Теоретический материал касается темы: Генетическая связь классов неорганических веществ, по которой Вы будете выполнять практическую работу

Https://youtu.be/BGtxUElW2Y4 (Особенности генетической связи веществ).

2. После просмотра видео- материалов изучите  теоретический материал лекции по данной теме, данная информация поможет вам успешно выполнить практическую работу:

Теоретический материал касается темы: Генетическая связь классов неорганических веществ, по которой Вы будете выполнять практическую работу.

Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.

Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:

1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:

металл→основный оксид→щёлочь→соль

Например, K→K2O→KOH→KCl

2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:

металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→

→основный оксид→металл

Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→Cu

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:

1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде:

неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль

Например, P→P2O5→H3PO4→Na3PO4

2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:

неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→

→кислотный оксид→неметалл

Например, Si→SiO2→Na2SiO3→H2SiO3→SiO2→Si

Генетическая связь – это связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями и отражающая единство их происхождения. Слайд11

Данная тема важна не только тем, что задания такого уровня очень распространены в том числе и в контрольных работах, но и поможет вам при проведении химического эксперимента, при отработке навыков записи уравнений реакций.

Генетический ряд – это ряд веществ, разных классов соединений, содержащий в своем составе один и тот же химический элемент.

Генетическая связь - это связь между разными классами веществ (в нашем случае между классами неорганических соединений), основанная на их взаимопревращениях (в основе таких взаимопревращениях положен один и тот же элемент).

Рассмотрим несколько примеров генетических рядов.

1. В основе генетического ряда положен металл

металл → основный оксид → щёлочь → соль

Са СаО Са(ОН)2 СаSO4

1) 2Сa + O2 2CaO

2) CaO + H2O Са(ОН)2

3) Са(ОН)2 + H2SO4 СаSO4 + H2O

 

металл → основный оксид → соль → нерастворимое основание →основный оксид

Сu СuО Cu(NO3)2 Сu(ОН)2 СuO

1) 2Cu + O2 2СuО

2) СuО +2HNO3 Cu(NO3)2 + H2O

3) Cu(NO3)2 + 2NaOH Сu(ОН)2 + 2NaNO3

4) Сu(ОН)2 СuO + H2O

 

 

металл → амфотерный оксид → соль → амфотерный гидроксид →соль

Zn ZnО ZnCl2 Zn(ОН)2 K2ZnO2

1) 2Zn + O2 2ZnО

2) ZnО + 2HCl ZnCl2 + H2O

3) ZnCl2 + 2KOH Zn(ОН)2 + 2KCl

В зависимости от того где идет реакция (в расплаве или в растворе) будут образовываться разные продукты реакции:

4) Zn(ОН)2 + 2KOHтв. K2ZnO2 + 2H2O (сплавление)

4) Zn(ОН)2 + 2KOHр-р K2 [Zn(OН)4] (в растворе)

2. В основе генетического ряда положен неметалл

неметалл → кислотный оксид → кислота → соль

S SO2 H2SO3 Na2SO3

1) S + O2 SO2

2) SO2 + H2O H2SO3

3) H2SO3 + 2NaOH Na2SO3 + H2O

 

неметалл → кислотный оксид → соль → кислотный оксид

C CO2 Na2CO3 СО2

1) C + O2 CO2

2) CO2 + 2NaOH Na2CO3 +H2O

3) Na2CO3 + 2HCl 2NaCl + H2O + CO2

 

Обладая знаниями о классах простых веществ, можно выделить два генетических ряда:

1) Генетический ряд металлов

2) Генетический ряд неметаллов.

Генетический ряд металлов раскрывает взаимосвязанность веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл.

Генетический ряд металлов бывает двух видов.

1. Генетический ряд металлов, которым в качестве гидроксида соответствует щелочь. Такой ряд может быть представлен подобной цепочкой превращений:

металл → основной оксид → основание (щелочь) → соль

Возьмем для примера генетический ряд кальция:

Ca → CaO → Ca(OH)2 → Ca3(PO4)2.

2. Генетический ряд металлов, которым соответствуют нерастворимые основания. В данном ряде больше генетических связей, т.к. он более полно отражает идею прямых и обратных превращений (взаимных). Такой ряд можно изобразить очередной цепочкой превращений:

металл → основной оксид → соль → основание → основной оксид → металл.

Возьмем для примера генетический ряд меди:

Cu → CuO → CuCl2 → Cu (OH)2 → CuO → Cu.

Генетический ряд неметаллов раскрывает взаимосвязь веществ различных классов, в основе которых лежит один и тот же неметалл.

Давайте выделим еще две разновидности.

1. Генетический ряд неметаллов, которым в качестве гидроксида соответствует растворимая кислота, может быть изображен в виде следующей линии превращений:

неметалл → кислотный оксид → кислота → соль.

Возьмем для примера генетический ряд фосфора:

P → P2O5 → H3PO4 → Ca3(PO4)2.

2. Генетический ряд неметаллов, которым соответствует нерастворимая кислота, может быть изображен очередной цепочкой трансформаций:

неметалл → кислотный оксид → соль → кислота → кислотный оксид → неметалл.

Поскольку из рассмотренных нами кислот нерастворимой является исключительно кремниевая кислота, давайте рассмотрим в качестве примера генетический ряд кремния:

Si → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3 → H2SiO3 → SiO2 → Si.

Итак, давайте подведем итоги и выделим самую основную информацию.

Целосность и разнообразие химических веществ наиболее выражено изображены в генетической связи веществ, которая раскрывается в генетических рядах. Рассмотрим самые важные признаки генетических рядов:

· Вещества одного ряда должны быть образованы исключительно одним химическим элементом.

· Вещества, которые образованы одним и тем же элементом, должны относиться к разным классам химических веществ.
Простое вещество → кислота → соль → соль.

· Вещества, которые образовывают генетический ряд элемента, должны быть скоординированы взаимопревращениями. Ряд можно назвать полным, если он начинается и заканчивается простым веществом. И неполным, если он оканчивается другим веществом, к примеру, ряд который приведен выше неполный, но если добавить переход AgCl Cl2, ряд станет полным.

Генетические ряды – это группа органических соединений, у которых равное число атомов углерода в молекуле, различающихся функциональными группами.

Генетическая связь – более общее понятие, в отличие от генетического ряда, который пусть и является достаточно ярким, но в тоже время частным проявлением данной связи, которая может происходить при любых двусторонних превращениях веществ.

3.На основе теоретического материала и видео-материалов, выполняем практические задание, выполняем в тетради для практических работ!

Задания практической работы:

1. Осуществить цепочку превращений:

Fe(OH)2 — FeO — FeSO4 — Fe

 

2.Осуществить схему превращения, определите формула вещества Х в генетическом ряду

Fe - FeCl2 - Fe(OH)2 – Х- Fe2O3

 

 

3.Осуществить схему превращения

Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→Cu

 

4.Осуществите схему превращения

N2O5→HNO3→Fe(NO3)2→Fe(OH)2→FeS→FeSO4

5. Прочитайте отрывок из романа Л. Буссенара «Похитители бриллиантов» и выполните задания:
«Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу извести. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился, угольная кислота выделилась, и получилось именно, то, что называется негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды.
Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести, она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимавший её уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».
Задания:

1. Составить и осуществить цепочку превращений.

2. Решить задачу.

3. Определить массу негашеной извести, образующейся при разложении известняка массой 300г., в котором массовая доля некарбонатной примеси составляет 20%.

6. Для осуществления превращений в соответствии со схемой: Al(OH)3 → AlCl3 → Al(OH)3 необходимо последовательно использовать: 1) хлор и водород 2) хлорид натрия и гидроксид натрия 3) хлороводород и гидроксид натрия 4) соляную кислоту и калий

Дайте ответ_________________________________________________

7. В схеме превращений FeCl2 → X → Y веществом Y является: 1) FeO 2) Fe(OH)3 3) FeCl2 4) FeCl

Дайте ответ_________________________________________

8. Схема превращений Э → Э2О3 → Э(ОН)3 соответствует генетическому ряду:

1) натрий → оксид натрия → гидроксид натрия 2) алюминий → оксид алюминия → гидроксид алюминия 3) кальций → оксид кальция → гидроксид кальция 4) азот → оксид азота(V) → азотная кислота

Запишите уравнения реакций__________________________________________________

9. Для осуществления превращений в соответствии со схемой: Al2S3 → X → Y → H2SO4 необходимо последовательно использовать: 1) кислород, воду, соляную кислоту 2) кислород, азотную кислоту, воду 3) воду, кислород, хлорную воду 4) кислород, кислород, воду.

Запишите уравнения реакций по схеме превращений______________________________________________________________

10. Укажите вещество, пропущенное в цепочке: Cu→ X → CuCl2: 1) CuO 2) Cu(OH)23)Cu2O 4)CuCO3

_11. Приведите не менее пяти уравнений реакций между веществами: сульфат меди (II), хлорид бария, гидроксид натрия, железо, бромоводородная кислота, оксид серы (IV).







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: