Титул XVII. О наказаниях за преступления

1. Никто, укрывающийся в церкви, не может быть уведен оттуда силой, но вина укрывшегося должна быть известна иерею, и тогда укрывшийся может быть взят под обеспечение для законного расследования и рассмотрения его дела.

2. Тот, кто по решению судьи или для дачи свидетельских показаний или по приводу противной стороны, прикасаясь к Святым Божественным Евангелиям, поклялся и, как потом выяснилось, дал ложную клятву, да подвергнется отрезанию языка.

15. Вошедший в алтарь днем или ночью и похитивший что-либо из священной утвари – да будет ослеплен. Если не же в алтаре, а в нефе что-либо украдет, да будет высечен как нечестивый и наголо остриженный да будет изгнан.

18. Подделывающие монеты подлежат отсечению руки.

43. Колдуны и знахари, которые к вреду людей общаются с демонами, подлежат казни мечом.

45. Совершивший предумышленное убийство, независимо от возраста, карается мечом.

51. Клеветники подлежат тому же наказанию, которое надлежит за то, в чем они ложно обвинили.

52. Манихеи и монтанисты караются мечом.

(Эклога. Византийский законодательный свод VIII века. М., 1965)

Задание 1. Прочтите фрагмент правового источника и ответьте на вопросы:

  1. Дайте характеристику нормам семейного и наследственного права в соответствии с византийской «Эклогой».
  2. Уточните обстоятельства составления действительного письменного завещания.
  3. Перечислите категории недостойных наследников в соответствии с законодательством Византии.
  4. Сравните юридический статус опекаемого в Византии (по тексту «Эклоги») и Риме (по «Законам XII таблиц»).
  5. Выявите особенности составов преступлений, предусматриваемых «Эклогой», составьте собственное мнение относительно санкций.

 

Земледельческий закон [35]

1. Земледельцу, возделывающему свое поле, следует быть справедливым и не переступать межи соседа

3. Если договорились друг с другом два земледельца перед двумя или тремя свидетелями обменяться землями и договорились бы окончательно, пусть остается их обмен законным, прочным и непоколебимым

21. Если бы земледелец построил дом или посадил виноградник на чужой пустоши и со временем вернулись бы хозяева ее, то они не имеют права разрушить дом или вырыть виногорадники, но должны взять равноценный участок, где бы ни захотели. Если же отказался бы поселившийся или посадивший на чужом и не дал бы равноценного участка, то имеет право хозяин участка и виноградник вырыть, и дом разрушить

59. Срубающий чужие плодоносные виноградные лозы или вырывающий с корнем подвергнется отсечению руки и ответит за убыток

66. Разрушающие чужие дома самовольно или делающие непригодной ограду, намереваясь огородить или построить свои, пусть подвергнутся отсечению руки.

(Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / сост. В. Н. Садиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. – С. 206-207).

Задание 1. Прочтите фрагмент правового источника и ответьте на вопросы:

  1. Какие правовые институты Византии нашли свое продолжение в современных нормах земельного права?
  2. О чем свидетельствует суровость санкций, предусмотренных византийским законодателем за нарушение границ земельного участка?

 

Контрольные вопросы и задания:

  1. Когда и в каких условиях произошло становление византийской государственности?
  2. Какое влияние оказали реформы императора Юстиниана на развитие государственности и правовой системы Византии?
  3. Какое влияние оказало право Византии на становление правовой системы России?
  4. Дайте характеристику основных правовых памятников Византии.
  5. Каким было влияние христианской церкви на развитие уголовного права, понимание свободы и ответственности человека перед законом?

 

Дополнительная литература:

Бужак, К.В. О некоторых аспектах административно-правового регулирования внешней миграции в русско-византийском договоре 907 г. // Управленческое консультирование. 2014. № 12. С. 151-158.

Вещные права на землю в избранных фрагментах из Дигест Юстиниана: [пер. с лат] / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; отв. ред. Л. Л. Кофанов. М.: Статут, 2006. 724 с.

Величко А. М. Византийский монархизм / А. М. Величко // Известия вузов. Правоведение. 2005. № 5. С. 175-196.

Глушаченко С.Б. Особенности института императорской власти в Византийской империи / С.Б. Глушаченко, В. П. Сальников, Д. А. Макаров // История государства и права. 2004. № 4. С. 40-49.

Кецба, Б.И. Влияние христианства на законодательство Византийской империи / Б.И. Кецба // История государства и права. 2015. № 15. С. 3-9.

Майор Ф.М. Договоры Руси с Византией – важные источники древнерусского права / Ф. М. Майор // История государства и права. 2008. № 4. С. 38-40.

Осавелюк, А.М. О некоторых проблемах канона в церковном праве // Государство и право. 2015. № 4. С. 28-34.

Памятники римского права: Законы XII таблиц; Институции Гая; Дигесты Юстиниана. М.: Зерцало, 1997. 608 с.

Тема 1.5. Становление государства и права
у романо-германских народов

Термины: галлы, франки, варвары, «варварские правды», аллод, иммунитет, прекарий, коммендация, бенефиций, рахинбург, вергельд, солид, денарий, феод, граф, епископ, община – «марка».

План изучения темы:

Варварские правды» как источник права

Обычаи гражданского оборота по «Салической правде»

Преступления и наказания по «Салической правде»

Суд и процесс у древних германцев


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow