Класифікація і види понять

По объему (по количеству) все понятия можно разделить на три вида:

а) общие, в объем которых входит несколько (два и более) предметов, - "стол", "дом", "химический элемент" и т. п.;

б) единичные, в объем которых входит один-единственный предмет, - "первый космонавт", "столица Франции", "Луна" и т. п.; единичные понятия выражаются в зыке именами собственными или эквивалентными им выражениями;

в) пустые (нулевые), в объем которых не входит ни одного реально существующего предмета,- "кентавр", "русалка", "человек, побывавший на Марсе", и т. п.

 По содержанию (по качеству) понятия разделяются на следующие группы:

а) Конкретные и абстрактные. Конкретными называют понятия, содержание которых говорит о том, что в их объем входят некоторые объекты, предметы, самостоятельно существующие сущности, например, "человек", "буря", "дом" - объемы этих понятий включают в себя людей, явления природы, дома. Все это - целостные, автономные объекты. Абстрактными называют понятия, объемы которых включают в себя некоторые свойства предметов или отношения между ними. Свойства и отношения не существуют сами по себе, автономно и независимо, они всегда "привязаны" к каким-то объектам. Возьмите, например, понятие "белизна" или понятие "честность". И белизна, и честность сами по себе не существуют, существуют белые предметы и честные люди. Но мы можем оторвать от предмета некоторое свойство и образовать о нем понятие - такие понятия и называют абстрактными. К абстрактным относятся и такие понятия, как "дружба" и "любовь". Они отображают отношения между людьми и без людей нет на Земле ни любви, ни дружбы.

б) Относительные и безотносительные. Относительными называют такие понятия, содержания которых взаимно предполагают существование друг друга, грубо говоря, это понятия, существующие только в паре. Например, "правое-левое", "верх-низ", "ученик-учитель" и т. п. Представьте себе, что у нас осталось лишь понятие "правое", а понятие "левое" исчезло. Нетрудно сообразить, что, оставшись одно, понятие "правое" потеряет всякий смысл и тоже исчезнет. Такие понятия могут существовать лишь в паре, ибо их содержания определяются отношением друг к другу. Безотносительные понятия не содержат ссылки на другие понятия и могут существовать сами по себе, например, "карандаш", "овца", "жмых".

в) Положительные и отрицательные. Положительные понятия отображают свойства, присущие предметам, например, "высокий", "алчный", "желанный". Отрицательные понятия отображают свойства, отсутствующие у предмета, например, "неграмотный", "бескорыстный", "нежеланный". Если понятие "грамотный" отображает свойство человека уметь читать и писать, то понятие "неграмотный" говорит о том, что у объектов, входящих в его объем, данное свойство отсутствует. Следует, правда, обратить внимание на то, иногда слова, включающие в себя отрицательные частицы "не" или "без" ("бес"), выражают положительные понятия, т. е. отображают некоторые присущие предметам свойства: "ненависть", "неряха", "беспечный" и т. п.

г) Собирательные и несобирательные (разделительные). В собирательных понятиях некоторое множество, состоящее из однородных предметов, мыслится как единое целое, например, "стадо", "флот", "лес", "созвездие" и т. п. Эта целостность проявляется в том, что многие свойства совокупности предметов принадлежат ей как целому, но не принадлежат составляющим ее предметам. Можно сказать, например, "В лесу легко заблудиться" или "Данное созвездие похоже на медведицу", но этого нельзя сказать об отдельном дереве или звезде. Совокупность предметов часто приобретает свойства, которые лишены входящие в нее предметы.

Деление понятий на положительные и отрицательные, относительные и безотносительные не является жестким. В зависимости от того как мы формулируем содержание может меняться и наша оценка понятия.

Судження.

СУЖДЕНИЕ - продукт и результат мыслительного процесса, предполагающего, что субъект, констатируя некоторое положение дел, выражает свое отношение к содержанию высказанной мысли в форме знания, убеждения, сомнения, веры. Это отношение либо подразумевается, либо выражается явно с помощью различного рода оценочных предикатов типа "верно", "необходимо", "возможно", "хорошо", "плохо", "допустимо", "запрещено" и др. Любое знание человека, любой его поступок можно подвести под такой предикат как критерий оценки. По определению И. Канта, способность С. состоит в способности применять свой рассудок в конкретных обстоятельствах. Отсутствие способности С. он называл глупостью: "против этого недостатка нет лекарства, тупой и ограниченный ум, которому недостает лишь надлежащей силы рассудка и собственных понятий, может обучением достигнуть даже учености. Но так как в таких случаях подобным людям обычно не достает способности С, то нередко можно встретить весьма ученых мужей, которые, применяя свою науку, на каждом шагу обнаруживают этот непоправимый недостаток". Связи между С. как средствами выражения оценочных отношений мыслящего субъекта к высказываемому содержанию исследуются в модальной логике, вместе с тем, в логический науке сложилось иное, более узкое понимание С. - как предложения (высказывания), выражающего мысль, которая лишь фиксирует некоторое положение дел и характеризуется в связи с этим истинностным значением ("истинно", "ложно", "неопределенно" и др.). Фундамент теории С. (в этом смысле) заложен в логике Аристотеля, его заслуга состоит прежде всего в том, что он обстоятельно исследовал связи и отношения между С. вида "Все А суть В", "Некоторые А суть В", "Ни одно А не есть В", "Некоторые А не есть В", принимающих два истинностных значения - "истинно" и "ложно". На основе этого он создал логическое учение, вошедшее в науку под названием аристотелевской силлогистики. Свое завершение - на базе применения математических методов - двузначная теория С. получила в классической логике. С, характеризующиеся более чем двумя истинностными значениями, изучаются в неклассических (многозначных) системах логики.

Види суджень.

Кант в «Критике чистого разума» различает следующие виды суждений:
1) по количеству - общие, частные и единичные;
2) по качеству - утвердительные, отрицательные, бесконечные;
3) по отношению - категорические, гипотетические, разделительные;
4) по модальности - проблематические, ассерторические, аподиктические.

Аналитическими, или объясняющими, суждениями являются, по Канту, суждения, предикат которых уже заранее содержится в субъекте («все тела протяженны»); синтетическими, или расширяющимися суждениями - суждения, прибавляющие к понятию субъекта предикат, который еще не подразумевается в знании о субъекте («все тела обладают весом»).

Суждение синтетическое - по Канту, суждение, содержание предиката которого не заключено уже, как в аналитическом суждении, в содержании субъекта, а расширяется только в результате акта суждения. Кант различал синтетические суждения a posteriori и a priori. Последние являются для него объективным отправным пунктом для его критического исследования познания. При этом он исходил из того, что такие синтетические суждения возможны и даже имеются (Кант. Пролегомены).

Суждение экзистенциональное - суждение, которое относится к существованию как таковому (см. Существование).
Оно имеет форму: «Л есть» (а именно: налично, сущее, существующее), в отличие от суждения определенного бытия, форма которого: «Л есть Р» (напр., «А есть зеленое»).
Логистика различает два вида экзистенциальных высказываний: сингулярное экзистенциальное суждение типа «существует нечто такое, как элементарное количество» и универсальное экзистенциальное суждение типа «существует нечто такое, как цвет».
См. Экзистенция.








Судження якості.

В утвердительных суждениях логическая связка приписывает предикат суждения субъекту. Например, в суждении «Высокая степень квалификации специалиста требует его основательной предварительной подготовки» к субъекту суждения (S) «высокая степень квалификации специалиста» с помощью утвердительной связки (не высказанной в языке) приписывают предикат суждения, (Р) – «требует его основательной предварительной подготовки».

В отрицательных суждения логическая связка отделяет предикат от субъекта суждения. Например: «Рыбы не являются млекопитающими». В этом суждении связка отрицательная, так как признак «млекопитающие», составляющий предикат суждения (Р), несовместим с понятием «рыбы» (S).

Логическая связка суждения считается отрицательной только в тех случаях, когда отрицательная частица «не» стоит перед связкой. Если же эта частица стоит после связки, то она входит в состав предиката, а суждение относится к разряду утвердительных. Например: «Творчество этого автора страдает безвкусицей» или «Мировоззрение Л.Н. Толстого содержит идею непротивления злу», и т.д.

Оба вида суждения не должны метафизически противопоставляться: с логической точки зрения любое из них может быть преобразовано в свою противоположность. Например: «Рыбы являются не млекопитающими существами» (это уже утвердительное суждение).

Судження кількості.

По количеству категорические суждения делятся на единичные, частные и общие. За критерий деления при этом берётся предмет мысли, который по объёму содержит или единичные явления, или часть явлений какого – либо класса, или все явления данного класса.

Единичные суждения – это те, объём субъекта которых содержит только один элемент (индивидуальная вещь, явление, событие, и т.д.). Например: «Харьков – первая столица Украины», «Д.И. Менделеев – основатель периодической системы элементов», «Саша – студент первого курса» и т.д..
Частные суждения характеризуются тем, что содержание предиката относится только к части объёма субъекта. Например: «Некоторые из нас автолюбители», «Большинство людей предпочитают развлечения» и т.д.. Частные суждения включают в себя «некоторые», «часть», «большинство», «меньшинство» и т.д.. Те частные суждения, где количественная сторона известна лишь частично (по крайней мере, некоторые), называются неопределёнными частными суждениями. Н6апример, мы опросили часть студентов группы и теперь можем сказать «некоторые студенты этой группы занимаются спортом». Под словом «некоторые» мы здесь понимаем «по крайней мере некоторые, а может быть и все». Другие частные суждения, где слово «некоторые» употребляется в точно определённом смысле, называется определёнными частными суждениями. Например: «Некоторые студенты группы являются победителями олимпиады», или «Некоторые государства являются монархиями» и так далее.

Более важной для познания формой суждения является общее суждение, где объём субъекта относится ко всем предметам данного класса. Например: «Все тела состоят из атомов», или «Все люди смертны», и так далее.. Во всех общих суждениях предикат относится (утвердительная или отрицательная) ко всем предметам того или иного класса.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: