Морфологические классификации

Подразумевают, что религии в своей истории проходят ряд последовательных стадий развития, каждая из которых имеет четкие характеристики.Морфологические классификации также называют эволюционными.

Родоначальник морфологических классификаций - Э. Тайлор ("Первобытная культура").

Классификация Тайлора имеет следующий вид:

- Культ предков, характерный для первобытных обществ, объясняется верой в существование духов умерших.

- Фетишизм - поклонение предметам, которым приписывается магическая или сверхъестественная сила, возникает благодаря ассоциативной связи в первобытном мышлении определенных вещей или мест с духами.

- Идолопоклонство - образ (идол) рассматривается как символ духа или божества.

- Тотемизм - вера в существование связи между отдельными группами людей и определенными духами, которые являются хранителями этих групп. Весь мир населен духовными сущностями.

- Политеизм - исчезает интерес к отдельным божествам или духам, их сменяют "специализированные" божества, каждое из которых представляет целый класс сходных духовных реальностей.

- Монотеизм - вера в высшее и единое божество.

Феноменологические классификации

Пример: классификация голландского ученого Г. ван дер Леу ("Феноменология религии")

Содержание религиозной жизни:

- объект религии - то, на что направлены религиозные чувства и действия;

- субъект религии- душа, где объединены свещеннослужитель, священная община и священное в человеке;

- субъект и объект в их взаимодействии;

- мир, пути к миру и цели мира;

- формы религии.

 

Классификация:

- религии уединенности и полета (древний Китай и деизм 18 века);

- религии борьбы (зороастризм);

- религия покоя не имеющая конкретной исторической формы, но обнаруживающаяся в любой религии в форме мистицизма;

- религия беспокойства, или теизм, которая также не имеет конкретной формы, но проявляется во всех религиях;

- динамика религий в отношении к другим религиям (синкретизм и миссионерство);

- динамика религий в отношении внутреннего развития (пережитки и реформации);

- религия силы и формы (Древняя Греция);

- религии бесконечности и аскетизма (религии Индии за исключением буддизма);

- религия ничто и сострадания (буддизм);

- религия воли и послушания (иудаизм);

- религия величия и унижения (ислам);

- религия любви (христианство).

Не существует ни одной классификации религий, которая бы выдерживала любую критику и соответствовала бы всем целям, которые ставит пеерд собой религиоведение.

Самый плодотворный подход к предмету, вероятно, состоит в использовании множеств разнообразных классификаций одновременно.

Критерии к классификациям религий

Классификации не должны быть субъективными и предвзятыми; их предметами должны быть сущностные и типические черты религиозной жизни; должны представлять как общие черты, так и особенности и уникальности религиозных форм; должны отражать динамику религиозной жизни.

 

 

Ранні форми релігії, їхні риси й особливості.

Образованию религии как относительно самостоятельной духовной сферы предшествовал длительный процесс формирования и развития верований и ритуалов в рамках мифологии.

Современные данные археологии, этнографии дают возможность утверждать, что простейшие формы верований возникли с появлением человека разумного приблизительно 40-45 тыс. лет назад. В рамках мифологического комплекса практически у всех народов мира возникает похожая система верований, своеобразная проторелигия, к которой принадлежат: анимизм, фетишизм, тотемизм, магия, мифология.

Тотемизм

Одной из самых ранних форм родоплеменных религий является тотемизм – вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы – с другой. Это типичное для определенного уровня общественного развития представление группы людей, занимающихся собирательством и охотой, об их общем происхождении от мифического существа.

Тотемизм - представление о родственной связи всех членов рода с каким-то видом животных или растений. Это животное или растение являлось тотемом данной группы людей. Члены группы, тотемом которой был, например, медведь, считали себя медведями, а медведей - членами своей группы. Таким образом наглядно выражалось единство членов данного рода и их отличие от всех остальных. Тотем - символ, обозначение единства. Тотемические представления обусловливают определенные отношения между людьми. Они делятся на «свободных» и «чужих», и вместе с этим разделением устанавливается, что можно и что нельзя. Мясо «своего» тотема нельзя употреблять в пищу, мужчины и женщины одной тотемной группы не могут вступать в брак -это табу. Возникает представление о дозволенном и запрещенном. С тотемом связано представление о существовании особых вещей, на них налагается табу, они становятся неприкасаемыми - священными, обращаться с ними можно только соблюдая строжайшие правила, за нарушения которых полагались страшные наказания.

Считалось, что соблюдение этих правил обеспечивает сохранение рода, добычу пищи. Делая полезное животное тотемом, члены рода верили, что с помощью каких-то действий, например подражательных танцев, можно заставить это животное размножаться. Недаром пещерная живопись той эпохи почти исключительно изображает животных.

Фетишизм

Другая форма родоплеменных верований получила название фетишизм (лат. factitius - магически искусный) - культ неодушевленных предметов, наделенных, по мнению верующих, сверхъестественными свойствами. Она впервые была обнаружена португальскими моряками в Западной Африке, а затем многочисленные аналоги фетишизма были выявлены во многих районах мира.

Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этому предмету приписывались сверхъестественные свойства (способность исцелять, охранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). Если после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигла какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался или заменялся другим.

Обращение первобытных людей с фетишами говорит о том, что они всегда относились с должным почтением к выбранному ими предмету: за оказанную помощь его благодарили, за беспомощность наказывали. Интересен африканский обычай истязания фетишей, причем не только для их наказания, но и для побуждения к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит их.

Анимизм

Говоря о первобытных формах верований нельзя не сказать об анимизме - (лат. anima - душа) - вере в существование душ и духов. Детальный анализ анимистических верований был дан английским антропологом Э.Тайлором в его работе «Первобытная культура». Согласно теории Э.Тайлора эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышления древнего человека над такими явлениями как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинации. «Первобытные философы» вырабатывают понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире. Для первобытных людей вся окружающая действительность была одухотворена. Древний человек рассматривал все явления и предметы мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями. Отсюда вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных.

Основываясь на факте широкого распространения анимизма, Тайлор выдвинул формулу: «Анимизм есть минимум определения религии». Эту формулу использовали в своих построениях многие религиоведы, однако в ходе обсуждения тайлоровской концепции анимизма выявились и ее слабые стороны. Главным контраргументом были археологические и этнографические данные, которые свидетельствовали, что религиозные верования первобытных людей зачастую не включали в себя анимистических представлений. Такие верования были названы «преанимистическими». Однако несомненным является то, что анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в самостоятельные духовные субстанции - характерная черта мировых и многих национальных религий.

Магия

Магия - обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и явления природы. Магические действия имеют своей целью достижение конкретного результата. Это получение нужного результата особым, не «прямым» способом. Например, можно добиться успеха на охоте за счет выносливости, смелости, опытности и прочего, а можно добиться успеха охоты, предварительно имитируя приемы, используемые для урожая. Таким образом, возникает представление, что некоторые человеческие действия помимо обычного имеют еще совсем иное значение, являются колдовскими приемами. Затем появились представления, что и определенные события могут обладать особым значением - предвещать то, что должно произойти. Так рождается гадательная магия - мантика. Влияние на человеческие дела признавалось за предметами-фетишами (талисманами, амулетами и пр.).

Первобытные верования связаны с особыми церемониями, ритуалами (ритуал - исторически сложившаяся форма символического поведения, выражающая культовые взаимоотношения и ценности), совершаемыми по поводу важнейших событий в жизни - рождения, посвящения (введения юноши в число взрослых охотников), смерти. В ритуале посвящения первобытный человек отождествляет себя с животным - предком, со своим тотемом, посредством сложных и нередко мучительных церемоний. В пещерах найдены относящиеся к палеолиту следы обряда посвящения - сделанные на мягкой глине отпечатки изуродованных рук. Посвященный символически умирает, чтобы возродиться к новой жизни и быть способным выполнять свои обязанности по отношению к обществу.

Мифология

Обряды, через которые должен был пройти каждый, сопровождались пением, в котором давалось толкование этих обрядов - мифы о происхождении и развитии мира с точки зрения тотемистических представлений. Это была своего рода школа, обучение, которое давало детальные представления, касающиеся мира и того, как управлять им, дополнявшее обучение на практике приемам охоты, приготовления пищи и т.д. Обряд посвящения включал присвоение имени, что считалось особенно важным и священным как установление связи посвящаемого с тотемом и, следовательно, со всем миром. Тотемистические мифы, связь которых с ритуалами считалась необходимой для сохранения жизни рода, со временем стали соединяться, образуя более или менее связную систему - мифологию (мифология - совокупность преданий о миросозидающей деятельности богов, героев и прочих сверхъестественных сил).

Свидетельством развития ритуалов и мифов являются погребения в палеолитических стоянках. Живые начали заботиться о мертвых, которые и после смерти продолжали считаться членами рода. Но их еще и боялись, поэтому после смерти засыпали землей, камнями или забрасывали ветками. Люди считали, что умерший продолжает жить, поэтому его снабжали пищей, убивали и хоронили вместе с ним животных, погребали его возле костра, чтобы умершему было тепло и т.д. Уже такой обычай, как окрашивание трупа охрой в подражание цвету крови, говорит о применении магических приемов. Об этом свидетельствует и пещерная живопись, изображение целого комплекса ритуалов - танцев, воспроизводящих успешную охоту.

Таким образом, данные археологии позволяют думать, что зарождение тотемизма, магии, анимизма, фетишизма, мифологии относится ко времени существования поздних неандертальцев, происходит еще в каменном веке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: