Этап развития государственной молодежной политики Российской Федерации

(с 2006 года и по 2014 год)

 

В 2005 г., в год окончания срока действия программы «Молодежь России (на 2001-2005 годы)», в период курирования молодежной сферы со стороны Министерства образования и науки РФ вопрос о принятии новой федеральной целевой программы не был решен. При этом следует учесть, что проект ФЦП «Молодежь России» на 2006-2010 годы подвергался серьезной критике со стороны Министерства экономического развития и торговли РФ и не был утвержден на заседании Правительства РФ в июне 2005 г.

 

В августе 2005 года на обсуждение был представлен проект Стратегии государственный молодежной политики в Российской Федерации на период 2006-2016 гг. Проект был разработан группой специалистов Министерства образования и науки РФ при участии представителей ряда общественных организаций.

В обсуждении приняли участие представители НПО, работающие в области образования, молодежных организаций, эксперты в области молодежной политики и журналисты. В предложенном проекте Стратегии впервые были четко сформированы приоритеты государственной молодежной политики, указывалось, что Стратегия молодежной политики представляет собой систему общенациональных проектов, исполнителями которых будут выступать операторы, отобранные на конкурсной основе. Общее руководство всем ходом исполнения Стратегии будет выполнять общественно-государственный Совет по реализации Стратегии государственной молодежной политики в РФ.

Проект Стратегии был одобрен коллегией Министерства образования в августе 2005 г. Самое последнее его обсуждение состоялось 14 сентября 2006 г., на котором он был рекомендован к рассмотрению на заседании Правительства РФ.

 

18 декабря 2006 г. распоряжением Правительства РФ вступила в силу Стратегия государственной молодежной политики.

В документе сказано, что федеральным органам исполнительной власти и органам власти субъектов РФ следует учитывать положение стратегии при принятии мер по реализации

государственной молодежной политики.

Стратегия - это документ, как утверждают разработчики, в котором заложены принципиально новые подходы к решению задач молодежной политики.

Впервые в практике государственных стратегий решение задач молодежной

политики предполагается осуществлять на основе взаимодействия государства

со структурами гражданского общества с привлечением грантовых процедур.

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.

В Стратегии декларировалось, что «реализовывать свой потенциал

молодой человек может только самостоятельно, а вот развивать – при помощи

тех инструментов и возможностей, которые созданы в обществе. Но только в случае, если он воспользуется этими возможностями».

Стратегия государственной молодежной политики в РФ предусматривала 4 приоритетных направления реализации государственной молодежной политики:

1) совершенствование государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, защиты их нравственности;

2) вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о

потенциальных возможностях развития;

3) развитие созидательной активности молодежи;

4) интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

 

Для реализации приоритетных направлений в Стратегии предусматривались

следующие проекты: «Гражданин России», «Российская молодежная информационная сеть “Новый взгляд”», «Доброволец России», «Карьера», «Молодая семья России», «Команда», «Успех в твоих руках», «Шаг навстречу».

 

Главным результатом реализации Стратегии должны стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны.

К ожидаемым результатам улучшения положения молодежи относятся повышение уровня здоровья и качества образовательных услуг, доходов молодых людей в сравнении с предыдущим периодом и доходами взрослого населения.

Результатом вклада молодежи в социально-экономическое, общественно-

политическое и социокультурное развитие страны являются:

- повышение числа молодых людей, получивших образование (не ниже среднего профессионального);

- сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих ниже прожиточного минимума;

- сокращение уровня безработицы в молодежной среде;

- снижение уровня правонарушений среди молодежи;

- повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи;

- повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества;

- увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней.

 

Таким образом, в результатах реализации Стратегии можно отчетливо увидеть цель молодежной политики, сформулированную в разделе III Стратегии: «развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России».

 

Ответственность за реализацию положений на уровне страны, указанных

в Стратегии, возлагалась на федеральный орган по молодежной политике, а на региональном уровне – на уполномоченный орган по работе с молодежью

субъекта Российской Федерации.

 

В редакции Стратегии государственной молодежной политики в РФ от12 марта 2008 г. было указано, что на федеральном уровне ответственность за реализацию приоритетных направлений ГМП несет Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи.

Это было связано с воссозданием данного органа 27 октября 2007 года.

Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по определению государственной молодежной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере,

 оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики,

созданию взаимодействия с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи,

условий для обеспечения здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания,

реализации молодежью своих профессиональных возможностей,

а также по координации деятельности в данной сфере органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Приоритетная цель Государственного комитета по делам молодежи - добиться активного вовлечения молодого поколения и социально-экономическую, политическую и культурную жизнь страны.

Исходя из этого в числе основных задач Комитета:

развитие мер по реализации государственной политики, направленной на успешную социализацию детей и молодежи,

достижение консолидации общества, патриотическое и гражданское воспитание, формирование толерантности у детей и молодежи,

поддержка одаренных детей и творческой молодежи,

развитие молодежного самоуправления,

создание условий для социальной адаптации детей и молодежи,  

формирование здорового образа жизни,

профилактика асоциального поведения и экстремизма,

поддержка молодых семей в решении нравственных и социальных проблем.

 

Руководство деятельностью Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи осуществляло Правительство Российской Федерации.

Госкомитет РФ по делам молодежи был призван выполнять роль координатора деятельности всех субъектов, участвующих в решении молодежных проблем.

Комитет должен был определять основные направления политики государства по отношению к молодежи, разрабатывать ее нормативные правовые и организационные основы. Таким образом, в рамках его полномочий - принимать решения о приоритетах в сфере молодежной политики, реализации проектов и программ и т.д.

 

В то же время функции организационно-финансового обеспечения планируемых мероприятий в сфере молодежной политике были возложены на Управление по делам молодежи Федерального агентства по образованию.

Кроме того, Министерство образования и науки РФ после создания Комитета потеряло свои полномочия в формировании молодежной политики, но за ним были оставлены функции по воспитанию и опеке.

Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи возглавлял руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее

Правительством Российской Федерации.

На момент создания Госкомитета по делам молодежи, структура органов федеральной исполнительной власти, курирующих молодежную политику в РФ, претерпела множество изменений.

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» было образовано Федеральное агентство по делам молодежи (создано вместо Государственного комитета по делам молодежи), которое находилось в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, образованное в соответствии с данным Указом.  

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г.

№408 было утверждено Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, в котором зафиксировано, что данное ведомство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики.

 

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

− создает во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, условия для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации профессиональных возможностей молодежи;

− размещает в установленном законодательством Российской Федерации порядке заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;

− организует конгрессы, конференции, семинары и другие мероприятия в установленной сфере деятельности Министерства;

− обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности Министерства;

− осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;

− организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

− организует профессиональную подготовку работников Министерства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

− взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности Министерства;

− учреждает в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности

Министерства и награждает ими работников, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

− привлекает в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;

− создает координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности Министерства.

 

К основным направлениям деятельности Министерства относятся:

1) совершенствование нормативно-правовой базы молодежной политики и ее унификация на всей территории страны (базовый закон о молодежной политике, поддержка молодых семей, молодых специалистов);

2) научное обеспечение молодежной политики, которое предполагает проведение научных исследований и мониторингов в молодежной среде, определение стратегических направлений, выработку предложений для государственных структур в сфере работы с молодежью. На базе 29 государственных вузов, готовящих специалистов по работе с молодежью, созданы научно-методические центры молодежной политики (Рособразованием), которые буду осуществлять научное сопровождение реализации молодежной политики, а Министерство - их организационное и методическое сопровождение;

3) в целях обеспечения эффективной реализации мер государственной молодежной политики Министерство разработало систему критериев и показателей оценки ее результативности в субъектах РФ, которая должна показывать взаимосвязь между мерами государственной молодежной политики и изменениями в положении молодежи.

 

Этим документом устанавливали единые подходы к оценке молодежной политики, формировали система измерения эффективности молодежной политики, которая должна была обеспечить возможности осуществления оперативного анализа и прогнозирования положения молодежи и выявления актуальных задач молодежной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

Структурным подразделением Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации являлся Департамент молодежной политики и общественных связей. Он выполнял функции по выработке и реализации государственной молодежной политики в установленной сфере деятельности Министерства.

 

Департамент осуществляет следующие полномочия: разрабатывает предложения по формированию основных направлений и принципов реализации молодежной политики; координирует деятельность исполнительных органов по делам молодежи и осуществляет мониторинг эффективности реализации молодежной политики;

взаимодействует с общественными формированиями в сфере молодежной политики и содействует их развитию;

анализирует практики применения существующего законодательства в сфере молодежной политики и подготавливает предложения по его совершенствованию;

осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации, анализ зарубежного и международного опыта государственного, межгосударственного и неправительственного регулирования вопросов, отнесенных к компетенции Министерства;

подготавливает справочные, информационные, методические, аналитические и

иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.

 

Федеральное агентство по делам молодежи является федеральным органом исполнительной власти и подчиняется Министерству спорта, туризма и молодежной политики.

Агентство осуществляет в установленной сфере деятельности организацию мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание, профессиональную ориентацию детей и молодежи, поддержку талантливой молодежи, организацию деятельности специализированных (профильных) лагерей и туристских баз, туризма и отдыха для детей и молодежи, обеспечение здорового образа жизни молодежи.

 

Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) - единственный профильный общенациональный орган государственной власти, деятельность которого целиком сосредоточено на развитии молодых граждан России.

При реализации молодежной политики органы власти на федеральном уровне подчеркивают необходимость в создании условий и предоставление возможностей молодежи для самореализации. «Важнейшая роль в повышении эффективности и результативности молодежной политики принадлежит и самому молодежному сообществу.

Ушли в прошлое патерналистские попытки рассматривать молодежь как социально ущербную категорию, нуждающуюся в попечении и управлении. Стала понятна и нерациональность выстраивания деятельности в молодежной сфере как симптоматической реакции на те или иные угрозы, исходящие от молодежи и способные нарушить стабильность жизни взрослого сообщества.

 Молодежь рассматривается в качестве полноправного субъекта молодежной политики, основного партнера властей всех уровней в ее выработке и реализации. Молодежная политика ориентирована на максимальное включение молодежи в социальную практику, на создание условий и возможностей для самостоятельного решения молодежным сообществом собственных проблем и полноценное участие молодежи в жизни общества. Особенно важным является общественное признание потребности широкого включения молодежи в социальные практики как необходимого условия формирования у нее российской идентичности».

 

Агентство рассматривает молодежь как главный ресурс развития страны

в XXI веке и именно на этом убеждении строит свою работу. Росмолодежь -

оператор этого важнейшего стратегического ресурса, наиболее ценной части

человеческого капитала страны. Именно на улучшение его качественных и количественных характеристик направлена осуществляемая агентством государственная молодежная политика.

Росмолодежь призвана создавать возможности для молодого поколения и координировать усилия для формирования условий его самореализации.

Под человеческим капиталом понимается комплекс качеств, навыков, способностей и знаний человека, используемых им при осуществлении хозяйственной деятельности в интересах получения дохода.

Основу формирования человеческого капитала составляют инвестиции в развитие человеческих ресурсов с целью повышения их производительности.

К ним относятся инвестиции в приобретение базовых навыков, квалификации, накопление опыта и знаний, а также инвестиции в поддержание трудоспособности (охрану здоровья) и приобретение специфических личных качеств, необходимых для занятия той или иной профессиональной деятельностью.

В настоящее время понимание человеческого капитала постепенно выходит из узкоэкономических рамок и начинает приобретать выраженные социальные очертания. Вклад в человеческий капитал рассматривается как стратегический ресурс в социально-экономическом отношении. Прежде всего, вклад в молодежь, поскольку через 10-15 лет, она составит основной трудовой ресурс страны. Соответственно, создав условия для самореализации молодежи, в результате Россия получит квалифицированные, компетентные кадры.

Задачи преобразования потенциала молодежи в человеческий капитал страны носят максимально комплексный межведомственный и надотраслевой (межсекторный) характер, требуют предельно широкого взгляда на роль молодежи в строительстве современного гражданского общества и российского государства.

 

При этом молодежная политика в данном контексте в это время оказалась вне зоны целенаправленного общественно-государственного влияния, так как существующие структуры государственного управления не имеют ни необходимых механизмов межведомственной координации, ни механизмов согласования своих действий с коммерческим и некоммерческим секторами.

Тем самым комплексный, надведомственный и общенациональный характер

молодежной политики не осознается в полной мере.

 

Исходя из выше изложенного структуру управления и инфраструктуру

молодежной политики должны составлять государственные органы и их учреждения, молодежные общественные объединения, органы, обеспечивающие межведомственное взаимодействие субъектов молодежной политики, а также тесное сотрудничество субъектов коммерческого и некоммерческого секторов общества.

Основными принципами взаимодействия субъектов молодежной политики должны стать:

1 Определение единой для страны цели и основных приоритетов молодежной политики в соответствии со стратегией развития страны и потребностями молодежи.

2 Децентрализация управления молодежными программами. За исполнение общероссийских и межрегиональных проектов должен отвечать соответствующий орган на федеральном уровне, за исполнение региональных и местных проектов - на региональном. При этом на федеральном уровне должна быть создана общая система оценки качества работы с молодежью, сформированы основные подходы к этой работе, а также стандарты обучения молодежных работников. Оценка результативности молодежной политики должна стать одним из важнейших критериев оценки эффективности работы региональной власти.

3 Межведомственный и межсекторный характер разработки и реализации молодежной политики.

4 Общественно-государственный подход. Признание активной, а не реактивной роли самой молодежи и ее общественных объединений. Государство совместно с молодежными объединениями должно определять приоритетные направления, в рамках которых организации могут выдвигать инициативы и получать поддержку своих проектов.

Таким образом, на уровне страны признается необходимость межведомственного взаимодействия и его координации в сфере молодежной политики, а также за молодежью признается право на самореализацию. Государство в свою очередь высказывает согласие с инвестированием средств в человеческий капитал молодежи.

 

 

В число главных приоритетов Росмолодежи входят:

1) включение молодежи в процесс инновационного развития страны через раскрытие талантов и реализацию потенциала личности;

2) поддержка общественных молодежных инициатив и стимулирование предпринимательской активности;

3) разрешение сложностей социальной адаптации молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

4) воспитание молодого поколения в духе нравственности, патриотизма и толерантности.

 

Таким образом, в этот период Министерство спорта, туризма и молодежной политики

РФ и Федеральное агентство по делам молодежи в рамках своих полномочий

координируют реализацию государственной молодежной политики на федеральном уровне и осуществляют взаимодействия на уровне субъектов Российской Федерации.

 

В этот период в субъектах Российской Федерации реализацию молодежной политики осуществляют 11 министерств по молодежной политике, 7 объединенных министерств, 5 государственных комитетов, 20 комитетов по молодежной политике, 4 агентства, 12 департаментов, 13 управлений, 11 отделов. Общее число сотрудников региональных органов по делам молодежи составляет более 1300 человек.

 

Структура управления в регионах - от отдельного министерства по делам молодежи до отдела из нескольких человек в рамках какого-нибудь департамента.

 

 Инфраструктура молодежной политики – от наличия домов молодежи, подростковых клубов в каждом микрорайоне до их полного отсутствия.

Практически во всех субъектах Российской Федерации основным механизмом реализации молодежной политики являются региональные целевые программы.

Всего на территории Российской Федерации органами по делам молодежи реализуется 220 программ. В субъектах Российской Федерации действуют программы по обеспечению жильем молодых семей, выполняются программы поддержки молодежных общественных организаций, молодых семей, талантливой молодежи, программы по трудоустройству молодежи, духовно-нравственному воспитанию, по работе с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, программы по спорту, организации отдыха и пропаганде

здорового образа жизни.

 

В целях развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью разработана Концепция развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации.

Разработан Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи»), который утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2008 г. № 678 (прил. 2).

 

17 ноября 2008 г. распоряжением Правительства Российской Федерации

№ 1662-р была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Министерству спорта, туризма и молодежной политики удалось добиться, чтобы в данной

Концепции появился самостоятельный раздел «Молодежная политика» - как приоритет, вместо традиционного включения молодежи в раздел «Социальная политика» (среди пенсионеров, инвалидов и детей).

Такой же приоритетный раздел появился и в Основных направлениях деятельности Правительства до 2012 года.

Пункт 9 настоящей Концепции гласит: «Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны». Эта формулировка соотносится с целью ГМП, обозначенной в Стратегии государственной молодежной политики в РФ.

«Государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями».

В данном документе выделено 3 задачи, позволяющие достичь цели государственной молодежной политики в нашей стране:

− вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи;

− формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи;

− гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.

Данные задачи соотносятся с приоритетными направлениями ГМП, указанными в Стратегии государственной молодежной политики в РФ.

 

В это же время распоряжением Правительства Российской Федерации от

17 ноября 2008 г. № 1663-р утверждены «Основные направления деятельности

Правительства Российской Федерации на период до 2012 года».

В частности в п. 8 «Молодежная политика» указано, что «важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика. В этих целях необходимо продолжить реализацию основных

приоритетных направлений, определенных Стратегией государственной молодежной политики, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р».

Далее перечислены приоритетные направления реализации государственной молодежной политики в нашей стране и возможные механизмы их осуществления.

Первое - вовлечение молодежи в социальную практику.

Предстоит разработать эффективные модели и формы вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, в том числе трудовых объединений и студенческих отрядов, уделить внимание развитию молодежных бирж труда и других форм занятости. Физкультурно-спортивное воспитание должно стать одним из направлений патриотического воспитания.

Будет разработан комплекс мер, направленных на развитие сети молодежных досуговых учреждений (многофункциональные молодежные центры, спортивные секции, дома молодежи, центры досуга).

Второе - формирование системы поддержки инициативной и талантливой

молодежи. Следует существенно увеличить количество молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады). Планируется создать и развить систему поддержки лауреатов премий, талантливой молодежи из малых городов и сельской местности.

Третье - обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Необходимо предпринять меры, направленные на повышение эффективности и расширение сети региональных (муниципальных) служб социальной

реабилитации несовершеннолетних. Будут приняты программы адресной социальной помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также программы профилактики правонарушений среди молодежи, в том числе будет организовано комплексное и непрерывное индивидуальное социально-правовое и социально-психологическое сопровождение.

 

В данных документах отмечено, что молодежная политика – это самостоятельное направление деятельности государства, от эффективности реализации которого зависит рост благосостояния граждан и устойчивое развитие страны.

В целом можно сказать, что Министерство выполняет в большей степени

административные функции, Федеральное агентство – исполнительные.

 

2009 год в России был объявлен Годом молодежи (Указ Президента Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № 1383). Это подтверждает серьезность намерений со стороны государства к решению вопросов, позволяющих выстраивать эффективную молодежную политику.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г.

№ 1955-р был утвержден состав организационного комитета по проведению в

Российской Федерации Года молодежи и план основных мероприятий, в который

включены программы, проекты и мероприятия, соответствующие приоритетам и

задачам, поставленным в стратегических государственных документах.

В соответствии с данным распоряжением было утверждено 60 основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года молодежи.

Данные мероприятия распределены по 7 блокам:

− организационные мероприятия, связанные с открытием Года молодежи;

− вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о

потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки

научной, творческой и предпринимательской активности молодежи;

− поддержка инициативной и талантливой молодежи, обладающей ли-

дерскими навыками;

− патриотическое воспитание молодежи, пропаганда здорового образа

жизни, развитие массового спорта, содействие формированию право-

вых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи, под-

держка молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

− нормативное правовое и научное обеспечение работы с молодежью;

− международное молодежное сотрудничество;

− информационное обеспечение Года молодежи.

 

Год молодежи являлся общероссийским проектом, направленным на формирование новой системы конструктивного взаимодействия регионов, налаживания ими как горизонтальных, так и вертикальных связей, для мобилизации молодежного ресурса и поддержки молодых людей, которые желают себя реализовать в каких-либо предложенных сферах деятельности.

Ряд проектов, реализованных в Год Молодежи были яркими и эффективными с точки зрения экспертов (представителей органов власти, бизнеса, науки):

  • Зворыкинский проект и завершавший его Всероссийский молодежный инновационный конвент. Цель оторого - дать возможность тысячам молодых людей реализовать свой научный потенциал в России, стать успешными и богатыми через коммерциализацию своих проектов;
  • проект «Ты - предприниматель». Большое количество привлеченных к участию в нем молодых людей является одним из индикаторов успешности данного проекта. Он направлен на популяризацию предпринимательства как современного и интересного стиля жизни;
  • отмечают проект «Лидерство». Цель – подготовить специалистов в области выстраивания эффективной жизненной стратегии молодыми людьми, дать возможность каждому молодому человеку быть успешным при любых обстоятельствах;
  • Форум победителей «Прорыв», проведенный в спортивном комплексе «Олимпийский» 17 декабря 2009 года. Одна из главных целей Форума – помочь отечественным компаниям найти талантливые молодые кадры. Каждый участник Форума победителей получил справочник прямых контактов людей, ответственных за работу с талантливой молодежью в субъектах РФ, в ключевых федеральных ведомствах и корпорациях.

 

В целях раскрытия и использования потенциала талантливой молодежи Минспорттуризмом России разработана и проходит согласование ведомственная целевая программа «Молодежь – основа инновационного развития России», реализацию которой планировалось начать с 2011 г. и которая должна стать механизмом поддержки и сопровождения талантливой молодежи.

На данном этапе велась постоянная работа по разработке федерального закона в области молодежной политики.

Так, проект федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» был внесен депутатами Государственной, но данный проект закона был отклонен. Президент России Д.А. Медведев поддержал прозвучавшие на заседании Госсовета предложения по разработке федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 гг.

 

На протяжении всего данного периода  Росмолодежь курировала реализацию еще рядом общероссийских молодежных проектов:

1 Технология добра

Цель: популяризация добровольческой деятельности среди молодежи.

Направления деятельности:

− у каждого должна быть бабушка – деятельность добровольцев, направленная на безвозмездную помощь пожилым;

− экология и благоустройство – деятельность добровольцев, направленная на улучшение окружающей среды;

− помощь детям - деятельность добровольцев, направленная на работу с детьми;

− нравственные приоритеты – деятельность добровольцев по профилактике здорового образа жизни;

− социальная реклама и донорство – деятельность добровольцев, направленная на создание социальной рекламы и программ по увеличению донорства;

− помощь людям с инвалидностью – деятельность добровольцев, направленная на создание комфортных условий жизни для людей с инвалидностью.

 

2 Траектория карьеры

Цели:

− содействие эффективной профориентации молодежи;

− развитие моделей и форм ее вовлечения в трудовую и экономическую деятельность;

− стимулирование молодежи к предпринимательской деятельности и создание системы поддержки молодежных деловых инициатив.

Задачи:

− разработка и внедрение профориентационных и карьерных технологий,

нацеленных на капитализацию и профессионализацию молодежи;

− вовлечение работодателей и родителей, привлечение экспертов к разработке и проведению профориентационных мероприятий;

− распространение принципов конструктивизма на подходы к карьере в среде молодежи, распространение принципов свободы выбора по отношению к профессиональному пути и карьере в соответствии с возможностями и мотивацией индивида.

 

3 Информационный поток

Цели:

− создание средствами медиа образов новых героев, новых эталонов и новых стратегий успеха;

− повышение роли молодежных медиа в формировании позитивного образа России в глазах мирового сообщества;

− содействие развитию информационного общества в России.

Направления деятельности:

− повышение уровня профессионализма молодых журналистов через программы практик и стажировок, через проведение образовательных комплексов и через профильные конкурсы;

− мониторинг и экспертиза молодежных медиапроектов, содействие их продвижению и развитию;

− вовлечение молодых журналистов и молодежных медиапроектов в обсуждение актуальных вопросов российской действительности, повышение авторитета молодежных медиа в информационном пространстве России.

 

4 Территория

Цели:

− патриотическое воспитание молодежи, которая знает, любит свою Отчизну и испытывает гордость за нее;

− создание возможностей для укрепления здоровья молодежи, развития лидерских качеств молодых людей и привития им навыков самообслуживания;

− развитие познавательного отдыха в природной среде;

− укрепление имиджа страны как современного, высокоразвитого, гостеприимного государства, обладающего не только природными ресурсами, но и инновационными технологиями в области туризма;

− развитие туризма как отрасли экономики, приносящей доходы, сопоставимые с доходами от нефтегазовой промышленности;

− расширение количества новых рабочих мест для молодежи в сфере туризма, требующих от работников творческих способностей и профессиональных знаний, а также приносящих стабильно высокий доход.

5 Шаг навстречу

Цель: оказание помощи при интеграции в общество молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (ТЖС).

В  рамках данной программы реализуются следующие направления:

− молодежные добровольческие инициативы в сфере охраны порядка;

− профилактика правонарушений в молодежной среде;

− профилактика употребления психоактивных веществ;

− ресоциализация освободившихся осужденных молодежного возраста.

 

6 Россия для всех

Цели:

− формирование толерантного сознания в молодежной среде;

− формирование в молодежной среде позитивных установок в отношении

представителей всех этнических групп, проживающих в России;

− формирование привлекательного образа России как страны, обладающей уникальной, не имеющей аналогов в мире культурной средой, сформированной за счет многоуровневого взаимопроникновения культур различных народов.

 

7 Артпарад

«Артпарад» – это первый проект, способный объединить несколько групп людей из многоплановой среды искусства, помочь в их продвижении, используя государственно-частное партнерство, создать сильные конкурентоспособные и актуальные культурные проекты, устранив препятствия на пути развития таланта и сосредоточив вокруг него все необходимые ресурсы.

Цели:

− создание эффективной системы выявления и дальнейшего продвижения молодых талантливых авторов в сфере культуры и искусства;

− создание общероссийской инфраструктуры, способствующей реализации культурных инициатив и проектов выдающихся молодых авторов;

− создание всероссийского сообщества молодых талантливых авторов актуального искусства;

− создание авторитетной структуры государственно-частного партнерства по поддержке молодых талантливых авторов.

 

Проекты, реализация которых координируется Росмолодежью, соотносятся с приоритетами и целью ГМП, сформулированной в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации.

 

В конце 2009 года были разработаны критерии для оценки эффективности реализации молодежной политики в регионах.

В их основе лежит соотношение следующих данных:

1) информация о молодежи субъекта РФ – общая численность, уровень образования, формы занятости, уровень и направления социальной активности, количество преступлений и правонарушений, совершенных молодежью, в субъекте РФ;

2) сведения о реализации основных направлений ГМП в субъекте РФ: количество мероприятий, наличие системы работы, качественно-количественные показатели эффективности реализуемых проектов и программ по основным направлениям (поддержка и сопровождение талантливой молодежи, помощь и поддержка молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, система профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, профилактика асоциальных явлений в молодежной среде, патриотическое воспитание и допризывная подготовка детей и молодежи, поддержка молодых семей, работа с объединениями молодежных субкультур и т.д.);

3) управление и инфраструктура государственной молодежной политики в субъекте РФ: наличие и уровень разработанности нормативно-правовой базы в сфере государственной молодежной политики на региональном уровне (законы, программы) и спектр учреждений, работающих с молодежью на территории региона, включая информацию об уполномоченном органе по делам молодежи.

Эти данные анализируются и являются основой для создания картины реализации ГМП на территории страны. На их основе будут составлены ежегодные Доклады о положении молодежи в Российской Федерации.

Таким образом, в данный период можно выделить следующие характерные особенности:

1) созданы федеральные органы власти, регулирующие реализацию

ГМП: Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, в его структуре - Департамент молодежной политики и общественных связей и Федеральное агентство по делам молодежи, которое подчиняется Минспорттуризму.

2) несмотря на существование ряда причин и факторов, тормозящих становление и развитие государственной молодежной политики как самостоятельной отрасли социально-молодежной работы, в стране достаточно интенсивно идут процессы, связанные с институциональным обеспечением молодежной политики. Создание сети учреждений, органов управления, общественных структур, занимающихся решением реально существующего круга проблем, связанных с молодежью. Практически во всех субъектах Российской Федерации функционируют органы по делам молодежи.

Они различны по статусу, компетенции и наименованию (госкомитеты, комитеты, министерства, департаменты, управления, отделы).

3) весь период продолжается разработка нормативного регулирования в сфере молодежной политики. Правительство Российской Федерации определило и рассматривает государственную молодежную политику как самостоятельное направление деятельности государства. В 2006 году Правительством была принята Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации.  Кроме этого, в Стратегии социально-экономического развития на период до 2020 года, принятой Правительством Российской Федерации, установлено, что целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации, эффективной самореализации молодежи, развития потенциала молодежи и его использования в интересах инновационного развития страны.

Молодежная политика обозначена как приоритет в разделе «Развитие человеческого потенциала» вместо ее традиционного включения в раздел «Социальная политика». Ведется разработка проекта Федерального закона в сфере молодежной политики.

4) разработаны критерии эффективности реализации государственной молодежной политики, которые будут основой для составления Докладов о положении молодежи в России и реализации государственной молодежной политики в стране.

5) при реализации молодежной политики учитываются проблемы и интересы молодежи. Молодежь в этого времени занимает позицию субъекта реализации молодежной политики наряду с органами власти, бизнес-структурами и общественными формированиями.

 

Так же одним из наиболее заметных результатов этого периода можно считать повышение политической активности молодых людей, рост у них интереса к участию в консультативных структурах при региональных органах власти. Региональные власти также стали серьезнее относится к работе молодежных парламентов и правительств. Стоит отметить, что еще в 2009 году во всех регионах фактически завершился процесс создания молодежных парламентов, в том числе на муниципальном уровне. Во многом это связано с тем, что поддержка данной формы политической активности стала показателем качества работы регионов в рамках Года молодежи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: