодействия внутри группы, а также формы реакции на окружающую действительность.

· Относительная общность интересов: прежде всего в музыке, но не только. Спорт, религия, философские или революционные идеи…

· Своеобразные формы объединения: тусовки, банды, клубы фанатов и мотоклубы и тому подобное.

· Общие объекты для поклонения или подражания: например, рок-группы или рок-музыканты.

А какие типы самодеятельности молодёжи принято выделять?

· Агрессивная: стремится к насаждению своих идей и подавлению оппонентов; основана на культе той или иной личности, культе вождя; в иерархии ценностей наиболее важной является физическая сила; самоутверждение наглядно, примитивно.

· Эпатажная: представляет собой открытый вызов сложившимся ценностям и нормам, как в обыденной жизни – одежде, манерах, так и в духовной – литературе, искусстве, науке.

· Альтернативная: разрабатывает альтернативную систему ценностей, которая противостоит доминирующей и призвана её заменить.

· Конструктивная или социальная: направлена на решение реальных проблем.

· Политическая: целью её является изменение существующего строя или политической ситуации в стране.

Расскажите об известных вам молодёжных субкультурах, используя названные признаки как план своего выступления. Подумайте и над тем, к какому типу самодеятельности их можно отнести.

Проблемы молодёжи.

Разумеется, проблемы приходится решать не только молодёжи. Есть универсальные: для всех возрастов. Например, связанные с межличностными отношениями. Или проблемы выбора одного из альтернативных (взаимоисключающих) вариантов.

Однако особенности социального положения молодёжи – переходность, нестабильность – порождают и уникальные проблемы. Назовём некоторые из них.

Начнём с экономических. В своём большинстве молодёжь недостаточно материально обеспечена.

Разумеется, в обществе, расколотом социальным неравенством, неравны и стартовые возможности молодых людей. Но даже представители высшего класса – «золотой молодёжи» – чаще всего не могут самостоятельно распоряжаться семейными финансами и так или иначе зависят от родителей.

Профессиональная успешность всё больше связывается с качественным образованием. Желание получить его отодвигает начало трудовой деятельности, а значит и финансовую независимость.

Занять престижную и высокооплачиваемую должность в начале карьеры довольно трудно: этому препятствует недостаток практического опыта и знаний. Зарплата молодых работников обычно ниже средней.

Особенно эта проблема обостряется в кризисные периоды. Растёт безработица, молодому специалисту тяжело трудоустроиться.

Ситуация осложняется и тем, что именно в этом возрасте большинство людей находят свою вторую половину, вступают в брак, рожают детей.

Расходы при этом возрастают. Часто одновременно приходится решать и жилищную проблему.

Не случайно во многих странах, в том числе и в России, существуют специальные государственные программы поддержки молодёжи, молодых семей. Трудовые гарантии: скажем, отсутствие испытательного срока и иные льготы для молодых специалистов. Пособия на детей, оплачиваемые отпуска для родителей по уходу за малышами. Содействие предпринимательской деятельности начинающих бизнесменов. О других госпрограммах вы можете узнать самостоятельно. Но даже если все эти мероприятия реально осуществляются, трудностей на пути к экономической самостоятельности всё равно не избежать.

Для всех времён и народов характерна проблема «отцов и детей» – конфликт систем ценностей разных поколений.

Когда общество развивалось сравнительно медленно, он проявлялся меньше. Базовые ценности не менялись на протяжении длительного времени.

Сейчас каждое новое поколение вступает в самостоятельную жизнь в совершенно других условиях. Отказ от норм и традиций «отцов» угрожает устойчивости, стабильности общества. Устаревшие нормы и ценности будут тормозить его развитие. Однако и инновации не всегда полезны для общества. На уроках вы уже, вероятно обсуждали, например, кризис семьи и те проблемы, которые он порождает. Или скажем, господство потребительского отношения к миру, что приводит к росту бездуховности и фактической утрате подлинного смысла жизни. Не растерять нравственные ориентиры – задача не из простых.

Проблемы в межличностных отношениях усугубляются некоторыми естественно присущими молодым людям личными качествами. В частности, категоричностью и максимализмом. Между белым и чёрным есть множество оттенков серого.

Замечать их, быть более терпимыми к людям, ценить близких, несмотря на их недостатки, идти на компромиссы, не отказываясь при этом от главного… Для всего этого нужен личный жизненный опыт, опыт общения, рефлексии. Люди не рождаются с готовым умением видеть жизненные ситуации с разных сторон. Некоторые до конца жизни не могут этому научиться. Поэтому и конфликты более острые, и найти конструктивное решение труднее.

Ещё одна психологическая проблема связана с серьёзным противоречием ранней юности. В шестнадцать–восемнадцать лет для каждого человека важно не просто быть индивидуальностью, а добиться признания своей особости со стороны окружающих. Молодые люди уже практически сформировались как личности. У них есть собственные взгляды на жизнь, они способны принимать самостоятельные решения. Но общество ещё не признаёт это их право до конца. В социальном, экономическом, правовом плане молодёжь зависима от родителей, от старшего поколения. Часто это противоречие приводит к «бунту»: открытому, эпатажному требованию полной независимости.

С другой стороны, многие молодые люди не готовы или не хотят полностью брать на себя ответственность за свою жизнь, заботиться о своём благополучии. В этом случае мы говорим об инфантилизме. Инфантилизм – сохранение у взрослых физических и психических черт, свойственных детскому возрасту. Это эмоциональная неустойчивость, безответственность, капризность.

Ребёнок крепче всего связан с семьёй: именно она является для него референтной группой. Для подростка, юноши или девушки более важным становится признание в группе сверстников. Это нормальная стадия развития: как самостоятельная личность человек должен состояться вне уютного мирка семьи.

Неприятие со стороны своей компании может стать трагедией. Поэтому стремление выделиться, «не быть как все» зачастую сопровождается зависимостью от группы, стадностью поведения.

Трудно ли быть молодым? Какие ещё проблемы, кроме названных, приходится преодолевать в этом возрасте?

А пока ещё раз выделим основную особенность молодёжи. С одной стороны, это незащищённая группа, которая склонна скорее дестабилизировать ситуацию в обществе. А с другой, от неё зависит будущее страны.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: