В чем состояли задачи партий на первых многопартийных выборах?

Начало функционирования партийной системы России

Опишите избирательную систему 1993 г. Каким документом она была введена в действие?

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступила в действие 25 декабря того же года.

В новой Конституции РФ избирать имели право лица, достигшие 18-летнего возраста:

- с 18-летнего возраста можно избираться депутатом местного совета;

- с 21 года- депутатом Государственной Думы;

- с 35 лет- Президентом страны.

Некоторые граждане были ограничены в праве избирать и быть избранным:

- лица, признанные судом недееспособными;

- лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

Выборы депутатов в Государственную Думу проводились по смешанной избирательной системе -- на основе сочетания территориальных одномандатных округов (мажоритарная система) и пропорционального представительства, но общефедеральному избирательному округу Федеральный Закон от 21 июня 1995г. № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».. При этом вся территория Российской Федерации в ее субъектах была разделена на 225 одномандатных округов. Эти округа должны были отвечать следующим требованиям: на территории субъекта Федерации должно было быть не менее одного округа, должно было соблюдаться равенство по числу избирателей и территориальное единство. Общефедеральный избирательный округ по выборам в Государственную Думу включал в себя всю территорию Российской Федерации. Депутаты по этому округу избирались по системе пропорционального представительства, т. е. не индивидуально, а в составе списков избирательных объединений (партий, движений и их блоков).

При выборах Совета Федерации первого созыва образовывались двухмандатные избирательные округа на территории каждого субъекта Федерации независимо от численности избирателей.

Следующим принципиальным моментом в избирательном процессе является организация финансирования выборов. Новое законодательство допускает использование, как государственного финансирования выборов, так и средств из негосударственных источников. Бюджетные средства используются непосредственно избирательными комиссиями, а определенная часть передается избирательным объединениям и кандидатам в депутаты. Избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.

Указом Президента РФ № 1557 от 1 октября 1993 г. было введено «Положение о выборах депутатов Государетвенной Думы 1993 года». В нем была установлена смешанная избирательная формула, по которой половина депутатов Государственной Думы избирается по пропорциональной системе и половина — по мажоритарной системе в один тур. Закон о выборах, принятый в 1995 г., практически нс внес изменений, кроме отмены выборов депутатов Совета Федерации до введения «правила 12 апостолов».

Очевидно, что такая избирательная формула ставила перед политическими партиями условия:

· — выдвигать в качестве программных действительно значимые для общества задачи;

· — постоянно расширять и укреплять свои ряды;

· — совершенствовать организацию.

Такое направление развития политических партий создавало, в свою очередь, условия для появления партийной системы ограниченного плюрализма.

 

В чем состояли задачи партий на первых многопартийных выборах?

В первых выборах, которые проходили 12 декабря 1993 г., участвовали 13 партий, избирательных блоков и объединений. На основе народного волеизъявления они должны были делегировать в Думу 225 депутатов по партийным спискам. Еще 225 депутатов в Государственную Думу население избирало по одномандатным округам, т. е. выборы проходили по мажоритарной системе.

Наряду с политическими партиями и движениями, образованными до конца 1991 г. в Советском Союзе, в суверенной России Министерством юстиции к 1996 году были официально зарегистрированы 83 политические партии и организации. Большая их часть имела небольшую численность своих рядов — от 3—5 тысяч до 20—30 тысяч человек. В 1997 году количество партий сократилось до 57 (см. Приложение № 8). Условно все партии, движения и блоки можно было разделить на три основные группы.

Правый фланг составляли крайне правые по своим программным целям и установкам партии, в том числе с националистическими и фашистскими взглядами. Это было, прежде всего, Всероссийское общественное патриотическое движение «Русское национальное единство» (РНЕ) во главе с А. П. Баркашовым. Учредительная конференция РНЕ состоялась в октябре 1995 г. Руководящим органом Движения являлся Совет. В феврале 1997 г. «Русское национальное единство» было преобразовано в общероссийскую политическую организацию.

Основными целями своей уставной деятельности РНЕ считало возвращение русскому народу его исторического места и роли в государстве и в мире; легитимный приход к государственной власти для проведения в жизнь мер по осуществлению национальной революции; всемерное распространение национального мировоззрения, внедрение в сознание русского народа национальной идеи как ценности высшего порядка; самоорганизация русского народа на основе национальной идеологии для эффективной защиты национальных интересов.

Основу идейно-политической платформы РНЕ составлял радикальный национализм. Своей главной задачей руководители Движения объявили строительство Русского национального государства, основанного на «триединстве» понятий «народ», «Государство» и «нация». В организационном плане РНЕ существовало в двух видах — как общественно-политическое движение (или партия) и как военизированная структура, построенная по принципу иерархической подчиненности и дисциплины. Во главе ее находился «вождь» (т. е. А. П. Баркашов), последующими звеньями оргструктуры являлись «главные соратники»,

«соратники», «сподвижники» и «сочувствующие». Иерархическая подчиненность подкреплялась присягой.

В ходе президентской избирательной кампании 1996 г. от РНЕ первоначально выдвигался А. П. Баркашов, собравший более 1 млн. подписей, но затем от дальнейшей борьбы он отказался. Официально «Русское национальное единство» не было зарегистрировано из-за своих националистических взглядов.

Более умеренной на правом фланге была «Национально-республиканская партия России» (НРПР) во главе с Н. Н. Лысенко, зарегистрированная еще в январе 1992 г. и насчитывавшая в своем составе к началу 1995 г. около 11 тысяч членов. Близкой к ней своей идейно-политической платформой была одна из первых партий суверенной России — ЛДПР В. В. Жириновского.

Значительное место на правом фланге занимали политические организации и движения «демократического блока». Они не выдвигали националистических лозунгов, но отличались радикализмом в стремлении к либерально-буржуазным реформам. К ним можно отнести, прежде всего, Федеральную партию «Демократическая Россия» (ФПДР) во главе с сопредседателями Г. В. Старовойтовой, Л. А. Пономаревым и Г. П. Якуниным. Она была создана летом 1994 г. Учредительная конференция ФПДР состоялась в октябре 1994 г. Зарегистрирована партия была 31 марта 1995 г. Имея небольшую численность — около 4 тысяч членов, ФПДР в то же время располагала региональными организациями в 40 субъектах Российской Федерации.

Идейно-политическая ориентация партии была выдержана в духе одной из разновидностей социального либерализма. ФПДР выступала за углубление федерализма с постепенной передачей субъектам Российской Федерации и местным органам власти все больших полномочий. Руководители партии высказывались за создание в России экономической системы западного типа с необходимостью адресности всех мер социальной поддержки.

Другой партией «демократического блока» был «Демократический выбор России» (ДВР), во главе которого стояли Е. Т. Гайдар, С. А. Ковалев, А. Б. Чубайс. ДВР был образован на базе депутатской фракции «Выбор России» в Первой Государственной Думе в июне 1994 г., а зарегистрирован 9 августа того же года. До 10 тыс. членов ДВР проживали примерно в 60 субъектах Российской Федерации.

Программные установки «Демократического выбора России» исходили из приоритета общечеловеческих ценностей над национальными, частных интересов над общественными. Партия выступала в защиту прав и свобод граждан и создание в России гражданского общества, демократического правового государства западного типа. В области экономики ДВР опиралась на доктрину монетаризма, предполагающую доминирование финансовой стабилизации над ростом производства. Руководители партии высказывались за проведение жесткой бюджетной политики, ограничение расходов и преодоление, таким образом, инфляционных процессов и ожиданий. Основой экономической деятельности они считали частную собственность на основные средства производства, включая землю. В социальной сфере основную ставку партия делала на полную ликвидацию прежних социальных гарантий и переход к адресной поддержке неконкурентоспособных слоев населения в противовес государственному патернализму.

К правому флангу примыкали также несколько более умеренных в своих взглядах и действиях партий и организаций, сформировавшихся в середине 90-х гг. Среди них отметим, в первую очередь, Общероссийское общественное объединение «ЯБЛОКО» (ЯБЛ), образованное в январе 1995 г. на базе депутатской фракции блока «Явлинский-Бол- дырев-Лукин». Официально «ЯБЛОКО» было зарегистрировано 10 февраля 1995 г. Его председателем был избран профессор Г. А. Явлинский. Руководящими органами ЯБЛ стал Центральный совет из 58 человек и Бюро совета, в которое вошло 12 человек.

Объединение «ЯБЛОКО» стало ведущим и наиболее ярким представителем «демократической оппозиции», равноудаленной как от правящего режима, так и от оппозиции «народно-патриотической». Его центральной программной идеей было формирование крупного, устойчивого и стабильного «среднего класса» по образцу западноевропейских стран и США. «ЯБЛОКО» делало упор на социальную ориентацию экономических реформ, его руководители высказывались за создание, пусть даже ценой высокой инфляции, предпосылок для широкомасштабного инвестирования в производственную сферу. При этом предпочтение отдавалось общечеловеческим ценностям, а не интересам государства. «ЯБЛОКО» имело свои парламентские фракции в Первой и Второй Государственных Думах и поэтому входило в число парламентских партий и блоков.

На Пятом съезде, который проходил 30 ноября — 1 декабря 1996 г., делегатами было принято решение о постепенной и поэтапной трансформации Объединения «ЯБЛОКО» в полноценную политическую партию с таким же названием.

Близкими к партии «ЯБЛОКО» по своим программным установкам были общественно-политическое движение «Вперед, Россия» (В/Р) во главе с Б. Г. Федоровым и «Партия Российского Единства и Согласия» С. М. Шахрая. В этой части спектра правого фланга находилась также «Партия экономической свободы» К. Н. Борового и «Демократическая партия России» во главе с Н. И. Травкиным.

Центр политической жизни России составили партии социал-демократической направленности. Здесь еще совсем недавно, в последние годы «перестройки», не было сильных по своему политическому весу партий и движений. Тем не менее, к середине 90-х гг. определенным авторитетом стала обладать одна из старейших партий современной России «Социал-демократическая партия России» (СДПР), председателем которой после ухода О. Г. Румянцева был В. Г. Макаров. По-прежнему серьезным минусом в практической деятельности СДПР являлась ее организационная разобщенность. Партия была разделена на несколько фракционных групп (от двух до пяти), которые фактически не признавали друг друга и даже проводили самостоятельные фракционные съезды.

В октябре 1994 г. по инициативе ряда известных политических и общественных деятелей был создан «Российский социал-демократический союз» (РСДС). Зарегистрирован он был 23 января 1995 г. Его руководителем являлся депутат Государственной Думы В. С. Липицкий. РСДС в организационном плане был создан не на коалиционном соглашении партий, а на инициативе отдельных политических лидеров. Официальным членом Союза являлась только СДПР, а члены остальных партий и объединений — РСДЦ, ПТ, РПЗ и других, входили в него на персональной основе. Общая численность членов РСДС была незначительной и составляла в лучшем случае не более 1,5 тысячи человек.

В центре программных интересов РСДС были социальные вопросы и, прежде всего, защита интересов наемных работников. Основным инструментом этого выступало так называемое социальное партнерство, представлявшее собой механизм цивилизованного разрешения трудовых конфликтов между работодателями и наемными работниками. Руководители РСДС считали, что основным способом обеспечения социальных гарантий был некий социальный минимум, в который входили не только продовольственные, но и промышленные товары, а также полноценный отдых, образование, медицинское обслуживание и культурный досуг. В политической области главным программным требованием Союза было преобразование Российской Федерации в республику парламентского типа с подотчетностью правительства Федеральному Собранию.

Общественно-политическое движение «Социал-демократы» (СД) в феврале 1996 г. создал на базе одноименного избирательного блока бывший мэр Москвы Г. X. Попов. Он же стал и председателем этого Движения. Официально СД не был зарегистрирован, но опирался на регистрацию от 28 июля 1992 г. своего преемника в лице Российского движения демократических реформ (РДДР). Вскоре Г. X. Попов добился ухода из блока представителей других партий и движений и фактически монополизировал его «под структуры» РДДР. «Социал-демократы» имели 45 региональных организаций по всей России, в которых состояло около 1,5 тысячи членов. Основная цель СД состояла в строительстве в России правового демократического государства с развитой социально ориентированной рыночной экономикой. В идейно-политическом отношении Движение являлось конгломератом социально-либеральных и социал-демократических принципов. Возможности правящего тогда страной режима во главе с президентом Б. Н. Ельциным лидер СД Г. X. Попов считал исчерпанными, а сам этот режим обвинял в номенклатурном перерождении.

На левом фланге наиболее сильные позиции во второй половине 90-х гг. были у Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) во главе с Г. А. Зюгановым. Официально она была зарегистрирована 24 марта 1993 г. Как и ее преемница — КПСС — Коммунистическая партия Российской Федерации имела такие же руководящие органы: Центральный Комитет (143 члена), Президиум ЦК (17 членов) и Секретариат ЦК (5 членов). По состоянию на 1995 г. КПРФ являлась самой массовой политической партией Российской Федерации — в ней числилось около 500 тысяч человек, проживавших во всех субъектах

Российской Федерации. Они входили в состав почти 26 тысяч первичных партийных организаций. Вместе с тем КПРФ была самой возрастной партией России, так как средний возраст ее членов составлял около 50 лет. К основным целям уставной деятельности Коммунистической партии Российской Федерации относились: пропаганда социализма, формирование планово-рыночного, социально ориентированного хозяйства, укрепление федеративного многонационального государства, защита прав человека. Идейно-политическая платформа КПРФ строилась на жесткой оппозиции существующему в стране режиму. Партия выступала за прагматическое, а не догматическое толкование марксизма-ленинизма, совмещая приверженность эволюционному типу преобразований в интересах большинства населения страны с концепцией строительства национального государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: