Меры по предотвращению появления вредных и опасных факторов

 

    Для предупреждения и уменьшения воздействия, опасных и вредных производственных факторов в операторном помещении должны выполняться следующие требования:

 

1. На рабочих местах пользователей персональных компьютеров должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата в соответствии с СанПин 2.2.4.548-96. Для поддержания оптимальных значений микроклимата используется система отопления и кондиционирования воздуха. Для повышения влажности воздуха в помещении следует применять увлажнители воздуха с дистиллированной или кипяченой питьевой водой.

2. В компьютерных залах должно быть естественное и искусственное освещение. Естественное освещение обеспечивается через оконные проемы с коэффициентом естественного освещения КЕО не ниже 1,5%.Световой поток из оконного проема должен падать на рабочее место оператора с левой стороны [8].                                               

Искусственное освещение в помещениях эксплуатации компьютеров должно осуществляться системой общего равномерного освещения.

Освещенность на поверхности стола в зоне размещения документа должна быть 300-500 лк. Допускается установка светильников местного освещения для подсветки документов. Местное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 лк. Прямую блескость от источников освещения следует ограничить. Яркость светящихся поверхностей (окна, светильники), находящихся в поле зрения, должна быть не более 200 кд/м2.

    Отраженная блескость на рабочих поверхностях ограничивается за счет правильного выбора светильника и расположения рабочих мест по отношению к естественному источнику света. Яркость бликов на экране монитора не должна превышать 40 кд/м2. Показатель ослепленности для источников общего искусственного освещения в помещениях должен быть не более 20, показатель дискомфорта в административно-общественных помещениях не более 40. Соотношение яркости между рабочими поверхностями не должно превышать 3:1 — 5:1, а между рабочими поверхностями и поверхностями стен и оборудования 10:1.                        Для искусственного освещения помещений с персональными компьютерами следует применять светильники типа ЛПО36 с зеркализованными решетками, укомплектованные высокочастотными пускорегулирующими аппаратами. Допускается применять светильники прямого света, преимущественно отраженного света типа ЛПО13, ЛПО5, ЛСО4, ЛПО34, ЛПО31 с люминесцентными лампами типа ЛБ. Допускается применение светильников местного освещения с лампами накаливания. Светильники должны располагаться в виде сплошных или прерывистых линий сбоку от рабочих мест параллельно линии зрения пользователя при разном расположении компьютеров. При периметральном расположении — линии светильников должны располагаться локализовано над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращенному к оператору. Защитный угол светильников должен быть не менее 40 C. Светильники местного освещения должны иметь не просвечивающийся отражатель с защитным углом не менее 40 градусов. Для обеспечения нормативных значений освещенности в помещениях следует проводить чистку стекол оконных проемов и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп[4].

3. На рабочем месте пользователя размещены дисплей, клавиатура и системный блок. При включении дисплея создается высокое напряжение в несколько киловольт. Поэтому запрещается прикасаться к тыльной стороне дисплея, вытирать пыль с компьютера при его включенном состоянии, работать на компьютере во влажной одежде и влажными руками.                 Перед началом работы следует убедиться в отсутствии свешивающихся со стола или висящих под столом проводов электропитания, в целостности вилки и провода электропитания, в отсутствии видимых повреждений аппаратуры и рабочей мебели, в отсутствии повреждений и наличии заземления приэкранного фильтра. Токи статического электричества, наведенные в процессе работы компьютера на корпусах монитора, системного блока и клавиатуры, могут приводить к разрядам при прикосновении к этим элементам. Такие разряды опасности для человека не представляют, но могут привести к выходу из строя компьютера. Для снижения величин токов статического электричества используются нейтрализаторы, местное и общее увлажнение воздуха, использование покрытия полов с антистатической пропиткой.

4. Рабочее место сотрудников должно быть оборудовано согласно ДНАОП 0.00-4.12-99, ДНАОП 0.00-4.21-93 «ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования». Высота рабочей поверхности стола для пользователей должна регулироваться в пределах 680-800 мм; при отсутствии таковой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм. Все электрические приборы в помещении должны быть заземлены согласно ГОСТ 12.1.030.-81 и ПУЭ-86.

    Рабочее место пользователя, все его элементы и их расположения должны соответствовать эргономическим требованиям ГОСТ 12.2.032 «ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования». Так, для устранения такого фактора, как неудобная рабочая поза, необходима специальная мебель – регулируемые по высоте стулья и столы. Сидение, спинка и стационарные или съемные подлокотники рабочего сиденья должны быть подъемно-поворотными, такими, чтобы можно было регулировать высоту, угол наклона сидения и спинки. Регулирование каждого параметра должно быть независимым, плавным или ступенчатым, с надежной фиксацией. Монитор и клавиатура должны располагаться на оптимальном расстоянии от глаз пользователя (но не ближе 60 см) с учетом размера алфавитно-цифровых знаков и символов. Клавиатуру следует размещать на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края, более близкого к пользователю. Рабочие места необходимо расположить так, чтобы естественный свет падал сбоку, желательно слева. Оконные проемы необходимо оборудовать регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавеси и т.п.

5. Системный блок компьютеров должен подключаться к сети переменного тока с помощью специальной розетки с заземляющим контактом и подключенной к заземлению. Заземлению подлежит также принтер и сканер. Оборудование должно быть расположено на расстоянии не менее 1 м от нагревательных приборов и не подвергаться воздействию прямых солнечных лучей.

6. Для устранения психофизиологических факторов необходимо, в первую очередь, сводить к улучшению санитарно-гигиенических условий производственной среды (ликвидация загрязнения воздуха, шума, вибрации, нормализация микроклимата, рациональное освещение т.д.). Особую роль в предотвращении усталости работников играют профессиональный отбор, организация рабочего места, правильное рабочее положение, ритм работы, рационализация трудового процесса, внедрение рациональных режимов труда и отдыха[4].

Кроме того, для профилактики усталости работников необходимо применять специфические методы, к которым можно отнести средства восстановления функционального состояния зрительного и опорно-двигательного аппарата, усиления мозгового кровообращения, оптимизации мыслительной деятельности.

5.4 Расчет естественного освещения

При проектировании зданий расчет естественного освещения сводится к определению площадей световых проемов.

Окна в помещении деревянные двойные высота оконного проема 2м, общая ширина оконных проемов – 3м.

Параметры помещения:

- длинна 5м;

- ширина 5м;

- высота 2,8м.

Для определения необходимой площади оконных проемов воспользуемся формулой (5.1).

 

(5.1)

 

где  – площадь световых проемов;

 - площадь пола помещения;

 - нормированный коэффициент естественного освещения;

 - световая характеристика окна;

 - коэффициент запаса;

 - общий коэффициент светопропускания;

 – коэффициент, учитывающий влияние отраженного света при боковом освещении;

 - коэффициент, учитывающий затенение окон противостоящими зданиями.

Выведем  из формулы (5.1):

 

 (5.2)

 

Определим все переменные, необходимые для нахождения площади световых проемов.

, где

 – значение КЕО с учетом характера зрительной работы и вида освещения (определяется по таблице);

 – коэффициент светового климата, учитывающий его особенности на рассматриваемой территории (определяется по таблице).

 – для работ малой точности (V разряд), для бокового естественного освещения.

 – по таблице, для окон в наружных стенах зданий, направленных на юг, для Харьковской области.

 

 – по таблице, для отношения длины помещения к его глубине равного 1 и отношения глубины помещения к его высоте от уровня условной рабочей плоскости до верха окна равного 2,5.

 – по таблице, для помещения с нормальными условиями среды и углом наклона световых проемов к горизонту 90 градусов.

 – площадь пола помещения.

Общий коэффициент светопропускания рассчитывается по формуле (5.3).

 

(5.3)

 

где  – коэффициент светопропускания материала;

 - коэффициент, учитывающий потери света в переплетах окна;

 - коэффициент, учитывающий потери света в несущих конструкциях;

 - коэффициент, учитывающий потери света в солнцезащитных устройствах;

 - коэффициент, учитывающий влияние отраженного света при боковом освещении.

 = 0,8 – по таблице, для двойного оконного листового стекла.

 = 0,6 – по таблице, для деревянных разделенных переплетов для окон.

 = 0,8 – по таблице, для железобетонных и деревянных ферм и арок.

 = 1 – по таблице, для убирающихся регулируемых жалюзи и штор.

 = 0,9

 =

 – по таблице, для отношения глубины помещения к его высоте от уровня условной рабочей плоскости до верха окна равного 2,5, отношения расстояния от наружной стены к глубине помещения равного 0,3, отношения длины помещения к его глубине равного 1.

 – по таблице, для отношения между рассматриваемым зданием и противостоящими зданиями к высоте расположения карниза противостоящего здания над подоконником рассматриваемого окна равного 25.

Таким образом мы нашли все переменные, необходимые для расчета площади оконных проемов. Подставим их в формулу (5.1):

5.1

 

Фактическая площадь световых проемов составляет 6 .

 

Выводы по разделу 5

 

    Для создания нормальных условий труда оператора персонального компьютера (ПК) был проведен анализ опасных и вредных факторов.

    На основе выявленных опасных и вредных факторов (повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации; повышенная или пониженная влажность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; повышенный уровень электромагнитных излучений; отсутствие или недостаток естественного света, недостаточное освещение рабочего места) были разработаны мероприятия по их устранению.

    Проведен анализ естественного освещения для определения соответствия его нормам. Сравнив фактическую площадь с полученной при расчетах можно увидеть, что фактической площади световых проемов недостаточно для обеспечения нормированного естественного освещения.

Для того, чтобы повысить освещение в помещении, необходимо использовать дополнительное искусственное освещение.

 



ВЫВОДЫ

 

В первом разделе выпускной работы сформулирована цель работы и поставлены задачи выпускной работы бакалавра.

В ходе проведения анализа требований к ПО информационно-справочного web-сайта гостиницы, была изучена предметная область проекта.

Проведен анализ осуществимости клиентской части программного обеспечения информационно-справочного web-сайта гостиницы.

Выбран тип архитектуры проекта – трехуровневая архитектура:

- клиент;

- сервер приложения;

- сервер БД.

    Разработано задание для спецчасти бакалаврской работы. Выбрана роль в проекте - аналитик.

Построены календарные планы выполнения выпускной работы.

Во втором разделе дипломной работы проводилось проектирование программного обеспечения информационно-справочной системы гостиницы и реализация клиентской части.

   В ходе проектирования была выбрана типовая архитектура программного обеспечения, таковой является трехзвенная архитектура «клиент-сервер».

   Разработаны UML – диаграммы для программного обеспечения, такие как:

- диаграмма вариантов использования;

- диаграмма компонентов;

- диаграммы деятельности;

- диаграммы последовательности;

- диаграммы состояний.

   Был спроектирован интерфейс программного обеспечения информационно-справочного web-сайта гостиницы.

    Разработаны и представлены в виде блок-схем основные алгоритмы клиентской части ПО (3 основных алгоритма).

   Описаны классы разрабатываемого ПО и определены связи между ними.

   Проведен анализ нескольких языков программирования высокого уровня, выделены достоинства и недостатки, были выявлены преимущества языка программирования PHP для реализации поставленных задач.

В третьем разделе для тестирования программного обеспечения были разработаны планы  интеграционного и автономного тестирований.

Разработаны спецификации для тестов и спецификации процедур тестирования интеграционного и автономного.

Тестирование проводилось в соответствии с разработанными планами тестирования.

В ходе выполнения автономного тестирования осуществлялась проверка логики работы каждого из классов программного обеспечения. Тестирование проводилось на максимальных и минимальных объёмах данных. Ошибок не обнаружено.

В ходе выполнения интеграционного тестирования осуществлялась проверка взаимодействия между классами. Проконтролированы все возможные варианты сопряжения модулей.

В четвертом разделе было представлено экономическое обоснование создания программного продукта для информационно-справочного web-сайта гостиницы. Описана общая характеристика ПО как рыночной продукции и приведено краткое описание программного продукта.

В ходе исследования маркетингового исследования рынка сбыта были определены факторы сегментирования потребителей и определены емкости рынка. Были выявлены конкуренты и емкость их рынка, после чего был проведен анализ конкурентоспособности программного продукта.

Произведен расчет потребительской цены программного продукта, которая составляет 605 грн и определена себестоимость одного экземпляра программного продукта, равная 504 грн.

Разработан производственно-организационный план создания программного продукта. Рассчитана трудоемкость работ методом структурных коэффициентов и определена структура трудоемкости фаз и этапов жизненного цикла ПО. Построены сетевой график проекта и график загрузки исполнителей проекта. Общая продолжительность создания ПП составила 46 дней.

Составлен финансовый план создания программного проекта: представлена смета затрат на разработку и внедрение программного продукта, рассчитаны постоянные и переменные затраты, а также план доходов и расходов для программного продукта. Был построен график безубыточности ПП: безубыточность наблюдается при реализации 33 копий ПП. В этой точке суммарные затраты равны доходу от реализации и составляют 19955 грн.

В пятом разделе был проведен анализ и выявление опасных и вредных факторов офисного помещения. Представлен план офисного помещения.

Был разработан план мероприятий, направленных на предотвращение появления или снижение воздействия вредных и опасных факторов.

Был произведен расчет естественного освещения: определена площадь пола помещения, нормированный коэффициент естественного освещения, световая характеристика окна, коэффициент запаса, коэффициент, учитывающий затенение окон противостоящими зданиями, общий коэффициент светопропускания, коэффициент, учитывающий влияние отраженного света при боковом освещении. После чего была определена площадь световых проемов, которая составила 10,45 м2.

    Сравнив фактическую площадь с полученной при расчетах можно увидеть, что фактической площади световых проемов недостаточно для обеспечения нормированного естественного освещения.

Для того, чтобы повысить освещение в помещении, необходимо использовать дополнительное искусственное освещение.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1) Канер С., Фолк Дж., Нгуен Е. Тестирование программного обеспечения. – ДиаСлфт, 2001. – 538 с.

2) http://www.hotellybid.com.ua/

3) http://coolreferat.com/ - Разработка web-сайта

4) http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/organizaciya-raboty-za-kompyuterom.html-

5) http://php720.com/- PHP

6) В.В. Кириллов Основы проектирования реляционных баз данных

7) Охрана труда в отрасли. Безопасность труда при работе на ПЭВМ/ В.В. Вамболь, Н.И. Меркулова, Л.И. Коротенко. – Уч. Пособие по дипломному проектированию - Харьков: Нац. Аэрокосмический ун-т «ХАИ», 2002г.

8) Константайн Л., Локвуд Л. Разработка программного обеспечения. СПб.: Питре, 2004. – 592с.

9) Винкоп С. Использование Microsoft SQL Server 7.0. Специальное издание: пер. с англ..К.;М.;Спб.:издательский дом «Вильямс», 1999.

10) Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. – СПб.: «Питер», 1999г. – 672с.

11) С.А. Орлов. Технологии разработки программного обеспечения. Разработка сложных программных систем. – СПб.: Питер, 2003г, - 480с.

12) Сироджа И.Б., Пудовкина Л.Ф., Программное обеспечение автоматизированных систем: Учеб. пособие по выполнения выпускной работы бакалавра– Х.: НАКУ «ХАИ»,2002.-43с.

13) Алферова З.В. «Теория алгоритмов», М., Статистика, 1973г.

14) Ларри Урман Основы программирования на PHP

15) Методические указания к выполнению дипломной работы для учащихся специальности «Оператор компьютерного набора»/ Упоряд: Д.О. Дяченко, К.О. Измалкова, О.Г. Меркулова – 40с.

16) Майерс Г. Искусство тестирования программ – М: Финансы и статистика, 1982г. – 176с.

17) Методика расчета экономической эффективности программных средств вычислительной техники.М., 1986.

18) Оценка экономической эффективности применения ЭВМ: Учеб. пособие / Пархоменко О.М. и др. - Х.: ХАИ, 1984. – 119 с.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: