Поняття народнісно-національної релігії (паниеізм)

Народно - национальные религии - исторические, мировые религии: иудаизм, индуизм, ислам, синтоизм, конфуцианство, православие и др. Они связаны с родоплеменными религиями, переработанными и ассимилированными новыми учениями и отражали процессы формирования народов, наций, тесно связаны с обычаями, фольклором, мифологией и образом жизни, этикой данного этноса - носителя конкретной религии. Им свойственна тотальная ритуализация повседневной жизни верующих, сложная специфическая обрядовость, система догматов, предписаний, запретов, понятия об исключительности их веры и ложности, неверности всех иных, чужих религий. Это служит часто изолированности этих народов, развитию национализма, враждебности к иноверцам и атеистам, разъединяет народы, тормозит развитие человечества, объединение всех народов в одну семью, как о том мечтают и эзотерики, и представители интернациональных, экуменических религий и философий.

ПАНТЕИ́ЗМ (от греч. pan — "всё" и theos — "Бог") — философское учение о том, что все существующее есть Бог, отождествляющее Вселенную, природу и абсолютное начало бытия. Другое название — религиозный натурализм. Термин "пантеизм" ввел в 1705 г. английский философ Джон Толанд (1670—1722), выступавший против католической церкви и, в своих крайних высказываниях, против религии вообще. Несмотря на позднее происхождение термина, религиозный натурализм существовал с давних времен. Индуизм и учение буддизма в значительной степени являются пантеистическими. Философские идеи древнегреческих философов Парменида, Анаксагора, Гераклита, Платона в целом утверждают пантеизм. На этих идеях выросло античное искусство. Пантеизм исповедовали стоики и последователи Плотина (см. неоплатонизм). Одна из разновидностей пантеистической философии — теомонистический пантеизм (от греч. theos — "Бог" и moneos — "единый"), или акосмизм (от греч. a — "не" и kosmos — "мир"), отрицающий самостоятельное существование материальной действительности и признающий существование только Бога. Акосмизм исповедовали христианские мистики Иоанн Скот Эриугена, Майстер Экхарт, Николай Кузанский, Дж. Бруно, Я. Бёме. Философия пантеизма оказала значительное влияние на развитие изобразительного искусства в эпоху Возрождения, в особенности на Севере Европы (см. Северное Возрождение; сравн. Итальянское Возрождение). Наряду с прочими изменениями противопоставление культа природы и пантеистического мироощущения традиционному средневековому теоцентризму (см. средневековое искусство) способствовало развитию живописи, в частности появлению пейзажного жанра (см. также "панорамный стиль"). В эпоху господства рационального мышления, в XVII—XIX вв., сторонники физиомонистического пантеизма утверждали единственное существование природы, которую и называли Богом, лишая тем самым Бога самостоятельного бытия, что, в сущности, является атеизмом (см. Просвещения эпоха). Нидерландский философ Барух Спиноза (1632—1677) создал учение имманентно-трансцендентного пантеизма ("в себе запредельносуществующего мира"). Согласно его теории, мир существует только в материальной действительности, а Бог "проявляет себя в вещах". Мистический, или трансцендентный, пантеизм (см. иррациональное) развивали немецкие философы конца XVIII в. (см. панентеизм). С этим учением связано романтическое движение в искусстве конца XVIII — начала XIX в. Мистический пантеизм, утверждающий превосходство божественного начала, неотделим от мистического, эзотерического христианства.

Загальна характеристика доктринальних і культових особливостей джайнізму, сикхізму, зороастризму (парсизму, маздеїзму).

ДЖАЙНИЗМ, религия в Индии (около 3 млн. последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (6 в. до нашей эры). Как и буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизму, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы - непричинения вреда живым существам.

Джайнизм, как и индуизм, относится к числу национальных религий Индии. Однако в отличие от последнего, ортодоксального, т. е. опирающегося на ведийский канон, джайнизм — неортодоксальное учение. Он отрицает непогрешимую святость и авторитетность Вед, существование бога-творца и неколебимую значимость жертвоприношений как пути для достижения конечного освобождения. Отвергает он и претензии брахманов на господствующее положение, и сословно-кастовое деление общества, придавая первостепенное значение ненасилию — ахимсе, отшельничеству и монашеской жизни как условию высшей праведности. Эти черты роднят его с буддизмом. Есть и другие, более частные сходства, что давало основания некоторым исследователям рассматривать джайнизм как ответвление буддизма.

В отличие от других индийских религий джайнизм мало изучен и почти не известен на Западе (джайны не поощряли любопытства европейцев). В современной Индии джайнов очень мало — приблизительно 0,5% (около трех миллионов) населения, но их роль в жизни страны весьма заметна. Им принадлежат ключевые позиции в экономике (джайны занимаются в основном торгово-ростовщической деятельностью).

Санскритское название религии джайна-дхарма ("учение победителей") происходит от термина "джина" — победитель, т. е. тот, кто победил свою карму и вышел из круговорота жизней и смертей.

Джайнизм возник и сформировался в том же историко-культурном поле, что и индуизм, буддизм и сикхизм, и потому имеет много общих с ними черт, характеристик, идей и понятий (карма, сансара, дхарма, нирвана, или мокша, и т. д.).

Джайнизм не отрицает существование богов, но в общей схеме мироздания отводит им весьма незначительное место. Миром движет всеобщий закон, а не воля бога-творца, периодически создающего и разрушающего этот мир. Вечное существование вселенной делится на бесконечное число циклов, каждый из которых проходит период улучшения (утсарпини) и упадка (авасарпини).

В центре джайнской религиозно-философской доктрины — проблема бытия личности. В трактатах-сутрах излагается учение о пути к освобождению из круговорота бесконечной смены рождений и смертей. Оно может быть достигнуто обретением "трех сокровищ" (триратна): правильным воззрением, или видением истины (самьягдаршана), правильным познанием (самьягджняна) и правильным поведением (самьягчарита).

 Основу культовой практики джайнов составляет почитание тиртханкаров. Значительное место в джайнской ритуалистике занимают паломничества и связанные с ними посты и праздники. Многие из них совпадают с общеиндийскими.

СИКХИЗМ («сикхӣ», «последователь, ученик») — религия, основанная в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком (1469—1539).

Священное писание — «Гуру Грантх Сахиб».

Приверженцев сикхизма насчитывается более 22 миллионов по всему миру. К 1991 году сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16,2 млн человек, 14 млн из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна. Это восьмая по величине религия в мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: